Слово на притчу «О богаче и Лазаре»

Пропасть, о которой говорил Господь в притче, символизирует свободный выбор человека в земной жизни, который по ту сторону нашей жизни, в вечности, предстаёт перед ним уже непреодолимой пропастью.
07.11.2020 иеромонах Игнатий (Смирнов)  833

Слово на притчу «О богаче и Лазаре»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Почему христианство утрачивает силу в наше время? Воспринимается чаще всего лишь как нравственное учение, которое люди перестают считать для себя жизненно важным. Скорее всего, потому что человек в своём сознании ограничил собственное существование как личности пределами лишь этой временной жизни. Такое видение собственного существования с точки зрения научного или житейского знания вполне объяснимо и оправдано. Сама наша физическая природа заставляет нас думать больше о насущном хлебе, строить дома, делать свою жизнь комфортнее и, конечно же, получать радость и удовольствия от окружающего мира. И с таким разнообразием попечений и всевозможных повседневных дел человеку просто не до вещей духовного порядка, таинственных и неудобных для человеческого рассудка в его ежедневных потребностях. И всё в этом мире, в целом, казалось бы прекрасным и гармоничным для человеческого существования и реализации собственных желаний, если бы не одно обстоятельство. Этим обстоятельством и преградой человеку на пути земного блаженства служит смерть. Хотим ли мы вспоминать и задумываться о ней или гнать эти мысли, чтобы они не опечаливали наше сознание в житейских радостях и утешениях, она всё равно остаётся в нашей жизни реальной и неизбежной. «На протяжении всего этого времени, - пишет прп. Максим Исповедник, - смерть живёт, пожирая нас, а мы более не живём, вечно снедаемые ею посредством тления». И если попытаться духовно рассмотреть её место и роль в человеческой природе или в этом мире, то на самом деле она больше занимает место в этой жизни, чем сама наша биологическая жизнь. То есть то, что человек называет своей жизнью, это лишь узкий промежуток или коридор, который отовсюду заполнен влиянием смерти и тления. И в этом узком коридоре каждый из людей, осознанно или нет, пытается закрыться и спрятаться от нависшей над ним тени смерти, пытается приспособиться в этой временной жизни, созидая для себя видимость блаженства, выискивая те малые утешения и радости от общения с материальным миром, удовлетворяя свой повседневный душевный голод до тех пор, пока смерть и тление своей большей реальностью не поглотят его самого.

К сожалению, этот узкий коридор, созданный человеческим сознанием, по разным причинам вполне устраивает большинство людей. Они приковывают свой взгляд лишь к вещам и заботам, собранным в этом небольшом пространстве, и их интерес и желания вполне удовлетворены таким положением. Не желая оглядеться вокруг себя, отвести свой взгляд от ежедневных дел и житейских забот, человек как будто боится увидеть то, что его может опечалить, вселить страх и отчаяние, заставить пересмотреть свою жизнь, свои желания и потребности души. В этом и состоит главная опасность человеческих пороков и земных привязанностей, к которым подталкивает человека демон, заполняя его сознание и душу временными наслаждениями, приковывая его внимание к земному. И чтобы ещё больше закрепить удаление человека от Бога, демон переполняет его душу страхами и печалями перед лицом существующей смерти. Чтобы человек, отвернувшись от её реальности, не смог посредством духовного осмысления смерти познать иной Мир и иную реальность, выйти из узкого коридора материального и временного к Божественному и вечному Небесному Царству. «Сатана весьма ненавидит сей помысл (память о смерти), – пишет прп. Исаак Сирин, - и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке, и, если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковой помысл, и если бы мог, как сказано, то сделал бы это охотно. Ибо знает льстец сей, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются».

