Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых отец

05.01.2020 Иеромонах Севастиан  189

Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых отец

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры! Вот мы уже стоим в преддверии великого праздника Рождества Христова. Сегодня святая Церковь празднует память святых отец, ветхозаветных сродников по человечеству Господа Нашего Иисуса Христа. В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали родословную книгу Спасителя, в которой, начиная от Давида и Авраама до праведного Иосифа Обручника, перечислены все роды от которых произошел Христос. Когда писалось это Евангелие, у иудеев был такой обычай: у каждого колена и рода записывать книгу рождений, и эта ветка велась по мужской линии. Все следили и знали из какого рода они происходят. Праведный Иосиф и Дева Мария происходили из царского рода, они были потомками царя Давида. Святые ветхозаветные пророки возвещали, что ожидаемый Мессия Христос родится из рода царя Давида. Зная эти пророчества, евангелист Матфей указывает через родословие Господа на его царское происхождение.

Ко времени Рождества Христова все то, что возвещали о пришествии Спасителя древние пророки, пришло в исполнение и только слепые, окамененные сердцем люди не могли или не хотели этого понять и увидеть. И если мы внимательно прочитаем родословие Христа и обратимся к ветхозаветной истории, то сможем почерпнуть много полезного для души. Например, такой факт, что в родословии Спасителя упоминаются и женщины, известные своими греховными поступками или своим языческим происхождением. Этим Господь показывает нам, что Он благ и милосерд, что не гнушается грешных людей в Своем роде. Он приходит к нам не как важный Владыка Царь или Судья, а как добрый Пастырь, чтобы спасти от смерти душевной заблудшее и погибающее человечество. Христос, как новый Адам, ради нашего спасения становится человеком, чтобы нас с вами, верующих в Него, сделать богами по благодати и наследниками утерянного через грехопадение наших праотцев Царства Небесного.

Дорогие братья и сестры, рождественский пост подходит к концу, совсем немного времени осталось до светлого праздника Рождества Христова. Самое время нам задуматься, как мы провели пост и каких плодов ждет от нас лежащий в вертепе и яслях Христос. Мы носим имя Христиан и своими поступками, мыслями и делами да будем стремится быть похожими на Христа, отображать Его лик в своей душе. Ведь наша душа, по мысли святых отцов, подобна зеркалу: «К чему любовию обращается и прилепляется, то в ней и видится. Когда к Богу обращается, Божий образ силою Духа Святаго в ней и изображается, когда к земным и мирским вещем склоняется, земной образ и начертывается. А какой образ в себе носит, таковое и мудрование имеет. Когда Божий образ имеет, - Бога любит и человека, по образу Божию созданнаго, небесная мудрствует, горняя мудрствует, а не земная. Когда земной и скотский образ носит, - земная и мудрствует, делает то и последует тому, что чувством ее приятно, что скотом несмысленным свойственно есть»[1]. Это рассуждение научает нас заботится не только о телесных добродетелях, таких как пост, поклоны, бдения, а больше внимания уделять своей душе. Важно то, ради чего мы подвизаемся и что у нас в сердце, потому что Господь Сердцеведец, Он смотрит не на внешнее, а на наше сердце. Как Он сам говорит нам: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). И если мы видим, что наше сердечное расположение тянется ко греху, будем каяться в этом и просить Божией помощи, чтобы быть верными Господу и не склонятся на сторону зла.

Другими словами, эта повседневная борьба, которую нам необходимо вести в своей душе и сердце – есть покаяние, которое заключается в умерщвлении ветхого человека (состоящего из наших греховных привычек и страстей, из наших земных привязанностей) и облечении в нового человека, во Христа. И, если мы очистим свое сердце от греха, то в нем духовно родится и будет возрастать Христос. Вот каких плодов поста от нас ждет Господь.

Братья и сестры, подводя итоги Рождественского поста, наверное, не каждый из нас может похвалится тем, что он добросовестно постился и душеполезно провел это данное для очищения души и тела время. На протяжении поста мы уклонялись в сторону греха и страстей, кто-то болел и унывал, кого-то борола лень и нерадение, кто-то мечтал о вкусной еде и празднике для тела. Видя все это и осознавая свою немощь и беспомощность в борьбе со грехом, не будем унывать и отчаиваться, вешать нос со словами «у меня все плохо, у меня ничего не получается в духовной жизни». Все наши немощи, грехи и падения будем использовать как материал для смирения. Принесем нашу боль и страдание Богу, лежащему в яслях Христу. Скажем простыми словами: «Господи ты видишь мое сердце, помоги мне, прости меня». В эти светлые дни обратим свои душевные очи ко Господу Иисусу Христу, всегда будем помнить, что Господь очень добрый, Он любит нас, долго терпит, милует и прощает, всегда до последнего ждет нашего покаяния. Сохраняя в своей душе память об этой милости и любви Божией к нам, будем же стараться, дорогие братья и сестры, не огорчать Господа грехами, а принесем ему дар в день Его рождения – сердце сокрушенное и смиренное, любовь и благодарность за все. Аминь.

Иеромонах Севастиан


[1] Тихон Задонский святитель. Симфония.

Приложение «Валаам»

Требы и поминовения
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео