«Да не пребудет Мой Дух на этих людях,... ибо они плоть»

Это был опасный период для Церкви, когда затрагивалось не только догматическое учение, но и производились искусные, коварные попытки еретиков изменить сами принципы духовной жизни христианина с её традиционным пониманием. Угроза изменения этой ситуации в последующие годы как в Византии, так и во всём остальном Православном мире в случае победы еретиков была реальной. 
04.03.2018 иеромонах Игнатий (Смирнов)  6 108
Проповедь в Неделю свт. Григория Паламы.
Проповедь иеромонаха Игнатия Смирнова во 2-у неделя Великого поста

Во все тяжёлые времена, когда Церковь была раздираема различными ложными вероучениями, попытками как извне, так и изнутри изменить или извратить её Богооткровенное учение, Господь воздвигал ей заступников, обладающих глубоким духовным разумом и живым опытом Богообщения. Они на личном духовном опыте, пройдя все ступени борьбы со страстями, достигали чистоты собственного сердца и высот Божественного созерцания, что давало им благое дерзновение истинно говорить о Боге, а не предаваться фантазиям своего рассудка. Ведь стать причастником Божественной жизни Святой Троицы через приобщение Её энергии, входя собственным умом, сбросившим с себя всякий земной образ и представление, через божественное созерцание во Святая Святых, не тоже самое, что рассуждать и выдумывать о Боге, подобно тому, как мы в нашей мирской жизни рассудком исследуем те или иные земные предметы и затем выносим о них заключения. Именно с этой темы начал полемику с еретиком монахом Варлаамом в своих письменных трудах под названием «Триады» святитель Григорий Палама, память которого сегодня отмечает Православная Церковь.

0_164ef3_922236af_orig.jpg
Афонский монах, исихаст, выдающийся богослов, архиепископ Фесалоникийский, Григорий Палама стал в начале XIV века ключевой фигурой и основным защитником православного учения и святоотеческого предания в споре с еретиками – монахом Варлаамом, Акиндином и Григорой. Это был опасный период для Церкви, когда затрагивалось не только догматическое учение, что уже не раз происходило в её истории, но и производились искусные, коварные попытки еретиков изменить сами принципы духовной жизни христианина с её традиционным святоотеческим пониманием. Несмотря на то, что в Византии большинство простых верующих придерживались в своей духовной жизни традиционного учения Православной Церкви, угроза изменения этой ситуации в последующие годы как в Византии, так и во всём остальном Православном мире в случае победы еретиков была реальной.

ib2903.jpg Ведь не раз бывало в истории Церкви, когда еретики использовали государственную или церковную иерархическую власть в качестве силового инструмента для укоренения своих еретических учений. Этого и испугались афонские монахи, узнав о быстром распространении лжеучения монаха Варлаама и о его возрастающем влиянии на Византийский двор. В этой связи они старательно просили будущего святителя Фессалоник, тогда ещё прибывающего в отшельничестве на горе Афон, вступить в защиту исихазма, а также святоотеческого учения о божественной энергии и о нетварном божественном свете. В сложившихся обстоятельствах образованный, знатного происхождения, богослов, монах-исихаст Григорий Палама, как никто, лучше всего подходил на роль защитника святоотеческой традиции в кулуарах Византийского двора, где ересь Варлаама активно набирала своих сторонников и последователей среди знати и иерархов.

В этот период Западная Церковь, которая впоследствии будет называться Католической, уже была в разрыве с Восточною из-за своего учения о Фелиокве, в котором, вопреки учению Святых Отцов, догматизировалась теория об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Хотя большинство западных богословов как тогда, так и сейчас не рассматривают тот факт, что учение о Филиокве существенно повлияло на духовную жизнь западных христиан, святитель Григорий Палама, в отличие от них, считал эту богословскую проблему весьма серьёзной, свидетельствуя о её важном значении в формировании духовной жизни христианина, в которой происходит его постепенное приобщение нетварной божественной энергии и окончательное обоживание во Христе.

В учении святителя Григория Паламы тематика Боговоплощения, которую он противопоставит философским воззрениям Варлаама и его сторонников, дававшим лишь историческую и символическую оценку этому новозаветному событию, приобретёт более глубокое духовное осмысление.