Смерть, как явление, разрушающее связь нашего сознания и души с телом, пресекает наше дальнейшее взаимодействие с материальным миром и в мгновение открывает перед нами иной мир. Тот мир, в котором начинаются своего рода «ломки» у страстно привязанного душой к земным удовольствиям или иным порокам человека. Мир, в котором человек лишь с житейским сознанием и материальными представлениями о собственной природе, подобно богачу из сегодняшней притчи, отчаянно пытается удовлетворить свою душевную жажду и голод материальными вещами, которых там просто напросто нет, но в памяти души они сохранились, как единственная её потребность и утешение. «И, возопив, сказал (богач): отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Но, к сожалению, нельзя веществом – обычной водой, загасить невещественный огонь страсти или душевной болезни. В иной жизни нужна будет другая вода, о которой говорил Господь у колодца Самарянке: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:13-14).

После смерти человеку открывается другой мир, с другими законами, который был либо ожидаем нами в земной жизни, «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18), – как писал апостол Павел, либо по нашему неверию загробный мир остаётся для нас несуществующим, побуждая ещё больше связывать свою душу с видимым миром, готовя тем самым в момент смерти более болезненный, но неизбежный с ним разрыв, а по смерти мучения в силу наших страстных привязанностей в этой жизни. «Привязанный (только к телу и миру), остался вне отдохновения, - пишет прп. Максим Исповедник. – (Такой человек) не стяжал от плотской жизни никакой пользы, кроме беспредельного наказания после неё; ибо он ни настоящей жизнью, которую одну лишь возлюбил и возжелал, не обладает (поскольку её, по причине её текучести, не возможно удержать по природе), ни будущую получить в удел (такой человек) не может, поскольку он пребыл по отношению к ней совершенно праздным и равнодушным, тогда как ей присуще сращиваться лишь с теми, которые возлюбили её всецело и ради вожделения к ней охотно и с наслаждением претерпели всяческие страдания».

Ведь та пропасть, о которой говорил Господь в сегодняшней притче, символизирует свободный выбор человека в земной жизни, который по ту сторону нашей жизни, в вечности, предстаёт перед ним уже непреодолимой пропастью. «Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:25-26).

Человек наделён разумной волей не только для того, чтобы выбирать, какого цвета купить ему костюм, или что ему съесть на завтрак, или куда ему поехать в отпуск, а прежде всего для того, чтобы, руководствуясь мудростью, уметь выбирать для себя полезное среди предметов духовного или нравственного порядка: добродетель или порок, прощение или обиду, молитву или страстные помыслы, жизнь или смерть, дьявола и мир страстей или Бога. От этого выбора будет зависеть, по какую сторону пропасти он окажется в следующей жизни. И не так для праведников была страшна физическая смерть, страхом которой дьявол держит человека в узком пространстве видимой жизни, порабощенным и привязанным к её наслаждениям, окруженным смертью и тлением. Они боялись больше смерти вечной, вечного разлучения с Божественной любовью, поэтому они оторвали свой умный взгляд от круговращения в мирских страстях, перестали создавать для себя в этом мире иллюзию жизни и мужественно посмотрели в лицо собственной смерти, за границей которой увидели другую жизнь, блаженную и нетленную и с радостью пошли ей навстречу.

«Мужественно сражаясь с миром, - пишет прп. Максим Исповедник, - с телом и с происходящими от них восстаниями и подавив обольщение, возникающее от них, когда чувства сослагаются с чувственными вещами, они сохранили себе достоинство души не порабощенным…поскольку отрешение от жизни не совершается без смерти… (они тем самым)… задумали смерть для смерти, прекратили жить ради смерти, умерев «честною смертью перед Господом», каковая поистине есть смерть истинной смерти, способная разрушить тление, а достойным открывающая путь к блаженной жизни и нетленности».

Каковой жизни и нам всем желаю по неизреченной милости Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки веков. Аминь!

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+0°
сегодня в 00:59
Ветер
4.5 м/с, В
Осадки
0.0 мм
Давление
770.9 мм рт. ст.
Влажность
93%