rus | eng
RSSВеб-камера

Обращение Святейшего Патриарха к братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Публикации
С праздником обители, всечестные отцы, досточтимый отец наместник, братия обители. У меня не будет, видимо, возможности другой обратиться в эти дни к братии обители, чтобы сказать о некоторых проблемах и вопросах, которые возникают сегодня в жизни не только Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, но в жизни многих монастырей Русской Православной Церкви. Первое, что я хотел бы сказать, это поздравить всех вас с наступающим праздником небесных покровителей, преподобных Сергия и Германа Валаамских. Сегодня читалось житие многих подвижников веры и благочестия, прославленных церковью, которые в той или иной степени связаны с Валаамским монастырем. Нами, по представлению отца игумена, утвержден общий день празднования Собора подвижников Валаамского монастыря на второй день праздника Преображения Господня, на второй день праздника обители Валаамской. С этого года будет ежегодно совершаться празднование Собора Валаамских подвижников. Именно сейчас слышали, что в разных местах - и в Америке, на Аляске, на Еловом острове подвизался преподобный Герман Аляскинский, здесь подвизался преподобный Александр Свирский, преподобный Арсений Коневский и многие, многие другие. Есть и не прославленные подвижники, но которые заслуживали того, чтобы их жизнь, их подвиг, далеко не изученные, и они также были занесены в книгу, и они также были бы присоединены к сонму подвижников Спасо-Преображенской Валаамской обители.

В преддверии нового тысячелетия и в преддверии нового века во многих монастырях проявляются эсхатологические настроения. Раз конец века, тем более, конец тысячелетия, - будет конец света. Но Христос Спаситель в Евангелии говорит совершенно четко и ясно: "О дне таком и часе никто не знает". И это иногда отражается на том, что раздаются голоса: не надо реставрировать то, что было разрушено, не надо восстанавливать, потому что конец света будет. Пока мы живем, мы должны трудиться и возрождать то, что было разрушено до нас - это наш долг. Так, каждый из нас должен готовиться не только к концу света, но и к концу своей жизни. Ибо никто из нас не знает, когда Господь призовет его. Но сидеть, сложа руки и ждать конца света в наше очень ответственное время, когда от каждого требуется созидание, труд, не слово. Иногда в монастырях сильно проявляются антиэкуменические настроения, которые нагнетаются со стороны или провоцируются со стороны тех, кто хочет внести разделение в жизнь Церкви. Мы живем в мире сем, поэтому отношение с церквами, которые не занимаются прозелитизмом на нашей Русской земле, как и раньше, мы будем укреплять и развивать. И вот Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, будучи епископом на Американском континенте, епископом Алеутским сначала, затем епископом Сан-Франциским, он развивал контакты, присутствовал на богослужениях епископальной церкви Соединенных Штатов. Я об этом помню, и это не вызывает ни у кого и не может вызывать ничьих замечаний. Но мы будем категорически возражать против, и возражаем против прозелитизма, который сегодня осуществляется на нашей земле. Это, в первую очередь, различными сектами, часто тоталитарными, деструктивными сектами, которые калечат души людей, которые покупают души людей благодаря тому, что людям трудно живется, иногда людям трудно прокормить свою семью, и вот эти секты покупают души людей, давая им деньги. Мы возражаем и категорически отвергаем прозелитическую деятельность Римо-Католической церкви на территории России. И у меня недавно была встреча с кардиналом Силестрини, который возглавляет конгрегацию восточных церквей. Он сказал, что Второй Ватиканский Собор провозгласил экклезио-логический принцип, что православные церкви являются церквами-сестрами, и что сейчас, в этом преддверии двух тысячелетия Рождества Христова, все эти отношения нужно закрепить и хорошо было бы, чтобы была встреча между Патриархом Московским и Папой Римским. Я на это ему сказал, что Римо-Католическая церковь отошла от экклезиологического принципа Второго Ватиканского Собора. Когда Советской властью была запрещена в западных областях Украины Греко-католическая церковь, уния, на протяжение пятидесяти лет послевоенных, и бывшие униаты, которые вернулись в православие, и, может быть, скрытые униаты, духовно окормлялись в Русской православной Церкви и получали часто и образование в нашем духовном учебном заведении. А когда же пришла религиозная свобода, то были разгромлены православные епархии во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. Разве так поступают с церковью-сестрой? Причем силой православных изгоняли из своих храмов, священнослужителей изгоняли, оскверняли святыни. И если это можно еще себе представить в период дикого средневековья, то в ХХ-м веке представить этого невозможно. Да, на протяжение последних лет делается много попыток к тому, чтобы произошла моя встреча с Папой. Но просто встретиться нет никакого смысла. Поэтому мы поставили условия возможной встречи, чтобы был подписан или меморандум или декларация, в которой был бы осужден прозелитизм, который не может иметь место в отношениях между церквами-сестрами. И мы предлагали также, чтобы, - мы не можем требовать, чтобы на этой встрече была осуждена уния, так как это часть Римо-Католической церкви, - но мы предлагали, чтобы было повторено то, что было достигнуто и что было подписано на всех православно-католических встречах - что уния не способствует единству церквей. И вот оба эти пункта были неприемлемы для Католической Церкви. Поэтому мы отказались сразу же от любых возможных контактов. И когда видные иерархи Католической Церкви заявляют, что Россия - это духовная пустыня, что Россия - миссионерское поле для Римо-Католической Церкви, такие высказывания для нас не приемлемы, и когда десять католических миссионерских орденов работают в России, мы считаем, что это нарушает экклезиологический принцип, который был достигнут на Втором Ватиканском Соборе. И ни о какой встрече в таких условиях речи быть не может.

