Проповедь иеромонаха Никона в день памяти прп. Марии Египетской

В прошедший четверг мы слышали ее житие и многие
христиане хорошо знают его. Но, каждый раз, слушая жизнеописание этой святой,
удивляешься ее чудесному преображению, превращению из великой грешницы в
великую подвижницу. 
27.03.2018 иеромонах Никон (Оганов)  5 237

Сегодня, отцы, братия и сестры, в этот воскресный день, 5-ю неделю Великого Поста, Святая Церковь празднует память Преподобной Марии Египетской. Память ее совершается, также 1 апреля, в день ее блаженной кончины. В прошедший четверг мы слышали ее житие и многие христиане хорошо знают его. Но, каждый раз, слушая жизнеописание этой святой, удивляешься ее чудесному преображению, превращению из великой грешницы в великую подвижницу. Нам, большей частью, немощным и нерешительным, как поется в рождественском каноне, «удобее молчание», чем рассуждать об этом чуде, говорить о ее дивном покаянии, подвигах и страданиях. Святитель Игнатий пишет, о таких святых, что борьба и подвиг их были особенными событиями в подвижничестве: они не могут служить вполне руководством для всех подвижников. Можно и должно подражать по возможности силе произволения, решимости, вере, самоотвержению этих угодников Божиих; но самый подвиг остается неподражаемым.

Но, все же, воззрим на святую поближе. Кто она была? Родилась она, надо думать, в неблагополучной семье и видимо не имела она должного присмотра. Была предоставлена самой себе, как обычно говорят, брошена на произвол судьбы; и уже с юных лет, по ее словам, предавалась порокам. Сейчас про таких говорят, что у нее было трудное, неблагополучное детство. И, как это нередко бывает в таких случаях, выросла она во вполне законченную порочную женщину — блудницу и пьяницу, искавшую радость в распутстве и винопитии. Ее не тяготила такая жизнь, более того — она ей нравилась, ее все устраивало. Она была вполне ею довольна и легко относилась к своим порокам. И, вероятно, не чувствовала особенных укоров совести, не ощущала страха Божия, потому как, даже будучи в паломничестве на пути во Святую Землю, она без зазрения совести предавалась блуду с подобными ей. Возможно даже, склоняла ко блуду и тех, кто вовсе об этом и не помышлял. А, представьте, сколько верующих паломников она соблазнила к осуждению и негодованию своим поведением! Со стороны казалось, — все с ней ясно, — такая, как сейчас говорят, беспредельщица ни к чему доброму уже неспособна и на ее жизни можно ставить крест. Наверно, так думали многие глядя на нее.

И, вот, со всего разгона, несущейся к верной погибели, своей безумной жизни Мария как бы ударяется о порог Церковный! Как шла она в толпе паломников, так вместе с этой толпой ее заносит в храм Божий. Ей тоже любопытно посмотреть на великую святыню — Крест Спасителя. И, что-же!? Все паломники проходят во храм — а она не может! Первая попытка, вторая, — она с настойчивостью желает войти в храм, — она привыкла сразу получать то что хочет. Третья попытка… все напрасно. Ее явно что-то не дает войти в храм. В чем дело, почему все входят, а ей нельзя? Возможно, она видела, как в храм входят даже те, с кем она блудила! Недоумение вдруг сменяется острым и ярким, как молния, осознанием – неужели я настолько грешна и так противна Богу, что меня останавливают небесные силы, как нечистую силу или какое-то нечистое животное. В один яркий миг она увидела свое место в этом мире, место которое заслужила! Ей ясно открылась пропасть ее падения. И ей захотелось покинуть эту адскую бездну, исчезнуть из нее; так захотелось наверх, к чистому, светлому, прекрасному, что всей силою этого желания она возненавидела свою прожитую бесовскую жизнь! И, как бы в ответ на ее порыв, благодать Божия мгновенно, сошла к ней, кающейся грешнице, которая всем сердцем рванулась к чистоте и святости. Божия благодать привлеченная глубоким покаянием Марии придала ей необыкновенную силу. Прямо из храма Мария ушла на свою Голгофу. Она ушла в пустыню на смерть, смерть, которая просто растянулась на долгие 48 лет.

