Проповедь иеромонаха Игнатия в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Не всегда чудеса в нашей жизни могут позитивно и глубоко менять людей, их внутренний мир, их отношения с Богом или людьми. В этом сильно способствует наше сердечное чувство благодарности Богу, которое искал и не нашёл Христос в девяти прокаженных, исцелённых Им.
18.12.2022 иеромонах Игнатий (Смирнов)  4 177

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда задумываешься о сегодняшнем Евангельском эпизоде исцеления десяти прокаженных, невольно ловишь себя на мысли о том, почему же Христос девять не подошедших к нему исцелённых укоряет в неблагодарности? Ведь Он чётко даёт им указание идти и показаться священникам, а не Ему Самому: «Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились (Лк.17:14)». Ну и что, что с ними происходит чудо исцеления ещё в дороге? Разве это повод не выполнять первоначальное указание Христа, и вернуться обратно, чтобы поблагодарить Его за исцеление? Безусловно, это не является причиной, если ты уже получил то, что хотел от Христа и ничего более на сегодняшний момент тебе от Него не нужно. Ты показываешься священнику, как сказал Христос, получаешь от священника подтверждение своего исцеления от проказы, и вновь вливаешься в общественную жизнь, которая тебя когда-то, из-за проказы, сделала изгоем общества. Миссия Христа в настоящий момент твоей жизни исполнена. Что же еще требуется? У Христа Своя божественная дорога. У тебя своя – человеческая и земная. Возможно ещё пересекутся твои с Ним пути, а может и нет?

Не всегда чудеса в нашей жизни могут позитивно и глубоко менять людей, их внутренний мир, их отношения с Богом или людьми. Часто они остаются на уровне обывательского понимания, как одно лишь из средств решения твоих проблем. Не от этого ли внутреннего расположения, у людей бывает интерес к магии и к всевозможным эзотерическим курсам и семинарам? Решил свои проблемы, пережил некий эмоциональный подъём и продолжаешь жить своей обыденной жизнью и своими привычными душевными потребностями. Бог сыграл Свою божественную роль в нашей жизни и должен незаметно отойти опять в сторонку, чтобы не пугать нас, бросая Свою «огромную тень» на наше страстное греховное сознание.

Такова значимость для Бога человеческой свободы! Он никогда не будет заставлять человека Его полюбить силой. Скорее Он будет выражать удивление подобное тому, что мы слышали в эпизоде с десятью прокаженными: «не десять ли очистились? где же девять? (Лк.17:17)». Самому человеку наделённому свободной волей и разумом надо будет всегда решать, что ему делать дальше - приблизиться к Богу или отдалиться от Него.

Как бы парадоксально это не звучало, но и наша церковная жизнь не всегда становится нашим сближением с Богом. Подобно девяти прокаженным, по Божественной указке, мы направляемся в Церковь, показываемся перед священниками, рассказываем о личном чуде, начинаем изучать и исполнять церковные правила и каноны, рассуждая, что через эти действия автоматически происходит и наше угождение, и наше сближение с Богом. Порой, как нам кажется, это сближение действительно ощущается в нашей душе. Но со временем, у нас внутри всё чаще появляется душевный дискомфорт. Наше внимание постепенно отрывается от Бога, и переключается на окружающую церковную обстановку и людей. Всё вокруг престаёт нам уже казаться добрым и притягательным для души. Нас обуревают плохие мысли и чувства, мы видим человеческие немощи и неисправности, которые не дают нам внутреннего покоя. Начинает возникать навязчивое ощущение, что в Церкви мы отдаляемся и теряем душевную связь с Богом, наше сознание постепенно теряет послевкусие произошедшего с нами божественного чуда. На место духовных стремлений в душе, возвращается доминирование в нас привычных земных желаний, житейской суеты, снова появляется чувство погони за мирским счастьем.

Что же послужило катализатором таких внутренних перемен в человеке? Конечно же, в первую очередь потеря или не желание с самого начала раскрыть в себе живое чувство благодарности и любви к Богу. Никакое исполнение правил и церковных канонов, никогда не сможет заменить человеку живые личностные отношения со Христом. А наоборот, плоды их верного и истинного исполнения, как раз способны раскрыться лишь в тесном личностном и живом общении со Христом. В противном случае видимая Церковь для нас превращается в различные ипостаси мирских организаций, разбитых по интересам её членов, где каждый из них живёт и руководствуется лишь своими земными желаниями и стремлениями, далёкими от желания единения со Христом.

Наше спасение, наше возрастание в истинной вере и любви к Богу невозможно обрести через некую логическую и универсальную формулу, которая включала бы в себя сразу все видимые доказательства для нашего разума, и тем самым, привела бы нас автоматически к нужному духовному результату. В наших отношениях с Церковью и со Христом не может быть всегда всё идеально. Эти живые отношения подобно браку между мужем и женой переживают различные «превратности судьбы», пока мы не наберёмся духовного опыта в борьбе с дьяволом. Недаром апостол Павел в своих словах, посвящённых браку, упомянул и Церковь, сказав: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:32)». Внешние противоречия и несоответствия, которые разрушают идеальный образ земной Церкви, который мы создаём в своей душе, должны разрешаться в первую очередь во внутреннем нашем общении со Христом.

Решения тех или иных духовных задач, которые мы ставим ежедневно перед собою, изучение и исполнение тех или иных церковных правил или канонов не способны непременно привести нас к духовному совершенству. Хотя безусловно, они необходимы, так как помогают вытеснять греховные мысли и чувства из души человека. Тем не менее любая наша логика, наши знания и рассуждения о духовном, соблюдения церковных правил и канонов - это лишь вершина духовного айсберга, а его основание находится глубоко в человеческом сердце. Именно туда во внутренние завесы души должно переключаться наше внимание от внешних противоречий и нестроений окружающей нас обстановки. Этому переключению сильно способствует как раз наше сердечное чувство благодарности Богу, которое искал и не нашёл Христос в девяти прокаженных, исцелённых Им. Ведь для них важнее было побыстрее закрепить собственное исцеление, исполнить закон, показавшись священникам по указанию Христа, чем выстроить личностные отношения со Христом, проявив обычные человеческие чувства благодарности. Радужная перспектива возобновившегося их участия в общественной жизни со всеми её интересами и благами, была на тот момент для них главной задачей, чем их личностные отношения с Благодетелем.

Хотя Господь и даёт человеку тот или иной закон для исполнения, но это не значит, что закон автоматически отменяет инициативу в проявлении тех или иных добрых человеческих желаний и чувств по отношению к Богу или другому человеку. В этих добрых стремлениях души как раз и проявляется истинная живая вера и сердечное обращение ко Христу, а не автоматическое и бездушное исполнение правил и законов, за которыми Христос предстаёт перед нами не как Любящий Бог, а как строгий «Прокурор и Судья». От чего и мы становимся такими же по отношению к нашим ближним, вместо любви и сочувствия проявляем к ним неразумную строгость и грубость. «Более же всего [облекитесь] в любовь, - пишет апостол Павел - которая есть совокупность совершенства (Кол.3:14)». Аминь.

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-4°
сегодня в 07:19
Ветер
1.8 м/с, C
Осадки
0.0 мм
Давление
758.9 мм рт. ст.
Влажность
80%