Проповедь иеромонаха Игнатия в неделю святителя Григория Паламы

Об антропоцентрических предпосылках в средневековом западном богословии и живой реальности святоотеческого опыта Богопознания
12.03.2023 Иеромонах Игнатий (Смирнов)  1 341

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Трудно переоценить труды и заслуги перед Православной Церковью святителя Григория Паламы, которого сегодня мы вспоминаем и чествуем. Во все времена Господь находил защитников Православия перед лицом возникающих ересей и лжеучений - порождений горделивого разума и лукавой воли дьявола и человека.

Эпоха, в которой жил и защищал Православие святитель Григорий Палама, была эпохой возрождения и начинающегося расцвета гуманизма. Это было то время, когда вектор внимания на Западе, уставшем от схоластического и экзальтированного познания Бога, переключился на человека, с его реальными земными потребностями, желаниями и чувствами. Именно человек и его земная жизнь постепенно становились основным центром внимания науки и богословия, искусства и культуры. Все силы и интеллектуальная энергия западного общества стали направляться на максимальное раскрытие человеческих возможностей во взаимодействии с окружающим миром, для постепенного создания идеальной модели христианского общества с новым мировоззрением, где уделялось бы немало внимания благам земной жизни. В заложенных идеях просматривалась всесторонняя обособленность человека от единения с Богом в Его божественных энергиях. Опираясь на свой интеллект и чувства, человек замыкался на собственной природе, рассчитывая лишь на собственные силы и знания. Он учился жить самостоятельно и творчески, без божественного участия, учился радоваться без Бога. Он учился познавать окружающий мир без Бога, учился лечить себя без Бога и многое другое он учился делать без Бога. Такая тенденция в христианском обществе, прежде всего на Западе, не означала мгновенного отрицания и неверия человека в Бога, но закладывала множество предпосылок к последующему расцвету атеизма и обмирщению некогда единой Православной Церкви.

Западное богословие, к сожалению, не сумело ничего противопоставить гуманистическим идеям, набирающим силу в обществе. В конечном итоге, оно заразилось его идеями, а возможно и само, на определённом этапе своего развития, спровоцировало зарождение гуманизма, став катализатором этих идей. Перейдя на сторону разобщенности и изоляции человеческой энергии от божественной, в их гармоничном единении, оно тем самым окончательно делало Бога трансцендентным и недоступным - лишая человека единения с Ним и обожения. Пренебрегая призывом апостола Петра: «дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет. 1:4).

Сегодня на примере западных христианских конфессий мы видим, к чему привело католическое богословие, в котором человек обособлялся от причастности божественным энергиям. Отрицанием возможности приобщения божественным энергиям, которую даровало человечеству Боговоплощение, католицизм оставляет человека в этой жизни без причастия Божественному естеству, наедине со своей греховной природой, влекущей человека к похоти и растлению, как предупреждал апостол Пётр. Доказательством этому сегодня служит растущая в западных Церквях тенденция к вынужденному компромиссу с пороками, которыми заражено современное общество: они остаются бессильны что-либо изменить, так как догматически лишили человека стремления и поиска причастия божественных энергий, как главного критерия святой жизни.

Знали ли те, кто распространял свои ереси и противостоял святителю Григорию Паламе, что их лжеучение приведёт к подобным результатам? Наверняка – нет. Но их незнание не делает их невиновными перед Церковью. Потому как в своих спорах и мнениях они руководствовались не поиском истины, а собственными пороками – гордостью, высокомерием, желанием человеческой славы и похвал.

Началом борьбы Григория Паламы с лжеучениями монаха Варлаама и его последователей стала разница в понимании сути монашеского духовного подвига. В то время на Западе, монашеская среда славилась своей всесторонней образованностью и ученостью. Варлаам прямо говорил о том, что тот человек ближе к Богу, кто обладает большими знаниями об окружающем мире. Поэтому он ставил чтение и изучение наук выше любого другого делания монаха. Не удивительно, что в своих аргументах он отрицал причастие человека к Богу через божественные энергии, так как в его понимании духовного делания, монах не мог выходить в познании Бога за пределы собственного рассудка и чувств. Поэтому для него полем познания был внешний мир, через который он, якобы, познавал Бога - «таким, как Он есть». В таком подходе к познанию Бога и зародился корень всех соблазнов и вопросов поколений людей: «почему Бог такой жестокий или такой не справедливый?». Божественное же естество в его понимании - считалось недоступным к единению с Ним. Григорий Палама, в свою очередь, делал акцент на том, что монах призван к тому, чтобы подняться в духовном молитвенном делании над материальным миром, выше любых своих рассудочных знаний и мысленных образов. Дабы в чистом, безобразном движении ума, соединиться с божественными энергиями, очищающими и освящающими через ум человека всё остальное его естество, таким образом делая его причастником Божества, - как говорил апостол Пётр. Сбрасывая с него оковы страстей и пороков, опустошая его душу от власти похоти и тленных удовольствий. Взамен же наполняя его жизнью Бога и вечными смыслами.

