Проповедь иеромонаха Игнатия о богаче и Лазаре

В этой жизни у каждого из нас один Домовладелец, мы в эту жизнь входим нагими и нагими уходим, не забирая ничего с собой, что считаем своим. Всё то, что человек в этой жизни считает своим – всего лишь находится в его временном пользовании.
07.11.2021 иеромонах Игнатий (Смирнов)  1 897

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Жил-был человек, одевался в порфиру и виссон, роскошествовал и проводил свои дни в наслаждении и покое, удовлетворяя разнообразные свои желания, получая полноту земной жизни, которую на мирской манер мы называем «счастьем».

Рядом с ним, у его собственных ворот лежал нищий Лазарь, испытывающий голод и покрытый ранами, которые не оставляли безучастными бродячих собак, подходившим к нему и зализывающими их.

Два человека, две судьбы, которые Божественным Промыслом переплелись в водовороте временной земной жизни. Всматриваясь друг в друга, каждый из них пытался осознать присутствие в этом месте другого. И если Лазарь, как мы слышали из Евангелия, ожидал получить лишь малое пропитание или какое-либо другое телесное утешение и отдохновение, вглядываясь в роскошную жизнь богача, то о мыслях богача в отношении Лазаря Евангелие умалчивает. О чём же размышлял богач, видя Лазаря у своих ворот? Почему Евангелие не рассказывает об этом? Хотя нам доподлинно известно, что богач узнал Лазаря по смерти, увидев его на лоне Авраама.

Наверное, сами его действия были достаточными, чтобы недвусмысленно выразить его основные мысли и чувства в отношении Лазаря. Эти действия были игнорированием присутствия Лазаря. Чем меньше он будет обращать на него внимания, а тем более помогать, тем быстрее он исчезнет с поля зрения. Иногда человеку не нужны глубокие раздумья, чтобы сразу выразить своё отношение к предмету или человеку, достаточно видеть лишь его внешний облик. Чувство брезгливости и неприязни видимого заставляет богача не замечать Лазаря, чтобы лишний раз не расстраивать себя, разрушая свою внутреннюю гармонию, построенную на внешнем благолепии и роскоши.

Можно ли в этой ситуации понять действия богача или, выражаясь другими словами, согласиться с ними? Христианский долг нашему сознанию ответит, что нельзя. Мы должны проявлять милосердие и заботу о ближних, опираясь на слова Христа и апостолов. Но что, если человек не знает о христианской морали, живёт исключительно, опираясь на свои эгоистичные мысли и чувства, которые сиюминутно подсказывают ему, как действовать и вести себя в жизни. Зачем богачу связывать себя с нищим Лазарем, который лежит в близи его дома? Разве богач ему чем-то обязан? Не он же его лично сделал нищим и страдальцем. Такова судьба этого несчастного Лазаря. Что тут поделаешь? На этом мораль и мировоззрение богача ограничивались, ближний как таковой для него имел интерес лишь в собственном богатом окружении, во взаимовыгодном общении.

Большинство людей привыкает опираться на собственный разум и чувства, прибегая лишь к житейскому или научному опыту. Размышлять о вещах невидимых, недоступных чувствам и разуму, основанных лишь на вере и словах Писаний, и жить по ним кажется для них неестественным и сомнительным занятием. Зачем затрачивать свои силы на то, чего ты с очевидностью не знаешь, не можешь увидеть, прикоснуться к этому?

Логика богача была ограниченной, примитивной, строго житейской и эгоистичной. Зачем растрачивать силы, средства на то, о чём не имеешь точных представлений и знаний? Живи для себя в удовольствие, наслаждайся, и не "заморачивайся" моральным долгом — милосердием к ближним. Ведь, по сути, моральный долг не имеет никакой другой сильной мотивации для эгоиста, если только человек не боится после смерти суда Божьего над собой. Лишь оказавшись в аду после смерти, судя по его просьбе ко Аврааму послать Лазаря к своим братьям, чтобы они узнали, что их может ждать после смерти, и изменили свою жизнь, Евангельский богач начал сожалеть и раскаиваться в том, что не углублялся при жизни в размышления о смерти и о Суде Божьем.

