rus | eng
RSSВеб-камера

Воинская часть на острове Валаам: 20 лет взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства обороны РФ

Публикации
Воинская часть на острове Валаам: 20 лет взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства обороны РФ

Обрывки солдатского сна уносит крик дежурного: «Рота подъем! Тревога! Готовность номер один!» А ведь так хорошо спалось! В Валаамской радиолокационной роте (334-й радиотехнический  полк 1-го Командования ВВС и ПВО России) вновь начинаются боевые учения. На бегу оправляется обмундирование, выдается оружие, включается боевая техника. Еще недавно трудники Валаамского монастыря, а теперь военнослужащие радиотехнических войск начинают вести наблюдение за воздушной обстановкой в зоне радиолокационной ответственности роты.

До 1995 года в часть на остров Валаам отправляли служить исключительно «трудных» солдат, склонных к нарушению дисциплины и побегам. Логика была проста: с острова не убежишь, да и в самоволку ходить некуда. В этом году исполняется ровно 20 лет, как часть комплектуется по-новому принципу. В 1995 году в соответствии с соглашением о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства обороны РФ было разрешено прохождение воинской службы трудникам Валаамского монастыря призывного возраста в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге. Для укомплектования подразделения в монастырь принимаются православные юноши со всей России, которые не хотели бы прерывать литургической жизни на время службы в армии и для этого согласны нести монастырские послушания до призыва в воинскую часть.

На протяжении всей дореволюционной истории Русская Православная Церковь являлась духовной наставницей воинов: в учебных заведениях, штабах армий и округов были построены храмы, а в полках действующей армии и на флоте для проведения богослужений в полевых условиях использовались походные храмы. Каждая воинская часть и военно-учебное заведение обязательно имели свою особо почитаемую икону.

Сегодня Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю доверено духовное окормление воинской части, которая исторически расположилась на территории острова. Начав свой армейский путь в Валаамском монастыре еще гражданскими, будущие солдаты учатся дисциплине и повиновению старшим в обители. В монастыре призывники-трудники несут послушания на кухне и в трапезной, в монастырских садах, гостиницах, а тот, кто знает богослужебный круг, послушается в храме. И если призывник достойно нес монастырские послушания, Священноначалие монастыря дает ему направление на службу в роту Валаама. Многие из призывников воинской части принимают свое служение Отечеству в новом качестве, как смену своего послушания и продолжают служить достойно, по совести. При этом устав воинской части сильно отличается от устава монастыря.

О распорядке дня и особенностях службы в Валаамской роте рассказывает командир батальона, подполковник Сергий Николаевич Щукин: "Эта служба не является альтернативной, а является обычной службой в Российской армии в войсках ПВО. Но в нашей части отводится дополнительное время на утреннюю и вечернюю молитвы, а также личный состав молится перед приемом пищи. В комнате досуга оборудован специальный уголок, где военнослужащий может помолиться. Десять лет назад на территории роты Валаамский монастырь построил храм во имя великомученика Георгия Победоносца, и к нам стали приезжать из обители священники, что, на мой взгляд, является положительным моментом в жизни нашего подразделения. Есть такие вещи, которые солдат не расскажет ни командиру, ни своим товарищам по службе, а в беседе с иеромонахом он выскажется, поделится своими тревогами, и священник даст ему духовное наставление.

Мы очень ценим ребят, которые прошли трудничество в Валаамской обители, они готовы к армии, в отличие от тех, кто в свои 18 лет только оторвался от компьютерных игр и не способен еще к самостоятельной жизни. Им не нужно объяснять дважды. Послушание командиру или монастырскому Благочинному для них понятия одного рода".

О том, кто проходил службу в части, дополняет заместитель командира по воспитательной работе капитан Игорь Приходько: «Часто человек принимает решение посвятить свою жизнь Церкви как раз после срочной службы в Валаамской роте. Я сам сейчас учусь в Санкт-Петербургской духовной семинарии и еще не решил, буду ли пытаться стать военным священником или продолжу службу офицером, надеюсь, что Господь все управит к лучшему».

В наше время возобновляется традиция военного священства. Практика показывает, что в тех частях, где с солдатами служат священники, улучшается дисциплина, становится меньше ссор и конфликтов, солдаты более патриотично настроены, осознавая всю важность почетной обязанности защитника Отечества. Службы в Георгиевском храме, и духовные беседы с военнослужащими проводит помощник Игумена по взаимодействию с вооруженными силами РФ, иеромонах Парфений (Шапанов): "Здесь, на Валааме, служат не только верующие и не только православные. Бывают и атеисты. Правда, к концу службы никто из них себя таковыми не считает - происходит изменение мировоззрения. Причем выбор всегда добровольный.  Массовость на богослужении – вовсе не наша цель. Богослужение, молитва, Причастие – дело сугубо личное и добровольное. Ведь, нам хорошо известно, «невольник – не богомольник». Ни мне, ни тем более Спасителю не нужны люди, собранные в храме по приказу, сюда солдат приходит по зову сердца.

