rus | eng
RSSВеб-камера

Монашество – это лицо Церкви, которое всегда обращено ко Христу

Публикации
Монашество – это лицо Церкви, которое всегда обращено ко Христу

01 апреля 2015 года, в среду 6-й седмицы Великого поста, в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий совершил монашеский постриг шести насельников обители.
***
«Монашество в Церкви — это передовой отряд, принимающий на себя удары миродержителей тьмы века сего и своей молитвой, духовной силой оберегающий всю Церковь», — говорил Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к братии Валаамского монастыря, в июле 2011 года. Святые отцы утверждают, что как только погибнет монашество, так и исчезнет сам институт Церкви.

Последние двадцать пять лет в Русской Православной Церкви ознаменовались беспрецедентным увеличением числа монашеских обителей. Если четверть века назад на всю многомиллионную Церковь было около двадцати монастырей, то сегодня их более девятьсот, причем ни один из них не пустует. Не менее десяти тысяч человек за эти годы приняли монашеский постриг.

«Великое дело – пострижение во святый ангельский образ. Велика и таинственна сила, заключающаяся в его священнодействии, направляемая к тому, чтобы человек стал ангелом по образу внутренней своей жизни, ибо ангелы бестелесны и вещественный образ не может уподобиться им», писал в своих письмах святой правденый Иоанн Кронштадтский. – Это как бы второе Крещение, в котором человек вновь перерождается и обновляется. В знак этого нового рождения он навсегда совлекается своих мирских одежд, как всего своего ветхого человека (Еф. 4: 22), и приемлет перед святым Евангелием, как от руки Самого Бога, одежду новую, облекаясь в нового человека (Еф. 4: 24)».  

Пострижение в монашество, подобно Крещению, является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие; подобно миропомазанию, оно является печатью избранничества; подобно браку, оно есть обручение Небесному Жениху – Христу; подобно священству, оно – посвящение на служение Богу; подобно Евхаристии, оно – соединение со Христом. Как и при Крещении, при пострижении в монашество человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от прежней греховной жизни и произносит обеты верности Христу.

Все моменты монашеского пострига глубоко символичны. По толкованию святых отцов, новопостригаемый уподобляется евангельской овце, потерявшейся, а потом найденной добрым пастырем (Лк. 15: 4–6), и человеку, израненному при дороге жестокими разбойниками (Лк. 10: 30–37), и меньшему сыну, расточившему все свое имение с блудницами, а затем возвратившемуся с покаянием к своему милосердному отцу (Лк. 15: 11–32).

Самым важным и решающим моментом монашеского пострига является, конечно, принесение великих монашеских обетов. Согласно чину пострига, Игумен задавал постригаемым вопросы: по своей ли воле приступаете ко Господу? Согласны ли отречься от мира по заповеди Господней? Пребудите ли в этом монастыре и постничестве даже до последнего своего издыхания? Сохраните ли себя в девстве, целомудрии и благоговении даже до смерти? Сохраните ли до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии? Пребудите ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради нищете? Претерпите ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития, Царствия ради Небесного? На все эти вопросы насельники Валаамского монастыря ответили: «Ей, Богу содействующу, честный отче».

После уверенных ответов, в знак своего твердого произволения, насельники обители трижды подавали владыке Панкратию ножницы, которыми он в дальнейшем совершил крестообразное пострижение их власов во имя Святой Троицы. По толкованию святых отцов, через пострижение влас будущие монахи приносят Господу, как жертву, часть своего тела, как посвящение всего себя Христу, отвергая все излишнее и мирское.

«Когда инок произнесет такие обеты пред Богом и людьми, – писал святитель Симеон Фессалоникийский, – он принимает второе Крещение, очищается от грехов и является сыном света, и Господь наш радуется о нем со Своими ангелами».

И в этот момент впервые на святой Валаамской земле звучат новые монашеские имена. Инок Виктор стал монахом Виссарионом, инок Фока получил имя святого Папилы, инок Никон получил имя в честь святого Никандра, рясофорный послушник Максим стал монахом Мануилом, послушник Никита стал монахом с именем Феофил, рясофорный послушник Николай стал монахом Никитой.