Вот одна из его цитат, раскрывающая духовный опыт православного подвижника на пути истинного богопознания и единение человека с Богом, в реальном приобщении Его божественным энергиям: «Удостоившиеся этой благодати, - пишет святитель Григорий, - знают, что она не призрачный образ, не зависит от нас, не такова, что то существует, то не существует, но есть некая непрестанная энергия [действие], благодатно поселяющаяся, живущая и укореняющаяся в душе, порождающая источник святой радости, которая притягивает к себе ум, уводит его от разнообразных вещественных представлений и настраивает так, что ему не сладки никакие телесные наслаждения, – а телесным я называю то, что проникает от наслаждений тела в помыслы, под видом приятного примешивается к ним и тянет их вниз, тогда как наоборот все, что от духовной радости души переходит на тело, хотя и действует в теле, остается духовным. Потому что как наслаждение, идущее от тела к уму, делает весь ум телесным, нисколько не освящаясь от слияния с высшим, а наоборот, передавая уму свою низменность, от чего и весь человек становится «плотью», как сказано о людях, потопленных Божьим гневом: «Да не пребудет Мой Дух на этих людях,... ибо они плоть» (Быт.6:3), – так и духовная сладость, переходящая от ума на тело, и сама нисколько не ухудшается от общения с телом и тело преображает, делая его духовным, так что оно отбрасывает злые плотские стремления и уже не тянет душу вниз, а поднимается вместе с ней, от чего и весь человек становится тогда «духом», как написано: «Рожденный от Духа есть дух»(Ин.3:6, 8). Впрочем, все проясняется на опыте», – заканчивает святитель свою мысль.

10411314_903188216413938_3014274646721219355_n.jpg Уже в ту эпоху прослеживалась существенная разница в понимании и подходах к духовной и аскетической жизни среди христиан Запада и Востока. На христианском Западе в XIV-XV вв. стало набирать популярность движение гуманистов, к которому причислял себя оппонент Паламы учёный монах Варлаам. Гуманизм пришёл на смену схоластическому западному богословию, активному миссионерству и строгой аскетике в среде монашествующих. С этого времени на Западе начнётся яркая по своему культурному наследию, сохранившемуся до наших времён, и продолжительная эпоха, названная Возрождением, или Ренессансом, когда все человеческие усилия и энергия будут направлены на изучение различных наук, развитие искусств, возрождение древней философии. Как из мрачной темницы, в отчаянии от бесконечного ожидания соприкосновения с божественным светом, душа западного христианства вырвется к творческой и интеллектуальной деятельности, к свету чувственного и эмоционального человеческого переживания, которые станут жалкой подменой главной цели христианской жизни - обожения человека во Христе и соединения с божественной нетварной энергией, существование которой как раз и отрицало Западное богословие в лице еретиков Варлаама, Акиндина и Григоры в споре с Паламой. И до сих пор в массе своей продолжает отрицать, называя Свет Христова Преображения на горе Фавор перед учениками тварным явлением или символом, а не присущей Его Божественной природе нетварной энергией.

Хотя, к сожалению, Византия спустя столетие после победы над лжеучениями Варлаама, Акиндина, Григоры, всё-таки подписала унию с папским престолом (в большей степени по политическим мотивам), это не помешало грекам, а также другим православным Церквям, во много благодаря усилиям и трудам святителя Григория Паламы и его последователей, сохранить от искажений латинянами традиционное святоотеческое учение и догматы, принятые на Вселенских соборах. Духовное наследие святителя Григория Паламы в сокровищнице Церковного предания остается и по сей день востребованным и актуальным, привлекая к своему изучению и осмыслению христиан всего мира – как католиков, так и православных, как из монашествующей среды, так и из мирян, как богословов, так и простых верующих, – извлекающих из них для себя духовную пользу.

Сегодня в обители, вместе с памятью святителя Григория Паламы, мы также празднуем память ещё одних ревностных защитников Православия перед лицом еретичества. Это священномученик Тит и 33 мученика Валаамских, которые в конце XVI века мужественно отдали свои жизни за сохранение православной веры от лютеранской ереси, обагрившие Валаамскую землю своей мученической кровью и ставшие навечно нашими молитвенниками и заступниками перед Богом, Которому от нас всегда подобает слава, честь и поклонение во веки веков.


начало темы:

«Тремя образами грешат люди: умом, словом и делом - пишет Симеон Новый Богослов.- Первый грех, грех умом, есть причина и всех тех грехов, в каких грешат словом и делом, ибо не ум заканчивает грех, а слово и дело заканчивают, что изобретает ум. Итак, из этих трех, чему прежде и более всего необходимо быть уврачевану от Христа? Очевидно, первому, то есть уму…Потщимся же прежде всего исправить ум свой, чтоб он стоял (трезвенно в себе), когда молимся или читаем и изучаем Божественные Писания. Ибо если не исправим ума, все другое тщетно, и душа наша никакого не восприемлет преуспеяния…Итак, сколько сил есть, надлежит нам подвизаться, да освятится Христом ум наш, восприяв благодать Святого Духа. Для этого одного Христос, будучи Бог, соделался человеком, для этого распялся, умер и воскрес...Впрочем, и каждому, по мере исправления ума его, дается мера ведения или познания как самого себя, так и Бога, то есть насколько исправляется, освящается и просвещается ум каждого, настолько он познает себя самого и Бога».

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 09:11
Ветер
5.4 м/с, ЮЮВ
Осадки
2.0 мм
Давление
753.4 мм рт. ст.
Влажность
96%