С тех времён когда-то единая Православная Церковь по многим догматическим вопросам стала стремительно разделяться на Западную Католическую и Восточную Православную, окончательно оформив этот разрыв на Флорентийском соборе в 1439 году, несмотря на заключенную на нём унию.

Итоги этого разделения сегодня можно отчетливо увидеть на примерах жизненных ценностей, которые популярны в западном обществе. На совести Католической Церкви в её догматическом учении, лежит вся ответственность за моральное и нравственное разложения современного христианства. Конечно же, нельзя недооценивать тот факт, что Западная Церковь помогла своему обществу раскрыть человеческий потенциал во многих сферах земной жизни, заложила основы богатой западной культуры, прогрессивной науки, украсила земную жизнь человека удобством и комфортом, воплотив самые высокие идеи гуманизма в реальной жизни. Но какую цену за всё это, в итоге, заплатят люди? Один Господь знает, говоря в Евангелии: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мр.8:36,37).

Западная культура, её жизненные ценности – порождение западного богословия и догматики – как в те времена, так и сегодня находит отклик в сердцах православных. Православные догматы перестают быть для нас живым опытом общения с Богом. Наш ум, за редким исключением, не способен выходить за границы наших естественных мыслей и чувств, которые постоянно заняты земными попечениями и впечатлениями, о чём говорил Григорий Палама. Своим сегодняшним духовным состоянием, многие стоят над пропастью, в которую когда-то свалился христианский запад. Наверное, лишь страх перед авторитетом святоотеческого учения, всё ещё удерживает нас от того, чтобы не упасть в эту пропасть вслед за ними. Но долго ли нас сможет удерживать этот страх? Мы видим сегодня, как многие православные теряют этот страх, прельщаясь внутри себя и извне утешениями здешней жизни и её преимуществами. Естественно располагаясь душой к тому, что понятнее, доступнее и ближе к пониманию земного человеческого счастья.

Понятие Божественного света, которое защищал Григорий Палама, опыт переживания его человеком перестаёт для нас быть реальностью и превращается для нас в историю, которую мы пока ещё вспоминаем и храним. Но долго ли человек в реальной жизни сможет жить этой историей и традициями, если он не способен наполниться их силой и энергией? Зачем они ему, если всё его внутреннее состояние не созвучно им? Как не созвучен был фарисеям из сегодняшнего Евангелия Христос, с их внутренним пониманием и устроением. Противясь Христу, они отрицали в своём неверии саму возможность Боговоплощения, а отсюда и возможность единения человеческой и божественной энергий. Оставляя человечеству лишь законнический способ получения прощения грехов и общения с недоступным в соединении Богом через принесение бесчисленных земных даров в виде жертвенных птиц и животных, они отрицали, что одна и та же божественная энергия в воплотившемся Христе - просвещает человека в познании Бога и прощает ему грехи, исцеляет его душу от пороков и его тело от болезней. Именно это пытался наглядно им объяснить Христос, исцелив расслабленного своей божественной энергией, и одновременно, простив ему грехи: «Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мр.2:8-12). Взамен, за прощение грехов и исцеление, Христос требует от человека лишь одного – веры в Боговоплощение Сына Божьего.Следствием этой веры является покаяние, изменение ума и сердца в стремлении жить в Божественном Свете, жить Его Божественной жизнью и радостью, удаляясь посредством частой молитвы в уме и сердце от суеты и привязанности к материальному миру. Этого да сподобит нас милосердный Господь, молитвами святителя Григория Паламы, память которого мы сегодня празднуем. Аминь.

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 15:41
Ветер
4.0 м/с, ВCВ
Осадки
0.0 мм
Давление
752.6 мм рт. ст.
Влажность
94%