Новое имя при постриге имеет особый смысл, подобный наречению имени в таинстве Крещения. Новое имя дается в ознаменование того, что насельниками оставлена их прежняя жизнь, и сегодня на Валааме они начинают новую жизнь, всецело посвящая себя Господу. Спаситель наш Иисус Христос тоже давал Своим ученикам новые имена. Перемена имени означает вступление человека в новые отношения с тем, кто дает ему новое имя, принятие нового имени от него становится еще и первым актом послушания со стороны постригаемого. Зачастую новое имя для монаха есть еще одно проявление воли Божьей, потому что без воли Божьей ни один волос с головы не упадет.

После пострижения насельники облачились в монашеские одежды. По объяснению святых отцов Церкви, черное монашеское облачение является еще одним из символов покаяния, скорби о грехах, и служит напоминанием о главной цели: сораспявшись с Господом для жизни мирской и умерев для нее, воскреснуть душою в Духе и явиться общником неизреченных духовных благ, о которых говорит святой апостол Павел: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

«Пребывание на Валааме – это особый удел для монашествующих. Это место словно было Богом предназначено для того, чтобы здесь совершались монашеские подвиги, – напомнил Святейший Патриарх Кирилл, общаясь с братией монастыря. – Постоянно ставьте перед собой задачи духовного возрастания, потому что постоянное возгревание в себе ревности о Боге и ревности о послушании есть непременное условие подлинного успеха монашеского делания. И здесь, на Валааме, прикасаясь к этому святому месту, у вас есть возможность обрести навык глубокого анализа своей духовной жизни и одновременно навык любви, доброделания, святости, встать на путь самопознания, а тем самым на путь стяжания даров Святого Духа».

«Монастырь – это не только стены, не только заново отстроенные храмы, скиты и часовни. Монастыри, прежде всего, всегда строились по молитвам монахов, тех людей, которые пришли в монастырь спасать свою душу, – подчеркивает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Сейчас на Валааме восстановлена монашеская жизнь. Богослужение является основой монастыря. Центр Валаама – Божественная литургия с ее великими таинствами».

Монастыри, по слову священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, «это как бы запасные водоёмы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».

Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий призвал братьев, дерзнувших принять на себя монашеские обеты, не забывать и исполнять их, ибо они даны Господу: «Всю свою монашескую жизнь мы должны посвящать Богу, чтобы идти по тому Пути, который Он нам указал -  пути к совершенству. Когда мы взираем на свою сегодняшнюю жизнь, нам кажется, что эта цель бесконечно далека. Но, тем не менее, несмотря на нашу греховность, это тот путь, на который Господь нас поставил,наш долг не сходить с этого пути. И поэтому мы должны самоотверженно трудиться, стараться следовать словам Господа, должны быть искренними и всегда быть честными пред Богом, пред людьми и перед своей собственной совестью. Это путь трудный, нелегкий. Трудно сохранить первую благодать, трудно сохранить первую ревность, еще труднее вновь стяжать благодать уже своим подвигом,  стремлением подавить грех и вырвать жало греховное из своей души. Но сила Божия в немощи совершается. И,если мы смиренно осознавая свою греховность и слабость, все же будем трудиться над своим исправлением,то Господь не оставит нас Своею благодатью и Сам восполнит и исправит наши усилия.

Помните всегда, что все, что с вами происходит в обители попущено Богом для нашего духовного возрастания. Мы должны воспринимать все события ,все трудности как испытание, как возможность поступить по христиански, преодолев в себе ветхого человека, живущего по греховным страстям.

Монах всегда и во всем должен опираться на евангельские заповеди, исполняя монашеские обеты отречения от мира, от себя самого и следования за  Христом. Все скорби, перенесенные и преодоленные послушанием,терпением, смирением, кротостью и любовью  послужат источником той вечной радости в Духе Святом, которая ожидает каждого истинного монаха, верно, честно последовавшего путем монашеской жизни. Да будет так с каждым из нас! Бог вам в помощь,дорогие братия!"

Трудами братии Валаамского монастыря

02.04.2015
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: