Проповедь иеромонаха Игнатия в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Об Иоанне Предтече, Священном Предании, гордости и законах духовной войны.
11.09.2022 Иеромонах Игнатий (Смирнов)  839

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Что есть человеческое слово или человеческий поступок, или земные желания человека, его мысли перед лицом бесконечного и вечного? Наверное, то же самое, что человек чувствует, когда находится перед лицом приближающейся природной стихии, которая может в один момент переварить человека с его мыслями и желаниями, стереть его, не оставив после него и следа. «Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; - пишетпремудрыйСоломон, - но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после (Еккл.1:10-11)». Народы, империи, правители, политические режимы, культуры сменяют друг друга в колесе истории, в настоящем остаётся только то, что будет востребовано сегодня человеком, всё остальное канет в небытие. То, что миллионы до нас когда-то считали важным и современным, навсегда ушло из нашей жизни. А если и вернётся через века, покажется нам чем-то новым и не существовавшим прежде, как об этом писал Екклесиаст. Ни бумага, не чернила, ни камни не сохранят нам основную часть того, что было в прошлом в мировой истории. А если и дойдёт до нас та или иная страница истории, будет ли она влиять на наш выбор сегодня? Не подвергаем ли мы сомнению всё то, что нам часто преподносят исторические сведения, даже в Священном Писании? Делаем ли мы выводы из истории, которые определяют наш выбор сегодня или поступаем так, как подсказывает нам наши желания?

Именно поэтому Православное Церковь со страхом и трепетом относится к Священному Писанию и Преданию, и это благоговейное отношение не строится только на доверии к автору написанного, а прежде всего, зиждется на вере и живом общении с Пресвятой Троицей. От этого общения, как от живого Источника посредством Священного Писания, богослужений, жития святых, молитв, человек получает истинные познания о том, кто мы и зачем существуем в этом мире. Иначе, вся наша жизнь скатится к принципу, который кратко выразил Екклесиаст много веков назад, но остающимся актуальным и по сей день: «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается (Еккл.6:7)».

Сегодня Церковь вспоминает Усекновение Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя. Он своей земной жизнью и проповедью символизирует в Православии покаяние. Своим подвигом и нестяжательным образом жизни, Иоанн Креститель был также предтечей монашества, исполнителем монашеских обетов – девства, поста и нестяжания.

Из Евангелия мы помним, что приказ убить его отдал царь Ирод, с подачи своей жены Иродиады. Что же заставило Ирода так поступить? Ведь в Писании сказано: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мр.6:20)». И тем не менее, он отдаёт приказ отрубить Крестителю голову, и принести на блюде своей жене, в качестве вознаграждения за танец её дочери перед собравшимися гостями. Какова причина такой быстрой перемены Ирода в отношении Предтечи? Эта причина в Евангелии описана так: «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей (Мр.6:26)». Бытовой человеческий взгляд на описанные события ясно укажет, что Предтечу убил Ирод своим приказом. Это утверждение очевидно, ведь с фактами не поспоришь. Но есть возможность посмотреть на происходящее духовным разумом, с тем пониманием, о котором говорит апостол Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф.6:12)». В таком случае можно утверждать, что его убили отчаянные ненавистники Бога, демоны гордости и тщеславия, опутавшие и помрачившие разум Царя Ирода, который стал их видимым оружием против Божьего пророка, проповедника покаяния. Ведь слова «ради клятвы и возлежавших с ним» лишены даже того здравого смысла, который присутствует у животных, убивающих друг друга лишь ради выживания в этом мире. Эти слова больше говорят о духовной прелести, в которой находился Ирод. Демон гордости создаёт некую иллюзию его царской роли и поведения в этом мире, как будто его клятвы и власть имеют священное значение, подобно Божественному определению. Найдя подходящий сосуд, демон гордости обожествляет в Ироде самого себя, показывая властность и силу демонических слов, услаждаясь безграничной властью и уважением к своему авторитету со стороны людей. Иоанн Креститель не претендовал на его трон, не замышлял убийство против Ирода, он лишь проповедовал слово Божье, думая о спасении души царя. И царь, как мы слышали из Евангелия, утешался его словами, пока не пришло искушение, не пришло время проверить – насколько царь верит Пророку, и готов быть исполнителем его слов, а не только слушателем.


