«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное...»

Проповедь иеромонаха Игнатия в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении.
26.01.2020 Иеромонах Игнатий (Смирнов)  1 795

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное...»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каким видит каждый из нас окружающий мир? Речь идёт не о зрительном восприятии окружающих нас вещей, обстоятельств или людей, а об отношении к нему наших мыслей и эмоций, нашей души. Ведь каждый из нас смотрит на мир не только глазами, но и собственным сердцем. В этом случае мир становится лакмусовой бумажкой, которая отражает наполнение нашего сердца. Если мир переполнен развратом, значит человеческие сердца услаждаются похотью, если в мире войны – сердца полны ненависти и злобы, если в мире преобладает бедность и нищета среди людей – сердца заражены любовью к богатству и лихоимству. Чтобы понять, что завтра может стать с миром, в котором мы живём, достаточно заглянуть в сердца большинства людей.

Движущим механизмом глобальных событий человечества являются человеческие сердца. Сначала в них нас побеждает мысленная сила зла, а затем она разрушает нас и извне. Эта демоническая сила подобна хищнику, захватившему свою добычу и получившему власть над ней до тех пор, пока другая сторонняя сила не отобьет попавшуюся в лапы хищника жертву и не освободит из его когтей. Но, как часто бывает в истории человечества, человеческая гордость не позволяет прибегнуть к этой сторонней силе – к божественной помощи. Человек упорствует в своём неверии, ожесточении, отстаивая свои измышления о видимом мире, где нет места в его жизни Христу, где на первый план человек ставит самого себя, свою гордость и эгоизм, поддаваясь уловкам мысленного змея – дьявола. Вследствие этого приходит расплата за человеческий грех, но не как божественная кара от жестокого Творца, а как расплата, подобная естественному физическому закону тяготения, который испытывает на себе человек, возмечтавший о своих сверхспособностях. Человек, забравшийся на высоту своих амбиций и притязаний на самостоятельность от Бога и Его установленных законов, как физических, так и духовных. Человек, пытающийся силой собственной природы ими пренебречь, но, в конце концов, падающий камнем вниз.

Бог любит человека как Свой сотворенный образ и уважает его свободу выбора
Бог любит человека как Свой сотворенный образ и уважает его свободу выбора
«И говорит Ему (дьявол): если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:6-7). Дьявол прекрасно изучил нашу человеческую природу. Ещё тогда, две тысячи лет назад, искусный мысленный психолог и ловец наших душ, знающий, как прельщать человека в свои сети под видом добра для него, пытается также легко и непринуждённо исполнить этот фокус и со Спасителем, реализовать отработанный механизм, который никогда не давал сбоя. И вдруг дьявол получает в Лице Христа отпор.

Зачем Христу, вочеловечившемуся Богу, допускать к Себе так близко нечистого? Ведь Он, будучи Богом по природе, был совершенен и не нуждался в испытании Своего произволения между добром и злом, как мы. Зачем Ему это? Затем, чтобы в Его второй, подобной нашей человеческой природе, Которой мы становимся причастной в Таинствах Церкви, отложилось противоядие для нас против уловок мысленного змея. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, – пишет апостол Павел, – то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Как больной с заражённой кровью, в которой присутствует смертельный вирус, нуждается в новой здоровой крови, способной сопротивляться и побеждать болезнь, так и наша кровь после грехопадения первых людей нуждалась в новой крови. В крови способной противостоять греховным болезням и сохранять человека от действий дьявола, но только при одном условии: если мы сопротивляемся нашей свободной волей его соблазнам. По слову апостола: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:7-8).

В сегодняшнем Евангелии прозвучали слова Спасителя:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

Приближение Царства Небесного – это приближение Бога к человеку. Ведь Бог и есть для человека Царство Небесное. Пребывание человека в Боге равносильно его пребыванию в Царстве Небесном. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), – говорит Спаситель в Евангелии. Приближение Бога к черте нашей встречи с Ним уже осуществилось. Далее, чем за эту черту, Он не двинется вперёд, теперь Он ждёт у этой черты человека. Теперь человек, которому Бог дал условия приближения к Нему, должен путём покаяния – оно же есть наше сопротивление дьяволу, наше несогласие с грехом – приблизиться к месту общей встречи с Творцом.

О любви к ближнему
О любви к ближнему
Возникает вопрос: где же место этой встречи? Если идти путём покаяния, то сам путь приведёт нас к этому месту – к нашему собственному сердцу. Его в Евангелии Господь называет ещё сокровищницей: «ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). О каком сокровище идёт здесь речь? Из других Евангельских слов Спасителя становится понятно, что речь идёт о нравственном состоянии человека в отношении божественных заповедей: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). «Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мр. 7:21-23). Эти и другие грехи и есть то злое сокровище нашего сердца, от которого христианин должен избавиться путём покаяния. Наше злое произволение, наш греховный навык есть стена, разделяющая нас с Богом. Терпеливое наше пребывание в покаянии – это сложный путь, который мы проделываем, чтобы добраться до источника, в котором зарождаются все наши грехи. По их мысленным следам, которые мы прослеживаем в своей душе с помощью покаянной молитвы, мы, наконец, доходим до собственного сердца – до источника греховных страстей, где происходит завершающая наша духовная битва с грехом.

По аналогии из русских сказок, этот путь для нас труден и кажется даже фантастическим для нашего рассудка: «нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт» (сказка «Царевна-лягушка»). Но здесь на помощь человеку приходит вера и молитва к Богу, которые делают невозможное для нас реальностью и кажущуюся сказку былью. И тому пример – слепец из сегодняшнего Евангельского эпизода, который, несмотря на сопротивление шумящей толпы, не отчаивался в ожидании быть услышанным и продолжал с верой взывать ко Христу: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38). И был в итоге помилован Спасителем и исцелён от своего недуга. Этот эпизод является ещё одним доказательством утешительных для нас Евангельских слов Спасителя: «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). Аминь.

Иеромонах Игнатий (Смирнов),
проповедь в неделю 32-ю по Пятидесятнице.

Приложение «Валаам»

Требы и поминовения
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео