Вера - есть начало нашего соединения с Богом

Сегодня, в неделю Антипасхи (воскресный день, стоящий как бы напротив Пасхи), отцы, братия и сестры, Церковь воспоминает некое событие, связанное с явлением воскресшего Христа ученикам, одним из главных участников которого стал апостол Фома.
24.04.2017 Трудами братии монастыря  8 656
Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе. Воспоминание уверения апостола Фомы.

Сегодня, в неделю Антипасхи (воскресный день, стоящий как бы напротив Пасхи), отцы, братия и сестры, Церковь воспоминает некое событие, связанное с явлением воскресшего Христа ученикам, одним из главных участников которого стал апостол Фома. Поэтому эта неделя, то есть воскресный день, именуется еще Неделей Фоминой.

центр01 .jpg
Как сказано в Евангелии, «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними» (Ин. 20:26). Ученик и апостол Фома, видевший безчисленные чудеса, творимые Господом, не мог поверить в чудо Христова воскресения, в Его победу над смертью. Он не верил видевшим Христа и желал лично прикоснуться к Нему, чтобы опытно удостовериться в действительности воскресения. Фома не мог вместить того, как безконечно униженный, беззащитный, обнаженный и осмеянный, истерзанный насмерть человек, возвратился из царства мертвых, победив всепобеждающую смерть. Явившийся ученикам Господь приглашает Фому прикоснуться к Своему Телу, чтобы уверится в истинности воскресения. Господь, зная маловерие Фомы, дарит ему возможность осязать чудо: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).

Воспоминание уверения апостола Фомы

В Евангелии не уточняется, дерзнул ли Фома прикоснуться ко Христу или ему было достаточно Его слов. Правда, существует легенда, что от прикосновения к телу Спасителя у Фомы навсегда срослись средний и безымянный пальцы в напоминание его маловерия. Но в церковных песнопениях благодарно восхваляется Фомино неверие, которое нас и других маловерных опытно удостоверяет в истинности воскрешения Господа.

23 апреля 2017 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, день памяти апостола Фомы, преосвященный епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря, возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители.

Спаситель ублажает тех, кто не глазами опыта, а глазами веры познавших Его Божественность: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).Эти слова побуждают нас к богомыслию над тем, почему невидевшие и уверовавшие названы Господом блаженными; и к размышлению о превосходстве познания через веру над обычным опытным познанием. Об этом превосходстве веры над знанием (или ведением) размышлял преподобный Исаак Сирин. «Ведение противно вере, говорит он. Ведение без розыскания и без своих способов действования не может быть познано». То есть опытное знание всегда требует исследования и своих методов доказательства. И «это есть признак колебания в истине, – продолжает преподобный. А вера требует единого чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов».

Святой Фома был тем учеником, который предложил остальным умереть вместе со Христом, когда Тот отправлялся в Вифанию воскрешать Лазаря, несмотря на смертельную для себя опасность со стороны иудеев. В Евангелие от Иоанна присутствуют следующие слова апостола Фомы:«Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Иоан.11:16). Эти слова показывают нам насколько глубокой и искренней была любовь апостола Фомы ко Христу.

бок .jpg Знание опирается на законы естества, которые как бы охраняют его, «а вера совершает шествие свое выше естества». Опытное знание не может позволить себе сказать: «"На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия" (Пс. 90:13), а вера без труда дозволяет и говорит. Ведение сопровождается страхом, вера – надеждою. В какой мере человек водится способами ведения, в такой же мере связуется он страхом и не может сподобиться освобождения от него. А кто последует вере, тот вскоре делается свободен и самовластен, и как сын Божий всем пользуется свободно самовластно…» пишет преподобный. «Нередко она (вера) может все производить и из несущего. А ведение не может что-либо произвести без вещества. У ведения нет столько самонадеянности, чтобы производить то, чего не дано естеством. Да и как ему произвести это?» Текучесть воды не позволяет по ней ходить(У преподобного сказано красиво: «Текучее естество воды на хребет свой не приемлет телесных стоп»), и приближающийся к огню сожигает себя, а если у него достанет на, то смелости, то последует беда. Говоря современными словами, ходить по воде и не сгорать во огне приемлемо только посредством веры, а не опытного, научного знания.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что помимо веры «нет другой двери к Нему (Богу)... Эта дверь постепенно отворяется пред тем, кто очищает себя непрестанным покаянием, широко отверста она пред чистым сердцем, затворена она для грехолюбца. Только верою можно приступить к Христу, только верою можно последовать Христу».

центр 02.jpg

Святитель Василий Великий называет «подвигом веры» готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие. «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:8, 17, 19).

Преподобный Серафим Саровский поучал словами преподобного Антиоха: «Вера, есть начало нашего соединения с Богом».

Упрямство апостола Фомы, его неверие другим, может быть признаком замкнутости его души перед людьми, недоверия им, в какой-то степени проявлением собственного жестокосердия. В свою очередь это духовное состояние становится уже препятствием на пути к его личному единению с Богом.

В Евангелии Господь повсюду открывает нам благодатные свойства веры, то есть свойство веры привлекать Божественную силу. Говорит кровоточивой женщине: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9:22). Другой, причем язычнице, говорит: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:28). Слепцу сказал: «иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мк. 10:52). Тонущих учеников укорял: «где вера ваша?» (Лк. 8:25). Прокаженному – «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).

И во многих местах Священного Писания мы видим такую способность веры. Апостолы Петр и Иоанн, исцелив хромого от чрева матери, которого носили на руках и полагали перед храмом для подаяния, свидетельствовали о том, что «ради веры во имя Его (Христа)… вера, которая от Него (Христа), даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян. 3:16). А Апостол Иоанн о божественной силе веры пишет: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Другой Апостол, Павел, во многих местах пишет о вере как об условии получения благодати: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8); «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6); «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:5); «Верою получили мы доступ к той благодати» (Рим. 5:2).

Преподобный Симеон Новый Богослов поучает об этом так: «Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая; у кого мала вера, мала и благодать».

IMG_0569_sm.jpg Потому-то Господь сказал, что не видевшие, но уверовавшие блаженны, что они познали Христа через веру по благодати, а не через непосредственный опыт, очевидное знание. Господь везде называет блаженными тех, кто причастен Богу, Его Царствию, Божественной благодати, ради веры в Него и жизни по этой вере. Петр назвал Христа Сыном Божиим и этим признал Христа единосущным Богу Отцу, так как Сын и Отец всегда одной природы, единой сути. И за это назван блаженным. Господь подчеркнул, что Петр не человеческим умом дошел, но Отец Небесный открыл ему, то есть Божия благодать открыла Петру Небесную тайну (Мф. 16:17).

«Благодать, пишет святитель Игнатий, – есть наше истинное блаженство». Святитель Серафим (Соболев) говорит о Ней: «Благодать Святаго Духа есть наше истинное блаженство и потому, что через нее рождается в сердцах последователей Христа то блаженное состояние, о котором апостол Павел сказал: "Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим" (1 Кор. 2:9–10)». Этого-то блаженства да не лишит всех нас воскресший и явившийся Своим ученикам Господь. Аминь!

Иеромонах Никон (Оганов)

Использованная литература: святитель Феофан Затворник. Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него. С.М. Зарин. Заповеди блаженства. Электронная Православная Энциклопедия.

Фото

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 02:52
Ветер
2.2 м/с, ЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
749.5 мм рт. ст.
Влажность
74%