Братия и сестры, если мы ищем истинного покаяния, ищем реального изменения своей жизни, нам нужно с подобной же силой возненавидеть свое греховное настоящее. Насколько ненавидишь свой грех, настолько ты в действительности хочешь от него избавиться. Человек, который кается в грехе, но не имеет ненависти ко нему, еще не вполне кается. «Ненависть ко грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную» (ПСТ т.1 «О любви к Богу») - говорит Святитель Игнатий. И еще: «Враждою твоею ко греху, столь ненавистному для Всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу». Отношением человека ко греху определяется и характер, образ его жизни. Подвижнический образ жизни — это узкий путь, ведущий к Богу и Его Царству — у тех, кто возненавидел грех, кто не терпит даже малейшего запаха греха. Те, кто, то оттолкнет грех от себя, то приблизит его к себе — идут по петляющей тропинке, которая, еще неизвестно, куда приведет. С нее можно повернуть как на спасительный путь неприятия греха, так и свернуть и на протоптанную дорогу дружбы и свыкания ко греху. Это широкий, проторенный путь ведущий в пагубу.

Как нам начать ненавидеть грехи? Святитель Игнатий учит: «Душа знающая, что она обязана исповедать грехи свои, …этой самой мыслью, как бы уздой удерживается от повторения прежних согрешений; напротив того – не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке удобно повторяются. Исповеданием грехов расторгается дружба с грехами… Если ты стяжал навык к грехам учащай исповедь их…кто исповедует грехи свои от того они отступают они, потому что не терпят обличения и позора» И еще — надо страшиться поступать коварно в отношении к Богу, т.е. согрешать произвольно в надежде на покаяние. Святитель пишет: «Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели».

Итак, исповеданием грехов расторгается дружба с грехами. Но если грехи так вкоренились, что мы и каемся, и повторяем, что же делать нам? Как нам отвыкнуть от привычных нам грехов, как перестать шататься из стороны в сторону, когда мы днем, вроде как, каемся и сожалеем о грехе, а вечером спокойненько его повторяем? И, подобное повторяется изо дня в день, так что, иногда, приходит мысль — действительно ли мы верим в Бога и верим Богу? Подчас, ощущая в своей душе настойчивую потребность что-то изменить думаем, что может перемена места или работы придаст какой-то толчок к лучшим переменам. Но такое изменение однократно, и его действие рано или поздно заканчивается, а затем вновь возвращается привычная жизнь с привычными грехами.

Как же быть? Святитель Игнатий говорит : «Для того, чтобы изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние состоит в борении с помыслами и ощущениями…смиренной молитве, в частой исповеди. Когда святого Исаака Сирского спросили: «Что есть покаяние?» — он отвечал: «Сердце сокрушенное и смиренное». Преподобная Мария, узрев глубину своего падения и возненавидев грех, получила такое сердце сразу, потому что имела решимость даже до смерти, а нам нужно время и постоянное сокрушение духа. Это значит, что мы должны запастись терпением и постоянством.

Итак, чистое исповедание своих грехов, борение с греховными помыслами и ощущениями, смиренная молитва и сокрушение духа, родит в нас, со временем, ненависть ко греху, созиждет в нас «сердце сокрушенное и смиренное», без которого невозможно угодить Богу, даст нам со временем то, что преподобная Мария получила сразу, и никогда уже не теряла. Несомненно верим, что она с любовию и сочувствием внимает нашим к ней молитвам. Да подал бы Господь нам, подобно ей когда-то, часто и тяжко грешащим, хотя бы немного от силы ее покаяния, ее желания чистоты и святости. Аминь!

иеромонах Никон Оганов

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 02:13
Ветер
2.2 м/с, Ю
Осадки
0.0 мм
Давление
761.3 мм рт. ст.
Влажность
94%