Мы всегда говорим солдатам, не противься злу, которое направлено на тебя, т.е. не ропщи и благодарно принимай все личные скорби и искушения, которые возникают на твоем пути. Но это же не означает потакать равнодушию к судьбе своего Отечества. «Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими".   

В сентябре 2014 года в Валаамской воинской части закончил служить Ростислав Проводенко, который около десяти лет прожил в Великобритании, окончил London City University по специальности «программист», в Россию вернулся осознанно с намерением отдать долг Родине и отслужить в армии как положено:

«Соотечественников в Лондоне полмиллиона, всегда хотел вернуться. Господь постоянно меня вразумлял, направлял, что Россия мой дом, так я и оказался на Валааме, служил в России. Случайно пошел на подворье монастыря в Санкт-Петербурге, случайно сказал на исповеди о своем желании послужить в армии, и, слава Богу, что все устроилось успешно. И в итоге, ничего случайного не было.

В нашей части по воскресеньям проходили беседы на духовные темы, обсуждались главы из «Лествицы», батюшка нам рассказывал о том, как создать православную семью. Часто такие беседы переходили в живое обсуждение, ребята не стеснялись задавать вопросы на личные темы, а когда беседа заканчивалась и батюшка нас покидал, у нас всегда оставалась возможность прибегнуть к библиотеке святоотеческих творений, располагающейся прямо в комнате досуга и информирования. Надо заметить, что духовная литература обладает удивительным качеством: она животворит душу. Я всегда понимал, что монастырские отцы молятся за нас. И мы со своей стороны старались оставаться христианами и блюсти совесть, просили друг у друга прощения перед Причастием, потому что помнили, что после совместной молитвы, после Литургии, Господь дает радость, дает мир друг с другом.

Вы знаете, какой подарок предоставил нам Валаамский монастырь? У нас была возможность в свободное время готовиться к Литургии прямо в Георгиевском храме, который находится на территории нашей части. Одно дело молиться в казарме и совсем другое - в церкви. Мы вычитывали вечерние молитвы, валаамский трехканонник и правило ко Причастию. По звону колоколов в храм собиралась почти вся часть, за исключением тех, кто несет боевое дежурство. Литургия – это праздник, который всегда ждешь!»

Еженедельные богослужения в части – это не все преимущества прохождения воинской службы на святом острове. Между командиром роты и руководством монастыря существует соглашение: по воскресным дням и на двунадесятые праздники отпускать всех желающих военнослужащих в увольнение для того, чтобы ребята могли посетить обитель, соборно помолиться с братией монастыря, а после окончания Божественной литургии побывать на праздничной братской трапезе.

Для тех, кто выбирает иноческий путь в своей жизни, армейская служба является хорошей подготовкой для его начала. Ведь задача у земных и духовных воинств схожа – быть готовыми к войне, содержать себя в тонусе, с самоотвержением противостоять атакам. Конечно же, на военной службе бо́льшее внимание уделяется боевой готовности в физическом плане, однако сам режим, постоянное понуждение себя, перенесение трудностей и лишений, беспрекословное послушание командирам и начальникам – все это служит хорошей подготовкой к браням духовным.

Игумен Валаамского монастыря, епископ Троицкий Панкратий отмечает, что не раз наблюдал, как срочники после службы возвращаются на остров: "Те, кто проходил на Валааме срочную службу, приезжают к нам в монастырь. Этих ребят мы помним еще восемнадцатилетними, а теперь они приезжают тридцатилетними мужчинами, создавшими воистину православные семьи. Кто-то стал священником, кто-то остался в монастыре, став иеродиаконом и иеромонахом".

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, так обосновывает применение силы в христианском государстве: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих, сокрушай врагов Отечества!» Но если этот враг угрожает моей вере и моей стране, я просто обязан поставить его на место, то есть сокрушить. Сокрушить, но не мстить, не помнить зла, не унижать его жен и детей, не быть мародером, не осквернять его святыни, но явить пример великодушия и милосердия после поражения этого врага. Святые Отцы учат нас ненавидеть само зло, а не заблудшего человека, совершающего его».

Не будем забывать и о великом сонме святых воинов, небесных покровителей армии и флота, многие из которых были одними из самых первых мучеников раннего христианства. Святые воины великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский известны всем и почитаются верующими и по сей день. Ну, и, конечно, русские воины: преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий Радонежский благословил на поединок с татарскими захватчиками. Святой благоверный великий князь Александр Невский, разгромивший рыцарей Тевтонского ордена на Ладожском озере. Имена можно долго перечислять, но всех этих святых объединяет одно: они готовы были жертвовать собой ради своих ближних и ради своего Отечества по великой любви, долгу и чести.

Автор: трудами братии Валаамского монастыря + Антон Бакетов.

29.06.2015
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: