rus | eng
RSSВеб-камера

Праздник Святой Троицы на Валааме: «Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого»

Публикации
Праздник Святой Троицы на Валааме: «Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого»

В канун праздника Святой Троицы насельники Спасо-Преображенского Валаамского монастыря украшали все храмы березовыми веточками, иконы - цветами, привнося ароматы полей и тенистых лесов, даря нам покой и умиротворение. Неспешные монастырские богослужения, слова молитвы, звуки валаамских распевов, возженный ладан, приоткрывают в часы праздника красоту утерянного рая, и показывают нам грешным гармонию Божьего мира.  

«Едина сила, едино существо, едино Божество», - звучало в обители песнопение о Святой Троице, и сегодня за Божественной литургией причастились все молящиеся в храмах Валаамского монастыря. Праздничное богослужение возглавил игумен обители епископ Троицкий Панкратий, вместе с ним в Спасо-Преображенском соборе вознесли свою молитву братия монастыря и многочисленные благочестивые миряне, решившие встретить этот светлый день на Валааме.
***
Троицкая зелень в храмах для верующих имеет множество символов. Она напоминает священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Мы это видим на иконах, которые лежат на аналоях в эти праздничные дни. В этой зелени есть традиции и ветхозаветной Церкви, когда дома и храмы украшались ею в память того дня, когда на Синайской горе пророк Моисей получил скрижали закона - это было благодатное время весны, и вся гора по преданию была покрыта цветущими деревьями и цветами. Наши предки в день Пятидесятницы, украшали свои храмы и дома зеленью, чтобы вновь очутиться на Синайской горе с пророком Моисеем. Украшение храма зеленью напоминает нам также и о важном дне в православной истории, когда ученики Господа Иисуса Христа собрались в Сионской горнице в Иерусалиме и Дух Святой сошел на них - очевидно, что так была убрана и горница, где в результате возникла Церковь Христова. 

И сегодня мы должны понимать, что все традиции, связанные с украшением храма в дни Святой Троицы, являются всего лишь дополнением к празднику, но никак не основной сутью самого праздника: «Святым Духом всякая душа живится». Церковь считает, что зеленая ветка - это символ возобновленной весны и, вместе с тем, символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого. Без благодати Духа Святого нет Церкви, и только находясь в лоне истинной Православной Церкви, христианину возможно достичь христианского совершенства. И умирающая, и вновь возрождающаяся природа нашего мира, напоминает нам о возможности таинственного изменения и обновления наших душ, находящихся в падении, силою Святого Духа, исходящего от Отца.

Господь Иисус Христос неоднократно говорил, что для Его последователей необходим Святой Дух: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин, 14:26).

Учение о Пресвятой Троице открыто нам в Божественном Писании. Но многое в нем непостижимо на уровне рассудка, поэтому ни один человеческий разум не смог возвыситься до этого познания без благодати Святого Духа, который есть Дух Истины. Именно по этой причине в древней Церкви новоначальным христианам, проходящим катехизацию, длящуюся порою в те времена продолжительное время, открывались высшие догматы христианского учения только после приобщения к Духу Святому посредством таинств Крещения, Елепомазания, Причащения. «Догмат таинственный и на уровне рассудка непостижимый»: «Дух Святой, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, отверзал святым отцам ум к познанию тайны Божественного Триединства».

«Святая Троица — это Троическое единство в Боге, которое через Любовь соединяет все Лица, все Ипостаси Бога воедино, - говорил епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к братии Валаамского монастыря. - Так и Господь молился о нас в Гефсиманской молитве: «Да будут, Отче, вси едино, якоже Мы едино есма». Вот в этом Троическом единстве и совершаются все священнота́иства для всех душ, которые действительно стремятся к этому единству, к этой Божественной любви, стремятся к Богу, стремятся любить ближнего своего. Святой Дух сошел на апостолов две тысячи лет назад, и этот же Святой Дух действует в Православной Церкви и сейчас. И Святые отцы призывают никому не  говорить о том, что сокровенного переживает человеческая душа в момент богообщения, потому что когда мы об этом начинаем говорить и рассказывать, невольно примешивается гордыня, и благодать Божия покидает, и то, что мы обрели в этом драгоценном опыте, мы теряем. И для всех нас богообщение, соединение с Богом в таинствах – является священной тайной».

В  этот день две тысячи лет тому назад, апостолы осознали суть и глубину Божественного откровения, и, начав при помощи Святого Духа разговаривать на разных языках, смогли покорить весь мир – не оружием, не силой, а словом Евангельской проповеди, выполняя Христовы заповеди: «Православные, монахи, богомольцы - мы пришли сюда, чтобы исполнить заповедь Христову, и не просто исполнить, а исполнить ее в полноте, выполнить ее в совершенстве, как призывает нас Господь Иисус Христос, - продолжает епископ Троицкий Панкратий, - и в этом весь смысл христианства. И когда мы начинаем явно грешить, идти против совести, идти против ближнего, мы уклоняемся от этой цели. Сначала одно искушение — начинаем какие-то каноны искать, какие-то правила, и всё не так, всё неправильно, и все нам мешает. Потом приходит другое искушение — начинаем расслабляться, утешаться, начинаем получать удовольствия: фильмы смотреть, винопитием заниматься, — опять сходим с прямого пути, с того пути, на который каждого из нас поставил Христос. Он призвал к единству, о котором мы сегодня поем, которое сегодня возвеличиваем. Поэтому братие, будем жить единым сердцем и едиными усты, прославляя Бога, и стараться исполнять Его святые заповеди. Да поможет Господь каждому из нас».

Авторы: трудами братии Валаамского монастыря + Ольга Камышникова

31.05.2015
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: