О немилосердном должнике

16.08.2018  562

О немилосердном должнике
Когда мы грешим — мы идем против Бога, то есть идем против правды, справедливости, добра, любви, против жизни. В момент совершения греха мы переходим на сторону зла, лжи, тьмы и смерти.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братия и сестры, в чтенном воскресном Евангелии мы слышали притчу о немилосердном должнике. Перед этим Господь беседовал с учениками, научая их детской простоте и прощению взаимных согрешений. Петр спрашивал у Христа, до семи ли раз прощать брату своему? При этом, как бы подчеркивая свое великодушие, сказал «до семи», в то время как раввины учили, что прощать кого-либо не следует более трех раз, подобно тому, как и Бог прощал врагов Израиля три раза. В ответ он слышит от Господа удивительные для ветхозаветного человека слова о том, что прощать нужно не семь, но семиджды семьдесят раз, то есть, образно говоря — всегда. А далее в притче открывает ученикам законы Царства Небесного.

В этой притче, Господь представляет Царство Небесное как справедливый суд между царем и Его должниками. Сего ради уподобися Царствие Небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими (Мф.18:23). Господь уподобляет Царство Божие, которое зачинается внутри человека, Царю, восхотевшему взыскать отчета со своих подданных. То есть, всем нам на пути в будущее Царство Любви и Блаженства, предстоит исключительно взыскательная процедура отчета всех наших долгов Богу. Грехи и прегрешения людские именуются в Писании именно долгами. Когда мы грешим — мы идем против Бога, то есть идем против правды, справедливости, добра, любви, против жизни. В момент совершения греха мы переходим на сторону зла, лжи, тьмы и смерти. Следовательно, мы подпадаем проклятию и отвержению от Бога, а значит и отлучению от света и жизни. От нас уходит Бог, а когда Он уходит, все Его драгоценные дары обращаются для нас в орудия наказания. Благо, жизнь и любовь — все Божие, что нам принадлежало, отнимается от нас, как в притче. Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант: не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати (Мф.18:24,25).

Но, по милосердию Божьему, у нас пока есть возможность покаяния. Можно упросить Царя Небесного потерпеть, пока мы, должники, воздадим весь долг, то есть раскаемся в содеянном, и вернем долг Богу через исправление своей жизни. Не просто словами вымолим прощение, но делами исправим содеянное; добродетелями выправим злодеяния, и этими добродетелями вернем долг. Пад убо раб той, кланяшеся ему, глаголя: господи, потерпи на мне, и вся ти воздам. Милосердовав же господь раба того, прости его и долг отпусти ему (Мф.18:26,27).

Милосердие Владыки безмерно. Подданный Царя должен был владыке тмою талант — 10 тысяч талантов. 10 тысяч — это самое высшее число, упоминаемое в Новом Завете, а талант — самая высшая мера веса в Писании равная примерно 45,6 кг серебра. То есть, выражение тьма талантов должно поразить слух слушателя, как невероятно огромное состояние. Представьте себе, что это количество в монетах того времени составило бы более шести товарных вагонов серебра, и в ту пору серебро было значительно дороже, чем сейчас. Кто-то подсчитал, что в России тьма талантов эквивалентна 1-2 миллиардов евро (дневная зарплата сборщика винограда в Крыму в наши дни составляет 1200-2500 руб. за смену, в зависимости от выполнения нормы, за эту работу платили тогда 1 динарий, а в таланте 6000 динариев). Должник просил лишь об отсрочке долга и терпении Владыке. Великодушный Царь пожалел своего подданного и, зная, что долг он вернуть не сможет, простил ему весь этот невероятной величины долг. Так происходит и с нами, когда мы просим прощения и от всего сердца приносим Богу покаяние и исправление. Господь прощает все наши долги и наполняет нас благом, радостью и жизнью. Все наше остается при нас.

Но Владыка ждет от нас не только покаяния в совершенных грехах, но исправления своего сердца. Что бы и мы уподоблялись своему Владыке в милосердии ко своим должникам. Чего не сделал немилосердный должник в притче. Изшед же раб той, обрете единаго от клеврет своих, иже бе должен ему стом пенязь: и емь его давляше, глаголя: отдаждь ми, имже ми еси должен. Пад убо клеврет его на нозе его, моляше его, глаголя: потерпи на мне, и вся воздам ти. Он же не хотяше, но вед всади его в темницу, дондеже воздаст должное (Мф.18:28-30).

Товарищ его был должен ему всего 100 динариев, на эти деньги можно было купить быка, но по сравнению с невероятным долгом, который ему простили, эта сумма была не сопоставимо мала, ничтожна. Его товарищ также как и он, ранее умолял потерпеть немного, пока не вернет этот вполне возвращаемый долг. Но безжалостный бывший должник предает товарища наказанию и сажает в темницу. Он требовал справедливости суда над товарищем, забыв, что Царь поступил с ним не по справедливости, а по милости, по милосердию. И этим показал, что милость выше справедливости, она как бы справедливее справедливости. Но, окаменелое сердце немилосердного должника отвергло милость и захотело суда.

Апостол Иаков говорит: Суд бо без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде (Иак.2:13). И вот итог: Видевше же клеврети его бывшая, сжалиша си зело и пришедше сказаша господину своему вся бывшая. Тогда призвав его господин его, глагола ему: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах? И прогневався господь его, предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой (Мф.18:31-34). Ты желал только справедливости, не хотел знать, что такое милость? Вот теперь на себе познай это. Как вы думаете, сможет ли он воздать свой огромнейший долг Владыке, сам находясь в темнице!?

Но не похожи ли и мы, братия и сестры, на такого немилосердного должника? Сколько раз мы каялись с вами в одних и тех же грехах. Сколько раз обещали Господу исправление. Ведь это все — наши долги. А сколько еще забытых, неосознанных грехов? Сколько тяжких и непростительных по-человечески грехов оставлено нам. Если все взвесить, то во истину будет тьма талантов. И вот все это нам прощается даром. Только подойди к священнику и получи оставление грехов. Но почему же мы так легко получившие прощение, сами не прощаем и другим? Почему с огромной тяжестью, в основном из страха самим быть не прощенными, как этот немилостивый должник, понуждаем себя изобразить что-то похожее на прощение? Сколько раз приходилось слышать «я простил(а) ей, ему все, только видеть этого человека не могу». Господь в притче ясно обещает нам Тако и Отец мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (Мф.18:35). Сказано ясно от сердец ваших. Это значит, что человек, которому вы простили уже никак не волнует вас, и при виде его не меняется ваше дыхание и пульс, и вы не чувствуете никакого напряжения. А если все это есть, то еще не простили, может, вы стараетесь, но полного прощения еще нет. Как и любая добродетель, полное прощение возможно только при содействии Божией благодати. Нужна молитва Богу, что бы Он помог вам по-настоящему простить своего должника.

Будем помнить, братия и сестры, эту притчу. И, получив от Бога прощение за бесчисленные свои прегрешения, с радостью простим и мы нашим должникам прегрешения, несправедливость, даже злобу и вражду, ибо и нам все это простили при условии и научимся великому милосердию нашего Владыки, Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки со Отцем, и Святым Духом. Аминь!

Видео

Фотоальбомы

Все фотоальбомы