Богослужения Великого поста: "О смысле поста по песнопениям Триоди. Продолжение"

Постная Триодь — неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия.
10.04.2019 прот. Александр Шмеман  470

Богослужения Великого поста: "О смысле поста по песнопениям Триоди. Продолжение"
Желающе Божественныя Пасхи причаститися, ... последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших.
Продолжение. Первую часть смотрите здесь.

Сколько людей соглашаются с той мыслью, что пост — это время, когда что–то само по себе приятное и хорошее запрещено, как будто Господь находит удовольствие в том, чтобы нас мучить. Однако для творцов великопостных стихир пост означает как раз совершенно противоположное; это возвращение к «нормальной» жизни, к тому «пощению», которое нарушили Адам и Ева, допустив таким образом в мир страдание и смерть. Поэтому Великий Пост приветствуется как духовная весна, как время радости и света:

Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче. Засияла весна постная, цвет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света): Слава Тебе, Едине Человеколюбче!

(Стихира 1-ая на стиховне в среду вечера Сырной седмицы, глас 3)

Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемскаго отпадения не прияли быхом. Красный бе в видение, и добрый в снедь, уморивый мене плод: да не восхитимся веждами, ни да усладится наша гортань почитаемыми брашны, по приятии же безчествуемыми. Бежим невоздержания, и по насыщении страстем не покоримся. Назнаменаимся кровию, о нас веденаго на смерть волею, и не коснется нас губитель: и снемы Пасху Христову священнейшую, во спасение душ наших. Заповедь о посте радостно примем: ведь если бы праотец ее соблюл, изгнанию из Эдема мы бы не подверглись. Прекрасен был на вид и хорош в пищу умертвивший меня плод; да не увлечемся взорами и да не усладится наша гортань яствами ценимыми, но по принятии их презираемыми. Убежим от невоздержания, и по насыщении возникающим страстям не покоримся. Запечатлеемся кровию за нас добровольно Приведенного на смерть, и не коснется нас губитель, и вкусим Пасху Христову священнейшую, во спасение душ наших.

(Cтихира 1-я на стиховне в пяток утра 1-ой седмицы Великого поста, глас 8)

Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость. Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы; насытившись обильно всякой другой добродетелью, радостно воззовем: Крест Христов всесвятой, возрастивший сладость жизни, всех нас сподоби поклониться тебе чистым сердцем, даруя нам очищение и великую милость.

(Cтихира 3-я на «Господи, воззвах» во вторник вечера 2-ой седмицы, глас 3)

Только те, кто «радуются о Господе», для которых Христос и Его Царство высшее желание и радость их жизни, способны радостно принять борьбу против зла и греха и участвовать в окончательной победе над ними. Вот почему только к мученикам, среди разных видов святости, обращаемся мы за каждой великопостной службой, только они восхваляются в особых, посвященных им стихирах. Потому что именно мученики предпочли Христа всему другому на свете, включая самую жизнь; они так радовались во Христе, что могли вместе со св. Игнатием Антиохийским сказать, умирая: «Теперь мы начинаем жить»… Они — свидетели Царствия Божия, потому что только тот, кто видел и вкусил его сладость, способен на такое высшее самозабвение. Они наши спутники, наши вдохновители в течение Великого Поста, который для нас именно есть время борьбы за восстановление божественного, небесного и вечного начала в наших душах.

Едино дышуще, на едино взирающе, страстотерпцы мученицы, един путь живота обретше, за Христа смерть, ревностию воображающе кончину друг другу. О чудесе! якоже сокровища муки предвосхищающе, друг ко другу глаголаху: яко аще и не ныне умрем, умрем же всяко, и бытию должная послужим. Сотворим нужду любочестия, общее свое мняще, смертию живот купим. Молитвами их, Боже, помилуй нас. Одним дыша, на одно взирая, страстотерпцы мученики, вы нашли один путь жизни — смерть за Христа, с ревностью возвещая кончину друг другу. О чудо! Муки ожидая как присвоение сокровища, друг ко другу говорили: если и не сейчас умрём, то всё равно умрём позже, неизбежно оставив бытие. Понудим себя к любочестию, разумея общее своим, смертью жизнь приобретём. Молитвами их, Боже, помилуй нас.

(Cтихира 2-я на стиховне в четверток утра 4-ой седмицы, глас 7)

В броня веры оболкшеся добре, и образом Крестным вооруживше себе, воини благомощнии показастеся, мучителем мужески противистеся, и диаволю прелесть потребисте, победителе бывше венцев сподобистеся: молитеся Христу о нас, во еже спастися душам нашим. Облекшись в броню правды, вооружившись силою Креста, вы были воинами, добром побеждающими. Вы мужественно противились вашим мучителям и, одолев дьявольские козни, стали победителями и сподобились венцов: молитесь Христу Богу о нас, чтобы души наши были спасены.

(Стихира 2-я на стиховне в четверток утра 2-ой седмицы, глас 8)

В течение сорока дней Крест Господень, Воскресение Христово и сияющая радость Пасхи — главная тема всех великопостных песнопений, постоянное напоминание, что как бы труден и узок ни был путь, он в конце ведет к трапезе Христа в Его Царстве. Как я уже сказал, ожидание и предвкушение Пасхальной радости проходит через весь Пост и придает настоящий смысл постному подвигу.

Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отымем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей: украсим ноги сапогми, возбранительными от всякаго дела лукаваго, и утвердимся палицею веры: не ревнуим врагом Владычняго Креста боготворяще чрево, но последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших. Желая Божественной Пасхи причаститься, берущей начало не из Египта, но с Сиона, удалим греха закваску покаянием, препояшем чресла наша умерщвлением наслаждений, украсим ноги обувью, препятствующей ходить по всякому пути порока, и обопремся на посох веры. Не будем подражать врагам Владычнего Креста, обоготворяя чрево, но последуем путем поста за подавшим нам пример победы над диаволом - Спасителем душ наших.

(Cтихира 1-я на стиховне в четверток вечера 1-ой седмицы, глас 4)

… Снемы Пасху Христову священнейшую. … И приобщимся священнейшей Христовой Пасхе.

(Окончание стихиры 1-я на стиховне в пяток утра 1-ой седмицы Великого поста, глас 8: «Постное завещание радостно восприимем…», см. выше)

Постная Триодь — неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия, — «Пасхального» образа жизни, смерти и вечности.

Отрывок из книги прот. Александра Шмемана «Великий пост».

Рекомендуем

Просим оказать помощь в создании Виртуального тура «Потаенный Валаам»

Мы продолжаем работы над проектом – виртуальный тур «Потаенный Валаам», с помощью которого можно будет, находясь в любой точке мира, посетить остров Валаам с его древней обителью, скитами, часовнями.

Фото Видео 6201

Фотоальбомы

Все фотоальбомы