Суточный круг богослужений

Каждый день, приходя в храм на богослужение, мы попадаем в особую атмосферу – звучат красивые песнопения, сменяющиеся постоянно чтениями молитв и Слова Божия или возгласами священнослужителей.
01.07.2020 Трудами братии монастыря  681

Полиелейная утреня на праздник Всех Святых. Воскресное всенощное бдение
Полиелейная утреня на праздник Всех Святых. Воскресное всенощное бдение

Каждый день, приходя в храм на богослужение, мы попадаем в особую атмосферу – звучат красивые песнопения, сменяющиеся постоянно чтениями молитв и Слова Божия или возгласами священнослужителей. Все эти песнопения, чтения и возгласы собраны в особые последования, которые имеют внутри себя чёткий порядок. Возглавляет такое богослужение священник или архиерей. В Церкви всё бывает благообразно и по чину.

Богослужение в храме совершается в определённые часы дня или ночи, каждое последование – в своё время. Все церковные богослужения можно разделить на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточный круг богослужений

В Суточный круг входят те богослужения, которые совершаются в храме в течение суток. Всего их девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия. Начинается этот круг с вечерни подобно тому, как начинался «день» с вечера при сотворении Богом мира.

Вечерня – совершаемая вечером служба (в 4-5 часу после полудня), которой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, отправляемая после ужина, перед сном (в 7 часу после полудня).

Полунощница – служба, совершаемая в полночь (в 00:00 часов), в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Полунощница может отправляться в любой час ночи до утра.

Сейчас повечерие и полунощница почти вышли из употребления на приходах и отправляются только в монастырях. Но мы с вами знаем великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского, совершаемое в первую неделю Великого поста, а также полунощницу перед Пасхальной заутреней.

Утреня – служба, совершаемая утром (в 4-5 часу после полуночи), перед восходом солнца, в которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час освящает молитвою уже наступивший день и соответствует 7 часам утра.

На третьем часе, соответствующем нашему 9 часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему 12 часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему 3 после полудня, воспоминаем Крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Когда не совершается по какой-либо причине Божественная литургия, в этот день отправляется особое Последование изобразительных (обычно Великим постом по будням).

Проскомидия. Божественная литургия на престольный праздник в скиту Всех Святых
Проскомидия. Божественная литургия на престольный праздник в скиту Всех Святых

Божественная литургия – самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Евхаристии, установленное Самим Спасителем на Тайной Вечери. Литургия служится обычно утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. На приходах утреннее богослужение соединяется чаще всего с вечерним, но иногда в некоторых храмах – соединяется с дневным богослужением.

Вечернее богослужение в монастырях состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, а на приходе – обычно из девятого часа, вечерни, утрени, первого часа.

Утреннее богослужение в монастырях состоит из полунощницы, утрени и первого часа, а также к ним присоединяются третий, шестой часы и Литургия.

Дневное богослужение на приходах состоит из третьего и шестого часов и Литургии.

Начинается Суточный круг богослужения с вечерни, а заканчивается – девятым часом, когда не совершается Последование изобразительных. Если Литургия не отправляется, то заканчивается Суточный круг Последованием изобразительных.

Также надо сказать, что по уставу полагается совершать так называемые междочасия – краткие службы, на подобие часов, которые отправляются между часами. Данные службы почти исчезли из употребления не только на приходах, но и в монастырях.

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео