Проповедь иеромонаха Севастиана в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Основной смысл чудес, совершенных Господом в субботу, можно выразить словами Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 27). Задумаемся, о чем говорит и чему учит нас Господь на примере сегодняшнего Евангелия?
11.12.2022 иеромонах Севастиан (Кузнецов)  2 815

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня на Литургии мы слышали Евангельское чтение об исцелении Господом скорченной женщины.

В одну из суббот Господь пришел и учил в синагоге, где собралось множество людей. Среди верующих Христос своим проницательным взором усмотрел женщину, которая тяжело болела на протяжении восемнадцати лет: она была скрючена, горбата и не могла выпрямиться. Болезнь эта была от духа нечистого, который, по Божьему попущению, по неведомым нам причинам, мучил женщину и был источником ее болезни. Господь, Творец всего сущего, как никто другой, зная ее долгие страдания, подозвал женщину к себе и исцелил от мучившей ее болезни на виду у всех. Она выпрямилась, стала здоровой и от великой радости прославила Бога!

Все простые люди радовались чуду ее исцеления, только один начальник синагоги высказал свое недовольство. Движимый чувством зависти ко Христу, он сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14). На что Господь назвал начальника синагоги лицемером, потому что он ухватился за букву закона, выраженную в предании иудейских старцев.

Законники и толкователи Торы дошли до того, что расписывали, какое количество шагов можно сделать в день субботний, и установили многие другие дополнительные правила, которые были людям не по силам.

Господь указывает на то, что они сами нарушают день покоя, например, когда нужно идти напоить своих животных в субботу. Обращаясь к законникам, Христос хочет им сказать: «О животных вы заботитесь в день покоя, а человека, эту несчастную, больную женщину, которую я исцелил от уз сатаны, считаете как бы ниже домашнего скота?» Слыша эти слова Христовы, начальник синагоги и все противящиеся Господу были пристыжены, а народ радовался о дивных делах Иисуса Христа.

Теперь, возлюбленные братия и сестры, задумаемся, о чем говорит и чему учит нас Господь на примере сегодняшнего Евангелия? Основной смысл исцеления женщины и многих других чудес, совершенных Господом в субботу, можно выразить словами Христа: «Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2: 27-28). Это значит, что закон о субботе нужен и установлен Богом ради пользы самого человека, чтобы он с головой не уходил в житейские дела и попечения, а помнил о бессмертной душе и о Боге.

Седьмой день, который для иудеев был субботой, впоследствии мы стали называть воскресеньем. Мы посвящаем этот день Богу: через молитвенную и духовную связь со Христом мы отдыхаем, обновляемся, черпаем вдохновение и силы для новых трудов.

Теперь представьте такой случай из повседневной жизни. В праздничный или воскресный день мы сходили в храм, причастились, пришли домой (в келью), уединились для молитвы… Как вдруг к нам стучится брат или сестра и просит о нашей помощи! Если мы скажем, что сегодня праздник, что мы отдыхаем и нам еще нужно исполнить молитвенное правило, то есть отвергнем ближнего или просто его проигнорируем, то все наши труды и молитвы напрасны и, скорее всего, мы делаем их ради себя. Божественный наш Учитель своим примером многократно показывал нам, что ради любви к ближнему, который страдает и нуждается в помощи, допустимо нарушать внешние правила закона.

Скрюченная женщина, которую исцелил Господь, по толкованию Святых Отцов, символизирует человеческую душу, всем своим существом — мыслями, желаниями, волей — привязанную к телу, к земле и чувственному миру. Душу, которая не может выпрямиться и поднять свой взор на небо, то есть к Богу.

Несомненно, здоровье и телесная красота есть дар Божий. Но если использовать их для жизни в свое удовольствие и для поиска все новых наслаждений, они удаляют душу от Бога и делают ее горбатой, скотоподобной и звероподобной. Болезнь тела, напротив, часто помогает обрести духовное здоровье. Кроме своей негативной стороны, боли и страдания, болезнь имеет и воспитательный, положительный смысл: она помогает человеку задуматься о смерти, переосмыслить свою жизнь, покаяться, смириться и найти путь к Богу.

Мы видим, что сгорбленная тяжелобольная женщина всем своим существом тянулась к Богу, а проявлялось это в том, что она, несмотря на болезнь, насмешки и людскую молву, посещала синагогу, где слушала чтение Священного Писания и молилась. Поэтому эта женщина служит примером для нас, чтобы и мы в тяжелой болезни не унывали, а проявляли терпение и молились в храме и дома. В период долгой болезни или скорби, когда нам кажется, что мы всеми оставлены и забыты, будем помнить, что Господь и Богородица рядом с нами! Они только ждут, когда мы обратимся к ним с верой в сердечной молитве, и тогда мы получим помощь, поддержку и утешение.

Еще сегодня мы празднуем Память новомучеников и исповедников Валаамских. Промысел Божий устроил так, что Валаамский монастырь после революции не был сразу закрыт, потому что находился на территории, подчинявшийся финнам. Монахи, живущие здесь, покинули обитель лишь в 1939–1940 годах, во время советско-финляндской войны, и были приняты в Финляндии, где основали Новый Валаам.

Кто же тогда из Валаамской братии причислен к сонму новомучеников, пострадавших за веру Христову? Кроме монашеской общины, находящейся здесь на острове, часть братии несли и несут свое послушание в скитах и подворьях вне Валаама: например, в Москве, Санкт-Петербурге и других уголках России и мира. Именно те братья, которые служили на подворьях и в храмах вдали от Валаама, пострадали за Христа.

Мы чтим наших любимых новомучеников за то, что они в годы страшных гонений на веру не отреклись от Христа, а до конца были верными Богу и своим монашеским обетам. Во время гонений, когда богоборческая власть начала разорять и разрушать храмы, убивать верующих мирян и духовенство, многие осознавали, что все эти беды и несчастья постигли нашу землю за грехи и отступление от Бога. Среди осужденных верующих были не только справедливо наказанные, но и праведные, святые люди, которые разделили со всем народом чашу скорбей и страданий.

Что помогло не отречься и выстоять в годы гонений тем новомученикам и исповедникам, память которых мы чтим? Конечно, главное — это их праведная жизнь, живая вера в Господа нашего Иисуса Христа и внутренняя поддержка благодати Святого Духа, которая пребывала с ними трудные дни испытаний. Подвиг новомучеников заставляет задуматься и о нашей верности Христу: если, не дай Бог, нас постигнет какое-нибудь испытание или гонение за веру, устоим ли мы?

В настоящее время нам дано свободно жить церковной жизнью и исповедовать свою веру. Будем же дорожить этим даром! У нас есть открытые храмы, Таинства Исповеди и святого Причастия и все необходимые условия для того, чтобы жить со Христом и стяжать благодать Духа Святого. Если мы будем хранить чистой свою совесть, иметь в сердце молитву и поддерживать живую связь со Христом, Господь будет с нами всегда и не оставит во дни испытаний.

Да помогут и нам новомученики Валаамские обрести благодать Духа Святого и жизнь вечную. Аминь!

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 18:49
Ветер
2.7 м/с,
Осадки
2.4 мм
Давление
754.1 мм рт. ст.
Влажность
95%