

***
Большой скит Всех Святых.
Лес по обе стороны скитского залива. Безветрие совсем. В воде играет рыба, звон от всякой мелкой мошки стоит в воздухе. На редких полянах, где лес точно отходит от берега — стога сена. Травы вообще снимается здесь много.
— Нам преподобные помогают. Столько мы сена сбираем, что даже береговым даем, которые победнее.
— Эко день сегодня!
— Теплынь... Благодать... Ишь, небеса истинно поведают славу Божию.
— Жаль только, что здесь монастырь, — заметил мой спутник.
— А вы иноческое звание отметаете? Это вы неосновательно! Златоуста читали? — вступился отец Эльпидифор.
— Не случалось, так, отрывками.
— Ну, вот, видите сами. По невежеству своему судите. А он вот что сказал: “Приди же и учись у монахов, это светильники, сияющие по всей земле”. А у Луки: “Слушаяй вас, Мене слушает!” О ком это? Отметать легко, а вы бы помыслили, почему мы от прелести земной и всяческой суеты отрицаемся? Для ради спасения душ ваших. Вы согрешаете, а мы за вас молимся. Вот в Большом ските отца Григория увидите. Млад и не вкушал еще от соблазна житейского, а какую в себе ярость к монашеству чувствует! Истинно инок неистовый! Теперь, говорят, монашество блага приумножает. Да для кого это? Нам не надо. У нас все те же ряски убогие и трапеза скудная... А ежели что — мы и соседям помогаем. Хлеб даем, шубы, сапоги даем, кафтанчики, кирпича на постройку, лучины для крыш... А лучину эту щиплют монахи ведь... не даровое...
Здесь крыши кроют лучиною, которая оказывается прочнее и лучше досок.
В вершине залива - зеленый яркий лужок. Домик тут у пристани для дровосеков и лесопильщиков. Мы вышли из лодки. За четверть версты от скита - изящная часовня. Иконостас в ней из черного гранита, отполированного и отделанного в самой обители руками монахов. В общем и в деталях удивительно красиво. Женщинам запрещен вход во все скиты, но в день Всех Святых они могут притекать сюда, только до этой часовни. Дальше ни шагу. Отсюда видны им ворота скита, его красные кирпичные стены и круглые башни... Пожалуй, еще мелькнет сквозь решетку ворот изможденное лицо одного из отшельников...
— Мы дамов этих не любим, - повествовал в простоте души своей старец Иоиль.
— А что?
— Да крестьянка придет, у нее одна молитва на уме. А у дамов — житейские помыслы. У них ведь душа-то кошачья...Верно вам говорю, они и в храме Божьем перед святыми ликами о блудном житии помышляют.
— Есть и искренние богомолицы?
— Отчего не быть, есть...А только мало... Я бы их и до островов наших святых не допускал бы, как на Афоне...
— Отчего же хоть до часовни не допускать их, если это доставляет им утешение.
— Мало ли. А что в писании сказано: “Стопы мои направи по словеси твоему!”
— Какое же отношение?
— А такое, что она, аки лев рыкающий, только и мечтает о погублении душ иноческих. А на пустынножителей - то у нее, может, и зуб-то особо разгорается... Аз же и дом мой служити будем Господеви! А какое тут служение, когда оныя поскуды повсеместно тебе под нос тычутся...Положим, сказано: Бог препояса мя силой... очно, но и о путях нечестивых тоже в писании есть: блажен муж иже не идет.
Скит по величине равняется небольшому монастырю. Посреди четвероугольника, окаймленного стеною, большая и красивая каменная церковь. К стенам прислонились восемь домиков, из камня тоже. Тут кельи, трапеза и кладовые. Домики смотрят весело, много зелени скрашивает прямолинейность построек... Братии живет всего восемь человек.
— Вот тут есть светильник! Истинно святой отшельник, из болгар.
— Кто такой?
— Антиппа... Он один него стоит. Ныне уж безмолвствовать стал. Ни к кому не выходит и окно у себя держит всегда на затворе. Не видать его вовсе. Через дверь послушник подает ему что надо, и опять его три дня не видно. Ест он два раза в неделю, по вторникам и субботам. Его хотели было показывать, да старец воспротивился... Так и сидит в затворе. Прежде он на Афоне был, не по душе ему стало так. Суеты много и пререканий, ну, и устав не столь строгим показался ему. Он и пошел гулять. Местов искал. До Москвы добрался, приютила его у себя купчиха одна. Малое оконце и келия малая была у него в подвале. Он и говорит: я затворюсь — молиться стану, а вы меня не тревожьте...
Затворился. День, другой, третий — на четвертый всполошились все, не случилось ли чего с старцем. На пятый силой отворили дверь, а он лежит пред иконой, распростерся ниц. Вдохновение на него нашло духовное. Без пищи и пития пребыл. Ну, благочестивая купчиха испугалась,— как бы не вышло чего, просит его уйти. Оно, положим, Бог, но ведь и полиции тоже! Ушел. К нам тут явился. Отец Никандр ему в гостинице номер отвел. Опять затворился да четыре дня опять без пищи и без пития. Тут его отец Дамаскин призвал. Ты что, говорит, братию соблазняешь? Если хочешь спасаться, ступай в скит. Он и пошел. И ведь какой старец утешительный! Приезжают богатые благодетеля из Москвы. Знают его. Зовут. Он к ним приходит и все у них есть и пьет, хоть и с сокрушением, а все!.. Чтобы не возомнили о нем, как о сосуде с гордыней сатанинской. А теперь смолк и не говорит уже ни слова. От людей уходит. С Господом и наедине все.
— Да ведь есть-то надо же?
— Ему положено три тысячи поклонов в день, две тысячи поясных и тысячу земных. Да сверх того он должен прочитать сколько параклисов, канонов, акафистов. Если бы он ел, ему бы никогда не исполнить этого послушания. Оттого и не есть. Ему и думать некогда.
Валаамский доктор Таннер — личность очень крупная, и опять-таки сильный характер. Не фанатизм, а характер. Собственно, тут два понятия, которые часто смешиваются. Я уж раз говорил об этом и теперь повторю опять. Будь направлена та же громадная сила воли на достижение благих целей, на дело, которому мы могли бы сочувствовать, и перед нами был бы характер, и никаким иным именем мы бы его не назвали. В данном случае это тоже характер, настойчивый, упорный, презирающий внешние условия, сбрасывающий прочь все препятствия, побеждающий самую жизнь. Характер, питающийся лишениями и страданиями и укрепляющийся ими, как организм здоровою пищею. Характер, как железо, в горниле твердеющее под молотом. Мне возразят, что, следовательно, и факиры тоже характеры. И еще какие! Именно не галлюцинаты, а характеры. Галлюцинация потом приходит. Верит человек, что это добро зело, верит и стремится к нему.
— Так значит, нам отца Антиппу и не удастся видеть?
— Нет! Блаженный старец сегодня не покажется нам. Затворился!
Продолжение следует