Он был настолько ослеплён своей роскошной видимой жизнью, что мысли о смерти наводили печаль на душу, которая так сильно привязалась к телесному покою и наслаждению. Поэтому мысли о смерти были чужды и противны ему несмотря на то, что логика земной жизни человека включает в себя событие смерти, как бы наш плотской разум этому ни противился. И не размышлять о ней скорее говорит нам о человеческой глупости и не дальновидности, чем о житейской мудрости. Разве человек, живя в этом мире, не сталкивается с новыми для себя явлениями, знаниями и опытом, о которых до этого момента ничего не знал и не слышал? Так почему же некоторые люди остаются уверенными, что их не ждёт суд Божий?

Отправляясь в долгое путешествие, любой здравомыслящий человек внимательно готовится к нему, собирает необходимое в дорогу, но в тоже самое время, он осознаёт, что не знает с чем может столкнуться в этом путешествии, какие открытия и опасности его могут поджидать, хотя и старается заранее продумать возможные варианты и подготовиться к ним. Почему же размышления о смерти и о том, что за ней нас может встретить, так мало занимают нас? Значение смерти умаляется в нашем сознании, заставляя нас выстраивать нашу жизнь и отношение к окружающим нас предметам и людям так, как будто мы будем вечно жить на этой земле. Дух накопительства, пристрастия к богатству и роскоши, к наслаждениям и удовольствиям этой жизни противится размышлениям человека о смерти. Но неизбежность смерти заставляют мудрого человека пересмотреть своё отношения ко всему внешнему, страх неизвестности подталкивает наше сознание готовиться к этому событию.

Примером этой житейской мудрости может стать другой Евангельский эпизод, рассказанный Христом прежде истории о богаче и Лазаре. Он повествует о неправедном слуге, который взвесив все «за» и «против», сумел проявить, на всякий случай, смекалку и расчётливость, и позаботиться о себе перед смертью, оказав милосердие другим, в надежде на то, что они отплатят ему тем же, после его смерти. «Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом».

В этой жизни у каждого из нас один Домовладелец, мы в эту жизнь входим нагими и нагими уходим, не забирая ничего с собой, что считаем своим. Всё то, что человек в этой жизни считает своим – всего лишь находится в его временном пользовании. Господь — Домовладелец, и каждый из нас пользуется тем, что ему доверил Господь в управление. А расточение имения, о котором здесь говорится, означает, что человек использовал вверенное ему имение для собственной корысти и обогащения вместо того, чтобы честно и праведно служить домовладельцу. Предчувствуя своё увольнение от управления домом, означающее нашу смерть, неверный управитель пытался найти для себя покров и защиту.

«Копать не могу» означает, что его физические силы для духовного подвига истрачены, «просить стыжусь» означает, что он не имеет дерзновения в своих молитвах, чтобы умилостивить Домовладельца. Какой остаётся выход? Логика у неверного слуги проста. «Если я после увольнения, (в нашем толковании – после смерти), всё равно оставляю все свои привилегии и нажитое, то почему бы мне не воспользоваться ими до увольнения, чтобы меня приютили другие в своих домах». «И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». Кто эти должники, которым неверный управитель пытается облегчить долг? Это те нуждающиеся, скорбящие, больные, которые в тесноте и страданиях выплачивают свой долг Богу. Подобно Лазарю из сегодняшней притчи, которому богач мог бы так же облегчить долг, накормив и позаботившись о нём из вверенных ему Богом материальных благ, чтобы тем самым получить возможность после смерти быть на лоне праведных рядом с Лазарем, который в благодарность, взял бы его в свою вечную, дарованную ему Богом за страдания обитель.

«И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Вот она житейская мудрость и расчётливость, удостоенная похвалы от Бога. Материальное богатство, приобретаемое нами в земной жизни, само по себе не делает нас праведными, а скорее наоборот, является часто соблазном и поводом к различным грехам, поэтому оно и называется неправедным богатством. Но в то же время оно через милосердие к ближним может стать тем малым средством и той короткой дорогой к истинному богатству, которое мы уже не одалживаем и не оставляем после смерти, а оно становится нашим личным вечным достоянием от Бога в обмен за то малое, что мы отдали во временной жизни нуждающимся. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто вверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:1-13).

Аминь.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415526

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 19:15
Ветер
1.8 м/с, В
Осадки
2.4 мм
Давление
753.8 мм рт. ст.
Влажность
95%