Обычно считается, что если бегство в Египет совершилось ночью, то возвращение оттуда произошло днем. Об этом пишет неизвестный комментатор Opus Imperfectum: «Он бежал, укрываясь от гонения Ирода. Он стал возвращаться, однако, после того, как гонитель умер. Ибо ночь символизирует разгар сурового гонения, в то время как день представляет его охлаждение» (Иоанн Златоуст, свт., 1901. С. 646). Современные комментаторы видят в этом реверсию евангелистом Матфеем ветхозаветного повествования об исходе, тоже начавшемся под покровом ночи, а также параллель с последующим повествованием о Страстях Господних (Davies, Allison, 1988. P. 261).
Канонические евангелия не упоминают никого из спутников святых Иосифа и Марии. Апокрифическая Книга Иосифа Плотника говорит, что Св. семейство сопровождала некая Саломия (Elliott, 1993. P. 114). Кто она такая, этот апокриф не комментирует, однако из контекста2 можно предположить, что она жила с ними в одном доме, а следовательно, была дочерью Св. Иосифа. Согласно другому апокрифу, Евангелию Псевдо-Матфея, «были с Иосифом трое отроков, и с Марией – молодая девушка, спутники их» (Свенцицкая, 1999. С. 26), но на протяжении всего повествования они остаются лишь молчаливыми тенями, присутствие которых не накладывает на рассказ никакого отпечатка.
Среди мест, которые предание (Житие и Хождение Даниила, игумена Русской земли) связывает с одной из начальных фаз этого путешествия, упоминается монастырь святого Герасима Иорданского, или Каламон, где останавливалась на ночь Пресвятая Богородица с новорожденным Богомладенцем и Св. Иосифом Обручником. Основание монастыря восходит ко времени царицы Елены, но еще с апостольских времен существовала маленькая церковь в пещере, которая и дала пристанище Святому семейству. В настоящее время эта церковь находится под главным монастырским храмом.
Согласно святителю Александрийскому Кириллу (+444), бегство в Египет состоялось в марте (S. Cyrilli Alexandrini. Epistolarum. LXXXVI). Коптская церковь ориентировочно с XII–XIII века празднует приход Св. семейства в Египет 1 июня по новому стилю. Католики в разное время праздновали это событие в четвертое воскресенье апреля (ораторианцы с 1754 г., а позднее – редемпционисты и Братство Св. семейства в Льеже) и 17 февраля. Великие Четьи минеи митрополита Макария устанавливают литургическое воспоминание сонного явления Ангела Св. Иосифу 25 декабря по старому стилю3 (Великие Минеи Четьи: 25 декабря, 1912. С. 2245), а бегства – 26 декабря (Великие Минеи Четьи: 26 декабря, 1912. С. 2381), когда празднует это событие и Православная церковь Александрийского патриархата.
Ознакомиться со статьёй более подробно можно по ссылке ниже:
© Пресс-служба Московского подворья Валаамского монастыря.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 415888