Во все тяжёлые времена, когда Церковь была раздираема различными ложными вероучениями, попытками как извне, так и изнутри изменить или извратить её Богооткровенное учение, Господь воздвигал ей заступников, обладающих глубоким духовным разумом и живым опытом Богообщения. Они на личном духовном опыте, пройдя все ступени борьбы со страстями, достигали чистоты собственного сердца и высот Божественного созерцания, что давало им благое дерзновение истинно говорить о Боге, а не предаваться фантазиям своего рассудка. Ведь стать причастником Божественной жизни Святой Троицы через приобщение Её энергии, входя собственным умом, сбросившим с себя всякий земной образ и представление, через божественное созерцание во Святая Святых, не тоже самое, что рассуждать и выдумывать о Боге, подобно тому, как мы в нашей мирской жизни рассудком исследуем те или иные земные предметы и затем выносим о них заключения. Именно с этой темы начал полемику с еретиком монахом Варлаамом в своих письменных трудах под названием «Триады» святитель Григорий Палама, память которого сегодня отмечает Православная Церковь.
В этот период Западная Церковь, которая впоследствии будет называться Католической, уже была в разрыве с Восточною из-за своего учения о Фелиокве, в котором, вопреки учению Святых Отцов, догматизировалась теория об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Хотя большинство западных богословов как тогда, так и сейчас не рассматривают тот факт, что учение о Филиокве существенно повлияло на духовную жизнь западных христиан, святитель Григорий Палама, в отличие от них, считал эту богословскую проблему весьма серьёзной, свидетельствуя о её важном значении в формировании духовной жизни христианина, в которой происходит его постепенное приобщение нетварной божественной энергии и окончательное обоживание во Христе.
Вот одна из его цитат, раскрывающая духовный опыт православного подвижника на пути истинного богопознания и единение человека с Богом, в реальном приобщении Его божественным энергиям: «Удостоившиеся этой благодати, - пишет святитель Григорий, - знают, что она не призрачный образ, не зависит от нас, не такова, что то существует, то не существует, но есть некая непрестанная энергия [действие], благодатно поселяющаяся, живущая и укореняющаяся в душе, порождающая источник святой радости, которая притягивает к себе ум, уводит его от разнообразных вещественных представлений и настраивает так, что ему не сладки никакие телесные наслаждения, – а телесным я называю то, что проникает от наслаждений тела в помыслы, под видом приятного примешивается к ним и тянет их вниз, тогда как наоборот все, что от духовной радости души переходит на тело, хотя и действует в теле, остается духовным. Потому что как наслаждение, идущее от тела к уму, делает весь ум телесным, нисколько не освящаясь от слияния с высшим, а наоборот, передавая уму свою низменность, от чего и весь человек становится «плотью», как сказано о людях, потопленных Божьим гневом: «Да не пребудет Мой Дух на этих людях,... ибо они плоть» (Быт.6:3), – так и духовная сладость, переходящая от ума на тело, и сама нисколько не ухудшается от общения с телом и тело преображает, делая его духовным, так что оно отбрасывает злые плотские стремления и уже не тянет душу вниз, а поднимается вместе с ней, от чего и весь человек становится тогда «духом», как написано: «Рожденный от Духа есть дух»(Ин.3:6, 8). Впрочем, все проясняется на опыте», – заканчивает святитель свою мысль.
Уже в ту эпоху прослеживалась существенная разница в понимании и подходах к духовной и аскетической жизни среди христиан Запада и Востока. На христианском Западе в XIV-XV вв. стало набирать популярность движение гуманистов, к которому причислял себя оппонент Паламы учёный монах Варлаам. Гуманизм пришёл на смену схоластическому западному богословию, активному миссионерству и строгой аскетике в среде монашествующих. С этого времени на Западе начнётся яркая по своему культурному наследию, сохранившемуся до наших времён, и продолжительная эпоха, названная Возрождением, или Ренессансом, когда все человеческие усилия и энергия будут направлены на изучение различных наук, развитие искусств, возрождение древней философии. Как из мрачной темницы, в отчаянии от бесконечного ожидания соприкосновения с божественным светом, душа западного христианства вырвется к творческой и интеллектуальной деятельности, к свету чувственного и эмоционального человеческого переживания, которые станут жалкой подменой главной цели христианской жизни - обожения человека во Христе и соединения с божественной нетварной энергией, существование которой как раз и отрицало Западное богословие в лице еретиков Варлаама, Акиндина и Григоры в споре с Паламой. И до сих пор в массе своей продолжает отрицать, называя Свет Христова Преображения на горе Фавор перед учениками тварным явлением или символом, а не присущей Его Божественной природе нетварной энергией.
Хотя, к сожалению, Византия спустя столетие после победы над лжеучениями Варлаама, Акиндина, Григоры, всё-таки подписала унию с папским престолом (в большей степени по политическим мотивам), это не помешало грекам, а также другим православным Церквям, во много благодаря усилиям и трудам святителя Григория Паламы и его последователей, сохранить от искажений латинянами традиционное святоотеческое учение и догматы, принятые на Вселенских соборах. Духовное наследие святителя Григория Паламы в сокровищнице Церковного предания остается и по сей день востребованным и актуальным, привлекая к своему изучению и осмыслению христиан всего мира – как католиков, так и православных, как из монашествующей среды, так и из мирян, как богословов, так и простых верующих, – извлекающих из них для себя духовную пользу.
Сегодня в обители, вместе с памятью святителя Григория Паламы, мы также празднуем память ещё одних ревностных защитников Православия перед лицом еретичества. Это священномученик Тит и 33 мученика Валаамских, которые в конце XVI века мужественно отдали свои жизни за сохранение православной веры от лютеранской ереси, обагрившие Валаамскую землю своей мученической кровью и ставшие навечно нашими молитвенниками и заступниками перед Богом, Которому от нас всегда подобает слава, честь и поклонение во веки веков.