В монастырях также появляется большой интерес в отношении канонизации новомучеников Российских и царской семьи. Собор, который будет созван в 2000-м году, он канонизует сонм новомучеников Российских, в том числе и царскую семью, потому что, изучая в течение четырех лет, комиссия по канонизации, ее вывод, и Синода, и Архиерейского Собора -они не дают основания за царство и за жизнь причислять царскую семью к лику святых. Есть основания только - за мученическую кончину, за тот христианский подвиг во время заключения и в подготовке к мученической кончине. Поэтому в будущем году к сонму новомучеников будут, как страстотерпцы, канонизованы и члены царской семьи, убиенные в Екатеринбурге. Позиция наша в отношении Екатеринбургских останков остается прежней, она неизменно, она полностью расходилась с выводами комиссии, как государственной, которая работала. И я думаю, что еще долго бы работала комиссия, изучая документы, если бы не возглавил комиссию Немцов, для которого показалось, что решение этого вопроса может быть очень быстрым и не составит особого труда. Здесь выводы наших позиций полностью расходятся с мнением Государственной комиссии. Хотя мы предлагали создать символическую могилу у Новоспасского монастыря Москвы, где усыпальница бояр Романовых, рода Романовых; эту символическую могилу считать символической могилой всех жертв богоборческой власти, всех жертв, пострадавших за веру в тяжелые годы гонений, наше предложение было не принято, поэтому мы не приняли участие в захоронении. Почему наша позиция была такой? Следователь по особо важным делам Соколов в 1918 году по свежим стопам после расстрела, проводил расследование убиения царской семьи, и собран им огромный материал, есть документы, которые свидетельствуют о том, что была попытка, цель сжечь и уничтожить останки. Сначала они были сброшены в шахты, потом решили, что они не должны быть найдены белой армией, а белая армия наступала. Тогда по двум распискам в общей сложности было выдано сто восемьдесят килограмм соляной кислоты и бочка бензина с тем, чтобы уничтожить останки. И следователь Соколов по свежим следам обнаружил два кострища, на которых осуществлялось уничтожение. Там были найдены драгоценности, там были личные вещи, была фаланга пальца. А вот Екатеринбургские останки - на них нет никаких следов серной кислоты, нет никаких следов огня, поэтому принять на веру, что это останки именно царской семьи, мы не можем, и мы не можем без доверия относиться к огромной работе, которую провел следователь Соколов в1918и1919 году С этими выводами необходимо считаться, хотя бы нужно сопоставить эти две версии, которые диаметрально расходятся между собой.

Я хотел бы отцу игумену и братии обители сказать, что есть силы внутри Церкви, есть силы внутри страны, которые широко финансируются извне, для того, чтобы разделить Церковь За девять лет Патриаршего служения я видел огромное количество попыток внести раскол, внести сомнение в умы и сознание православных верующих, монашествующих, духовенства и простых верующих И вот этомумы должны противопоставить единство нашей святой Церкви В единении - сила, все мы должны быть вместе И священноначалие Церкви не отступит ни на йоту от православных традиций, опыта, литургической жизни Если какие-то силы пытаются посеять сомнения, то это лишь с целью - разделить И в монастырях, где совершается сугубая молитва А мы, неся ответственность перед Богом, за будущее нашей Святой Церкви, за ее становление в этот трудный период, мы нуждаемся в ваших молитвах, в вашей молитвенной помощи и на нее надеемся Я каждый раз, бывая в Святой Валаамской обители, с особым чувством посещаю ее, потому что с отроческих лет судил мне Господь посетить это святое место Поэтому возрождение Валаамской обители, которое было осуществлено 10 лет назад, оно является и лично для меня, и для Церкви огромным духовным событием Я от души желаю помощи Божией отцу игумену, всей братии обители в несении подвигов, которые гармонично должны сочетаться с молитвенным подвигом, с трудом по восстановлению обители, с трудом на монастырском хозяйстве, с трудом, который братия усердно несет, совершая свое служение в суровом климате Севера На Валаамскую обитель, которую часто называют Новым Афоном, Северным Афоном, мы возлагаем большие надежды, как на нашу опору в церковной жизни, и надеемся, что молитвы обители будут помогать и Отечеству нашему многострадальному, и народу многострадальному в это непростое время выстоять в их жизненных трудностях и продолжать свое служение В наше последнее десятилетие выпала задача создать совершенно новые отношения между государством и церковью, отношения, которых не знает история До революции Русская Православная Церковь была государственной церковью и практически государственной структурой, когда все награды, все назначения - все осуществлялось через канцелярию обер-прокурора монаршим указом В послереволюционный период - грубое вмешательство в жизнь церкви атеистического государства, гонения, репрессии и желание вмешаться во внутреннюю сакраментальную духовную жизнь церкви А вот сейчас, в это десятилетие, закладываются совершенно новые взаимоотношения, которые надо строить, чтобы не было бы вмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви, не было бы вмешательства Церкви в политическую жизнь государства И Архиерейский Собор, и Синод, и мне неоднократно приходилось говорить о том, что нашей поддержки ищут очень многие, и мы открыты для всех движений, кроме реакционных, но мы не можем и не будем выступать в поддержку того или иного политического движения, потому что в каждом движении есть православные верующие, готовые откликаться на их нужды, но не поддерживать политические блоки.

А сейчас я поздравляю с преддверием праздника преподобных Сергия и Германа Валаамских, который мы вместе с братией обители и нашими гостями будем торжественно отмечать в эти дни, вспоминая десятилетие возобновления монашеской жизни Спасо-Преображенской Валаамской обители С праздником всех вас, отцы и братия.
10.07.1999
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: