Проповедь иеромонаха Никона в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

Нам, грешным, необходимо очищать свое сердце от всех тех желаний и пристрастий, которые противны воле Божьей. Мы не представляем вполне, насколько мы повреждены и как много требуется сил и времени на такое очищение. Но все поправимо, пока у нас есть время. Непоправима лишь потеря времени.
25.12.2022 Трудами братии монастыря  1 241

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В чтенном сегодня Евангелии, отцы, братия и сестры, мы слышали притчу, в которой, некий человек сделал большой ужин у себя, пир, и пригласил на него гостей. Но званные вдруг все как один, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения. Причем каждый сообщал хозяину, по какой причине он не придет. Выходило так, что им не хочется идти к нему, потому что у каждого оказалось свое занятие, которое было им важнее или ближе к сердцу, чем общение с хозяином пиршества. Каждый так и сказал посланным: «Имей мя отречена». Один был занят исследованием приобретенной земли, другой увлечен испытанием своих волов, третий − собственной женой. Своим отказом прийти на ужин они как бы говорили хозяину: «Зачем нам твой ужин, у нас есть более приятное или полезное занятие». Но пир уже был готов, и хозяин зовет всех подряд, сначала страждущих − нищих, увечных и слепых; но места еще много, и зовут всех, кто просто попадется по дороге. Господь устами хозяина пира определяет – званные оказались не достойны, и пиршествовать будут только те, кто отозвался на приглашение − они стали избранными.

Эту притчу Господь рассказал в доме одного из фарисейских начальников, который и пригласил Его. Господь советовал ему приглашать на обед нищих, увечных, слепых, то есть тех, кто не сможет воздать ему в этой жизни ответным приглашением, чтобы ему воздалось в будущем, в воскресении праведников. Услышав это, один из гостей воскликнул: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк. 14:15). То есть блажен тот, кто удостоится наслаждения будущего Царства Божия. Тогда Христос в ответ ему рассказывает присутствующим иудеям притчу, из которой следует, что будущий пир во Царствии Божием доступен всем верующим, но званные сами отрекаются от него, предпочитая земные утешения. Сердца многих оказываются заняты любовью, но не Божией.

Притчи Господни глубоки и имеют много уровней понимания. С одной стороны, эта притча относилась к иудеям, не поверивших в Него как в Мессию, хотя ради них званных, в первую очередь, Он и пришел, как к своим. В частности, и к фарисеям, не желавших принять Его учения, не уразумевающих Его божественного достоинства, не признававших Его Христом - Мессией, тем самым отрекшиеся богообщения, а значит, и блаженства во грядущем Царствии Божием. Своих последователей Господь учил, что блаженство Царства Божия уже пришло. Оно есть мир и радость в сердцах людей, через Христа примирившихся с Богом и восстановивших общение с Ним. Уверовавшие во Христа и последовавшие за Ним, уже живут в блаженной благодати нового Царства, имея это Царство Небесное сначала внутри себя, в своем сердце, и потом – в вечности.

С другой стороны, это притча относится и к нам, принявшим Христа и последовавшим за ним. Любовь к земным благам, к мирскому захватывает человека, и постепенно занимает его душу, сердце, рождает плотские желания. В таком сердце уже не остается места желанию идти на пир божественной любви. Все силы души заняты земным, временным. Перед нами часто стоит выбор, что выбрать: земное или небесное? Славу ли людскую, жизнь ли в богатстве, чувственные удовольствия... И тогда Царство Божие кажется далеким, призрачным, почти сказочным. Напротив, выбирая небесное, выбирая путь следования за Христом, причащаясь божественной благодати в Его Церкви, человек ощущает Царство Божие внутри себя гораздо реальней и ближе. Эта притча есть, некоторым образом, суд, о котором говорит Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3:16-19). Суд уже начинается здесь, потому что злые дела приводят к тому, что человеку начинает нравиться тьма и ее злые дела. Душа заполняется этой тьмой, нежеланием света, люблением зла. Такой душе не нужен пир Божий и Его блаженство.

Но слава Богу, что Господь не оставляет нас в таком состоянии, не бросает нас, но всеми мерами, даже такими сильными, как болезни, несчастия и войны, выводит нас из этой поглощающей тьмы. Посмотрите, кто отозвался на пир – нищие, увечные, хромые и слепые, то есть претерпевшие эти очистительные страдания. А мнящие себя благополучными, имеющие все, что они хотят, отвечают посланным: «У нас все есть, не нужен нам ваш пир». Про таких говорит Господь в Евангелии: «Говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина» (Лк. 14:24).

Какой же вывод из этой притчи, отцы, братия и сестры, мы сделаем для себя? Нам, грешным и грешащим, необходимо очищать свое сердце от всех тех желаний, пристрастий, прилеплений, которые противны воли Божией, то есть слову Евангелия, слову Христа, слову Святых Отец и Святых праотец, их же память мы ныне совершаем, ибо они творили волю Божию. Мы не представляем вполне, насколько мы повреждены и как много требуется сил и времени на такое очищение. С очищением от ветхих пристрастий и желаний рождаются новые желания – желания по Христу. Рождаются через молитву, через понуждение себя жить по Христу. Понуждение требуется, потому что эти пристрастия приросли к нам и отдираются с кровью. Требуется трудиться в молитве и в жизни по Евангелию, сознательно понуждая себя, даже через силу, через "не хочу". Но родятся эти желания по Христу никак только одним нашим "спортивным" упорством и понуждением себя жить по-христиански, но силой Божественной благодати, Божией силою. Часто мы не берем это в расчет и потому унываем, подчас совершенно изнемогаем, не видя добрых плодов нашей духовной жизни. Забываем, что благодать дается только смиренным. Значит, от нас требуется не только понуждение, но и смирение. Поскольку все это требует времени, то нам необходимо и терпение. Блаженны мы будем, когда застанет нас последний час в таком делании. В час, когда отнимется от нас наше произволение и возможность духовного делания. В земной жизни, здесь, у нас есть свое произволение, которое мы можем и должны направить, по Слову Божию, на изменение себя, на покаяние – там, по смерти, произволение у нас отнимается, и от нас уже ничего не будет зависеть. Будем ценить это время. Все поправимо, пока у нас есть время, непоправима лишь потеря времени. Благодатию Божией да укрепит нас Господь в нашем произволении удостоиться попасть из числа званных в число избранных. Аминь.


Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414081

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-4°
сегодня в 09:06
Ветер
1.8 м/с, CCВ
Осадки
0.0 мм
Давление
757.8 мм рт. ст.
Влажность
79%