Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

В чём же выражается крест для человека? Если вспомнить, каким образом произошло повреждение человеческого естества грехом, а случилось это через непослушание Адама и Евы воле Божией, то крест - это безропотное послушание Богу.
01.11.2018 иеромонах Игнатий (Смирнов)  17 528

Как бытие дано Богом человеку, так и крест ждёт на земле всякого, ищущего спасения души. В чём же выражается крест человека? Если вспомнить, каким образом произошло повреждение человеческого естества грехом, а случилось это через непослушание Адама и Евы воле Божией, то крест - это безропотное послушание Богу, в нём человек находит здравие и очищение своей души, и своё истинное лицо, отражающее его единение с Богом.

«И, подозвав народ с учениками Своими, - говорится в сегодняшнем Евангелии, - сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34)». Предлагая человеку взять крест, Господь словами «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя», заранее,подготавливает нас к неизбежному столкновению и борьбе двух субъектов, один из которых каждый из нас, решивший следовать за Христом, со своей самолюбивой волей, страстными желаниями, помраченным разумом, привязанным к видимому миру и его благам, а второе Лицо - сам Христос, наш кроткий и смиренный Врач и Спаситель. В сложные моменты нашей жизни, когда наши нервы напряжены до предела, когда острое чувство несправедливости выворачивает нас наизнанку, происходят наши столкновения с Богом, горизонтальную линию нашей самолюбивой воли, пересекает воля Божья, образуя для нас крест, в том состоянии нашей души и в тех обстоятельствах нашей жизни, которые на этот момент у нас сложились.

В словах Спасителя,«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34)», открывается весь путь христианина к очищению и исцелению его души. Согласно святым отцам, наша душа состоит из трёх сил: разумной, вожделевательной и раздражительной (т.е. человеческой воли). Та последовательность слов, в которой Господь предлагает человеку взять свой крест и следовать за Ним ко спасению неслучайна, она напрямую связана с устроением человеческой души, силы которой действуют в определённой последовательности и по определённым духовным законам, данным ей Богом.

В самом начале своего обращения к народу и Своим ученикам, Спаситель говорит:«кто хочет идти за Мною», и лишь потом Он добавляет «отвергнись себя». Подобно любящему Отцу из притчи о блудном сыне, Господь никогда не насилует нашу волю, ни в начале нашего духовного пути, ни на всём его протяжении, ни в конце. Это закон Божественной любви, которая не привлекает к себе человека насильно. Прежде чем мы приступим к лечению собственной души, Христос даёт нам свободу выбора, идти за Ним или нет. В этой свободе, помимо нашего желания идти за Христом до конца, должно родиться и наше полное доверие Ему, чтобы, находя в Нём твердую опору для себя, суметь исполнить и второе Его спасительное указание, заключающееся в словах «отвергнись себя». В этом духовном действии человека происходит разворот его воли от самолюбия в сторону Бога, в этот момент появляется точка отсчёта исцеления повреждённого грехом человеческого естества, всех трёх сил нашей души.

Итак, в Евангелии Господь обращается к нам вначале со словами«кто хочет идти за Мною», и лишь потом добавляет «отвергнись себя». Когда человек говорит «хочу», это связано с пониманием того, что он осознано или неосознанно чего-то желает. Когда мы осознаём, что вся наша жизнь в руках Божьих, и нас спросят, хотим ли мы быть любимы Богом? Большинство из нас ответит в своём сердце на этот вопрос утвердительно, - да, хотим. Этот момент будет проявлением нашей вожделевательной части души, каждый из нас хочет быть любим Богом, это общее наше желание. Разница лишь в том, как каждый из нас хочет переживать эту любовь, в чём должно проявляться выражение Божьей любви лично к каждому из нас. И здесь у нас может возникнуть духовная проблема, призыв Спасителя «кто хочет идти за Мною», понимается нами порой в ином смысле, если можно так выразиться, в потребительском, а именно он звучит для нас, как «кто хочет что-либо от Меня иди за Мною». И в итоге мы не продвигаемся духовно, потому как ещё не получили от Бога того, что просим, а большей частью стоим и ждём, пока Господь, как любящий Отец, не подтолкнёт нас, чтобы мы шли дальше.Из-за этого, дальнейшие слова Спасителя, «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», нам обманчиво кажутся мерой совершенных, святых, которые в отличие от нас с вами, получили от Бога всё необходимое, чтоб дальше следовать за Ним, то, чего ещё не имеем мы.

Во множестве своих желаний грешный человек по своему неразумию ожидает себе в помощники Бога, часто не осознавая состояния собственной души, её истинных потребностей. Один ждёт от Бога материальных благ, другой счастливой семейной жизни, третий успехов в работе, четвёртый духовных дарований, пятый исцеление болезни, шестой решения каких-то проблем и т.д. Каждый из этих людей может связывать любовь Бога к себе и своё следование за Христом на основе удовлетворения своих личных желаний. Это порочный механизм, который под действием дьявола в душе таких людей всегда будет порождать ропот, зависть и обиду на Бога или на других людей, когда по неисповедимым Божьим судьбам их желания не будут удовлетворены. «Откуда у вас вражды и распри? – пишет апостол Иаков в своём послании, - не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак.4:1-4)».

Помимо общих, простирающихся в будущее нашей жизни требований и желаний нашей души, существуют и более мелкие, ежедневные наши желания, требования, как проявление нашего характера, нашего «я». Сколь разнообразны желания человеческой души! Что на самом деле скрывается под этими желаниями? Чем наши мысли заняты в течение дня? В чём они находят свой покой и наслаждение? Наши желания и требования могут провоцироваться как наслаждением, так и болью, которую мы испытываем в своём сердце. Порой нам кажется, что удовлетворив то или иное желание, направленное на погашение этой боли, например, справедливо отомстив или осудив своего обидчика, мы найдём желанный покой в своей душе, и наша боль прекратится. Или, удовлетворяя сладострастное своё желание, возникшее в нашем сердце, мы находим нечто, назовём его чувством наслаждения, которое со временем становится центром наших жизненных устремлений, мечтаний, полностью погашая, таким образом, жажду нашей души, что в ней уже совсем не остаётся место для жажды человеком Бога. Из вышеперечисленных желаний, и подобных им других, строится внутренняя жизнь нашей больной души, до тех пор, пока она не решится, убрав все свои порочные желания, освободить в себе место для Бога, Его желаний и Его воли. Желания человека - это жажда его души. Вопрос лишь в том, что будет питием для этой жаждущей души? Божественная любовь или страстное удовлетворение того, что живёт в сердце грешного человека, будь то похоть или покой плоти, тщеславие, гнев, зависть, обида или другие наши страсти.

В нашей земной жизни всё естественно устроено для удовлетворения наших физиологических потребностей, человеку для этого не нужны аскетические подвиги, трезвение ума, духовная работа со своей душой. Если он захочет поесть, то достанет кусок хлеба, если он захочет пить - напьется воды, понадобится одежда - Господь поможет ему, захочет иметь детей - и этим он не будет обделён, по промыслу Божьему, захочет зрелищ для души не выходя из дома - и современный мир с его технологиями предоставит их ему. Если же он захочет вкусно есть, пить дорогое вино, носить вещи от известных дизайнеров, проводить жизнь в неге, иметь славу от людей, путешествовать по всему миру, ему скажут - иди учись, получай хорошее образование, зарабатывай деньги, другими словами, иди и совершенствуй пути удовлетворения собственной физиологии. Это наша физиология, это то, что дано нам Богом для нашего существования на земле. Но, когда подобный образ жизни, источником которого, по сути, является физиология, становится едва ли не единственным и главным требованием нашей бессмертной души, тогда наша жизнь превращается в то, о чём писал апостол Иаков: «Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак.4:1-4)».Однако, если этот же человек на каком-то этапе своей жизни скажет, я хочу по-настоящему любить своего ближнего, быть милосердным, он выделится из массы таких же, как он людей в своём личном желании, потому как не все желают любить. Быть любимыми хотят почти все, а любить только те, кто верят, что есть нечто большее видимой жизни, которая связана лишь с тем, что апостол Иоанн Богослов называет «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Иоан.2:16)». Когда человек сильно желает любить, так, что его физиологические потребности становятся для него второстепенными, и не столь занимают его душу в сравнении с желанием любить, тогда этот человек выходит на путь самоотвержения, к которому и призывает Христос любящих Его и берёт свой крест. И он уже не будет бороться со своим ближним за место в стасидии или за открытую форточку в общей келии, и т.п. Ибо, если неразумен тот, кто приобретёт весь мир, а душе своей повредит, то насколько неразумны мы, если из-за таких мелочей вредим своей душе в ожидании Страшного Суда: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, - сказано сегодня в Евангелии, - а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк.8:34-38; 9:1)». Ещё сказано в Евангелии, что «неверный в малом, неверен и во многом (Лук.16:10)». В духовной жизни не бывает мелочей, ибо каждая из таких мелочей может стать для нас причиной потери нами Духа Божья или, наоборот, обретением Его, а также может явиться отправной точкой, необратимым началом нашего исхода от бремени земных испытаний в вечность. Аминь.

иеромонах Игнатий (Смирнов)

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414421

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-1°
сегодня в 19:26
Ветер
0.0 м/с, ЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
760.4 мм рт. ст.
Влажность
81%