Ведь именно о таком двоедушии человека говорил Господь фарисеям, упоминая в своём рассказе Предтечу: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, господин, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Мф.21:28-32)». Иоанн Креститель пришёл к Ироду, как сказал Господь, путём праведности, желая спасти его душу и прекратить соблазн народа прелюбодеянием своего правителя. Ирод слушал его, кивал головой, одобрял, подобно второму сыну из притчи, но в конце концов пошёл своим путём. Путём, который предложили ему собственные демоны, а не Божий пророк. Виновен ли Ирод в преступлении? Безусловно, его разум и воля участвует в злодеянии, но под влиянием демонов, пользующихся страстными наклонностями человека, внушая ему совершить тот или иной грех. И если блудники и мытари отчетливо видят и понимают свой порок, который имеет материальную основу для греха, потому и чаще становятся на путь покаяния; то болезнь гордых и тщеславных людей, подвластных одноименным демонам, довольно скрытая и замаскированная под «благовидными» причинами, наподобие той жалкой клятвы, которая была у Ирода для убийства Предтечи. «Справедливость», «суд», «закон», «честь», и другие высокие слова, которые используют люди в своей жизни, часто выглядят как прикрытие собственных греховных наклонностей и пороков, таких, как гордость, ненависть, зависть, любовь к власти, жестокосердие. Эти пороки множатся в человеке и укрепляются под влиянием демонов, создающих некую прелесть в нём о его правоте, значимости, силе и безнаказанности. О подобном обольщении и заблуждении человека, предупреждал Господь в еще одном Евангельском чтении сегодня: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф.21:33-43)». Какие чувства должны вызывать в нас несчастные виноградари, погубившие видением своей правоты не только свои жизни, но и свои души? Какая сила их свела с ума до такой степени, что они убили сына хозяина, мечтая о том, что виноградник станет их, и им не будет никакого наказания за это? Этой силой называется дьявольская прелесть или гордость, одно вытекает из другого. Это та же сила, которая погубила жизнь Ирода и его семьи, отняв у них не только временные утешения, но и вечное блаженство после смерти, о котором, возможно, Ирод задумывался и верил в это блаженство, умилительно общаясь с Предтечей, которого и убил впоследствии.


Царь Ирод, виноградари из притчи, стали заложниками гордых демонов, погубивших их жизни и души ради ложных целей, ради сладких иллюзий, в которые они поверили и отреклись от Божьих заповедей и собственной совести. Они не увидели своих истинных врагов, не стали на защиту собственной души, а предали себя демонам в качестве орудия для их злобы на всё святое и праведное. Эти люди не углублялись в законы духовной войны, которая должна вести каждая человеческая душа, чтобы не погибнуть в схватке со своими невидимыми мысленными врагами, духами злобы. Перед ними существовал лишь видимый мир, с его богатствами, утешениями, славой, а себя они воспринимали лишь плотью, которая должна была брать всё это от мира сейчас, и побольше, ведь век её может быть коротким на этом свете. Они не относились серьёзно к Божественным заповедям, посредством которых человек познаёт себя заложником демонов, а считали их лишь талмудом законов, которые можно видоизменять, приспосабливать для себя, либо вовсе игнорировать, подобно человеческим законам, когда это выгодно их плотскому мышлению. Но не так относился к Божественным заповедям пророк Давид, судя по тому, что он оставил нам в своих Писаниях. Знавший о гордых демонах, об их коварстве и о духовной войне с ними, он держался за Божественные заповеди, как за спасительный плот среди бушующего моря бесовских искушений и соблазнов. «Гордые до крайности преступали закон, но я от закона твоего не уклонился; - пишет пророк Давид в 118 псалме -…умножилась против меня неправда гордых, я же буду всем сердцем моим исполнять заповеди твои; …устроили грешники мне западню, но я от заповедей Твоих не уклонился». Так каждому из нас гордые демоны готовят свою западню, пытаясь внушить нам самомнение, горделивое недовольство, непослушание, осуждение, тем самым обожествляя в нас самих себя, возвышаясь и не покоряясь ни родителям, ни начальству, ни наставникам, и как первопричина, ни Самому Богу. И только смиренное мнение о себе, самоукорение, послушание вкупе с исполнением Божественных заповедей способны нас защитить от их сетей.

Одна цивилизация сменяется другой, приходят новые культуры на место утраченных и забытых, одно поколение людей заменяет другое, жернова мировой истории перемалывают эпохи и народы, война сменяется миром, и мир разрушается очередной войной. Но во все времена у человечества идёт ещё невидимая война, которая однажды началась и не закончится, пока не исчезнет само понятие времени, и не наступит блаженная вечность. И эту невидимую войну с демонами человек должен видеть, и быть во всеоружии, как пишет апостол Павел: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских…станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь в этом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф.6:11, 13-18)». Да укрепит каждого из нас Господь в нашей невидимой брани с демонами. Ему же подобает слава всегда и во веки веков. Аминь.

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 04:16
Ветер
3.6 м/с, C
Осадки
0.0 мм
Давление
746.3 мм рт. ст.
Влажность
95%