Рождественская Песнь — о мире, о любви, и ей нужно внимать, и можно внимать, лишь только любящим и милующим сердцем.

04.01.2018  1 906
Други наши, пройдет всего несколько дней, и мы с вами увидим, ощутим преобразующий будни нашей жизни свет великого праздника Рождества Христова. Церковь возгласит о явлении миру света разума рождением Христа. Время и вечность, Бог и человек соединились в день Рождества Христова в единый поток жизни во спасение.
5D4_7127_sm.jpg
День этот настолько велик, что Святая Церковь установила длительное приготовление к нему сорокадневным постом и пятидневным предпразднством. За пять дней до праздника церковные песнопения уже пронизаны предощущением предстоящего праздничного ликования.
***
ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, светозарные чада Церкви Христовой! Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного снисходит во тьму и в глубины нашего падшего мира. Сказано в богослужении Богоявления: «Ты, Господи, не терпел еси зрети род человеческий, мучим от дьявола, но пришел еси и избавил еси нас»[1] ...Бог тако возлюбил мир, якоже и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16)...

В начале Бог сотворил небо и землю, и, как описано в Бытии, увидел Бог, яко вся добра́ зело (см.Быт.1:31). Увидел Бог, что все прекрасно...Но в раю, в этом дивном богозданном Едеме, произошла страшная катастрофа, разрыв дивной гармонии и симфонии мiров, которые создал Господь в начале. Сам человек в гордости, в безумии своем, в стремлении стать богом без Бога, отвернулся от Творца своего, согрешил преслушанием и похотью, и праведным судом Божиим изгнан был из рая. Но дальше Василий Великий в своей Литургии говорит: «Не отвратился еси создания Твоего в конец, еже сотворил еси, Блаже; ниже забыл еси творение рук Твоих, но посетил еси многообразне, ради милосердия милости Твоея»[2]

Долгие, мучительные тысячелетия проходили, пока не пришло исполнение времен, пока не пришел час благоволения, когда по предвечному Совету, уже установленному в недрах Святой Троицы, Сын Божий явится на землю, воплотится, и Своим жертвенным служением и послушанием искупит грех человеческий и спасет Адамов род от власти смерти, от власти дьявола, от власти греха. Только сыновним послушанием, послушанием даже до смерти крестной, могло быть исправлено преслушание Адамово, только смирением и крайним истощанием могла быть исцелена гордыня прародительская. Только чистотою непорочного Агнца Божия могло быть омыто блудное вожделение наших праотцев... И вот, приходит Господь, зрак раба приим (см.Флп.2:7), Он, воистину приходит как Царь смиренной и кроткой Славы. Рождается в глухую ночь, о Нем почти никто не знает, никто не замечает, мiр продолжает жить своей греховной жизнью. И только чистейшая тварь: звезда Вифлеемская, невинные животные — вол, осел, только чистые сердца неповрежденных людей — пастухов и далеких язычников, жаждущих увидеть Истину Божию, — узнают о случившемся Чуде.

Господь в начале создал такую дивную симфонию мiров, прекрасный рай, а человек после падения создал такой ад, какой могли придумать только самые жуткие бесы: постоянные войны, убийства, ГУЛАГ, ГЕСТАПО, тюрьмы, лагеря, повсеместный разврат “о немже срамно и глаголати”, варварское насилие над творением, и так далее, и так далее, и так далее...Реки крови и моря слез. Непрекращающийся кошмар — вся история человечества, человек стал человеку волком... Каково же Творцу, Создателю Всемилостивому, Всеблагому, смотреть на все сие, на весь этот ужас…? Но поскольку мысли Божии не наши мысли, и пути Божии не наши пути (Ис.55:8), по состраданию Своему, Святая Троица, Бог наш принял это решение — взять на Себя всю тяжесть греха, и Отец жертвенно отдает Сына, и Сын жертвует Собой, — хотя на Нем нет никакой вины, Он чист, непорочен, безгрешен, — и Дух Святой непостижимо, сострадательно осеняет сию Жертву. Таково ведь свойство любви Божественной — она берет на себя чужой грех и делает чужую боль своею. Любовь истинная, богоподобная желает неудержимым желанием пострадать за любимого; любовь — она всегда жертвенная, и об этом нам тайно глаголет наступающий праздник Рождества Христова, в своей тихости, в своей кротости...

И дай нам Бог сердце, которое могло бы средь шума и безумного смеха мiра внимать ангельскому пению небесному, пению, возвещающему на земли мир, в человецех благоволение (см.Лк.2:14). Дай нам Бог находиться именно среди этих «людей благоволения» вместе с Пречистой Девою, с Иосифом Обручником, с пастухами, с волхвами, а не оказаться с христоубийственными людьми: с Иродом, с первосвященниками... Сразу же одна только весть о хотящем родитися Царе привела весь Иерусалим в смятение, все испугались, что грядет Судия и воздаст каждому по делам его; и сразу произошло разделение. Ирод с первого момента стал искать убить Христа, так, с первого момента начался Голгофский путь Христа Бога, и Матери Его: рождение в глухую, хладную ночь; отсутствие места в гостинице; бегство в Египет. Потом убийство Вифлеемских младенцев, море крови, море слез матерей... И это все знаменует то, что любовь Христова в мiре всегда гонима, всегда распинается; так было две тысячи лет тому назад, так было на протяжении всех веков прошедших, и так до сих пор продолжается в наши дни, развратные, темные и тревожные...

Рождественская Песнь — о мире, о любви, и ей нужно внимать, и можно внимать, лишь только любящим и милующим сердцем. Ирод и прочие не могли ее услышать; мiр слишком уж оглушен своими заботами, своими страстями… Но эта Песнь таинственно звучит доселе, и сподоби нас, Господи, в эти прекрасные дни Твоего Богоявления так настроить свое сердце, чтобы мы услышали эту дивную мелодию небес, еюже прославляется Господь за Свои Страдания и неизреченно воспевается Богородица, да забудем Землю и вся, яже на ней...И так в мире и любви, вопреки всему происходящему внутри и вокруг нас ужасному, встретим и мы ныне рождающегося в Вифлееме иудейском Богомладенца Христа! «Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи, Боже наш, вся бо воздал еси нам, и Тебе славу и благодарение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Слово на Рождество Христово.

Все эти Слова и молитвы исторгались «воздыханьми неизглаголанными» яко глубинные токи богословия из недр в болезнях и скорбях многих смиренного и сокрушенного сердца…

+ Серафим, меньший во иеромонасех

Россия. Кипр. Рождество Христово,

2017 г. (столетие роковой даты)


[1] См.: Молитва на Великое освящение воды.


[2] См.: Молитва Евхаристического канона Литургии свт. Василия Великого.

Фотоальбомы

Все фотоальбомы