XIX век: Северные олени на Валааме

Всего сто-сто пятьдесят лет назад на Валааме ещё можно было встретить северных лапландских оленей, которые в своих миграциях нередко заходили на острова по ладожскому льду.
19.02.2020 Трудами братии монастыря  1 530

Пётр Балашов
Пётр Балашов "Ледяные горы на Валааме". 1861. Холст, масло. 52х85,5. Ново-Валаамский монастырь, Финляндия.

«Вѣроятно, привыкши къ миролюбивымъ обитателямъ Валаама, олени не дичатся монастырскихъ жителей, не бѣгутъ, завидѣвъ ихъ»[1].

Из дневника монаха Григория, валаамского библиотекаря, середина XIX века:[2]

1845 года некоторыми из числа братии усмотрено с колокольни из верхнего кунпола плывущих по заливу Монастырскому несколько оленей по эту сторону часовни Св. Николая Чудотворца; которые и вышли против первого от монастыря маяка, т.е. на Скитскую сторону, где в лесу и скрылись.

1846 года во вторник 4-ой недели Великого поста, Отец Игумен изволил объезжать вокруг всего острова Валаамского по льду, и с ним были монахи Пахомий, Исаакий и рясофорный Григорий, – и в поездке суждено было видеть лапландских оленей числом 10-ть, гуляющих между островами Байонным и Пальяком.

Олени необыкновенно ручны, ибо допущали смотреть на них не более как сажен[3] на пятьдесят. Ещё тогда же усмотрено около Железников 13 оленей, кои как скоро увидали нас, тотчас за острова и скрылись.

Записи монастырского библиотекаря монаха Григория, XIX век.
Записи монастырского библиотекаря монаха Григория, XIX век.

Это прежде было за редкость! но ныне не очень.

1848 года 9-го Февраля в понедедельник в 9 часов утра (это седмица начиналась о блудном сыне) рясофорный монах Г-й в должности библиотекаря взял у Настоятеля Отца Игумена Дамаскина благословение сходить в Скит, куда и отправился тот же час; и так перешёл залив от монетной по льду и через садок[4], потом поднялся на гору и достигнул места, называемого Александрово.

Когда же прошёл сенной сарай и стал опять подниматься на небольшую горку (где в древние времена находилась пустынь монаха Александра), как вдруг видит перед собою оленей числом 9-ть, идущих один за другим, т.е. гусем, которых направление было с северо-восточной стороны, т.е. из-за сенного сарая с горки, и потом прямо пересекли новую дорогу, лежащую в Монастырь через садок, и потом опять на гору к большой ездовой дороге, где в лес и скрылись.

Упомянутый же монах Г-й остановился на том самом пригорке, где была пустыня, и смотрит на оленей, идущих от него не более как в десяти или пятнадцати саженях (которые, вероятно, его не видали – потому что шли не шибко, но лёгоньким трушком), из коих передовой величиною более всех, а также и копыты у него большие.

Но и прочие олени тоже величины необыкновенной, из них один только однорогой, а другие все без оных. Шерсть на них местами серая, как подобно бывает у летних зайцев, а местами пробеловатая. Все вообще шли с отверстыми ртами, как будто бы от великой усталости.

И сим кончился этот счастливый и неожиданный случай! И монах отправился вперёд по предлежащей дороге, а олени скрылись в лес.

Сего же 48-го года 15-го марта в понедельник на 4-й неделе Великого поста Отец Игумен Дамаскин изволили ездить к Святому острову по льду, и с ним был монах Ириней просвиряк, где у Преподобного Александра Свирского отпевши молебен, отправились домой, т.е. к Железникам. И когда проехали узким проливом и, миновав первые избы и часовню, только что поравнялись с шаролаткой, то вдруг увидали с левой стороны позади нас 4-х оленей, идущих к нам.

И довольно посмотревши на них, поехали вперёд к Лещёву озеру. И не доезжая маленького островка напротив канавы, увидали на этом островке лежащих оленей, кои усмотревши нас начали вставать. И мы насчитали их десять. И потом, полюбовавшись довольно, поехали к ним ближе, а они тотчас и бросились на крутизну обрывистой скалы. И так мы отправились далее к Лещёву и когда стали подъезжать к оному, то усмотрели ещё бегущих оленей числом 6-ть через лежащий там тракт. И потом другая артель перебежала тем же путём. А так как по неудобности места мы не могли их пересчитать, а потому и удостоверились уже по следам, что было их 15-ть.

Пётр Балашов
Пётр Балашов "Скала близ Никонова, Валаам". Гравюра. 1863.

Сего же упомянутого года 17-го Марта в среду, т.е. в день Преподобного Алексия человека Божия, Отец Игумен изволили отправиться на озеро по льду в 6-ть часов утра, и с ним был рясоф. монах Г-й библ. Тогда как день был весьма тихой, мороз небольшой, лёд на озере чисто-гладкой, а потому и весьма было ехать утешительно, - и как проехали Черный Нос, и потом повернули на право, более однакоже уклоняясь к скалам острова.

Когда же пустились далее, то здесь уже лед казался не весьма гладок; и потом проехали еще немного, и как поравнялись между Зимняком и Германовым, то вдруг усмотрели впереди у нас верстах в двух партию гуляющих оленей, и тотчас по направлению подзорной трубы, оказалось их пятнадцать, которые увидавши нас остановились, а мы не шибко стали приближаться к ним.

Тогда оне начали несколько уклоняться в левую сторону, т.е. к Польяку, и так приблизились к нам, что не более как с полверсты или даже и менее, и дали на себя смотреть сколько угодно. И потом, миновав этих, мы отправились далее, по направлению к Железникам, и еще увидали вторую партию, коих было 6-ть, в самом этом же месте, почти у самого острова.

Когда же продолжали двигаться далее, то с левой стороны к Железникам опять усмотрели уже третью партию, в которой было 16-ть, и вслед не в дальнем расстоянии еще шли гусем 8-мь оленей, т.е. четвертая партия. И потом окончательная пятая партия, которая заключала в себе 5-ть оленей, – что и составило во всех этих пяти партиях 50 оленей, которые в разнообразном своём пути перед глазами нашими безпрестанно то уклонялись на лево, то на право, то в другие стороны, так что совершенно окружили нас, – и всё это весьма было любопытно смотреть.

И в таком положении оставив их, мы решились объехать последнюю часть острова, что и увенчалось полным успехом; и так миновав Никоново и Пейбоцкое прибыли в монастырь в 9 часов утра же благополучно.

Писал сам очевидец.


[1] Источник: Описанiе Валаамскаго монастыря. С.-Петербургъ. 1890.

[2] Источник: ЦГА Карелии, ф.762, оп.1, д. 11/113. Сохранены авторские орфография и пунктуация.

[3] Сажень – русская линейная мера, равная трём аршинам или 2,13 м.

[4] Садок – загородь в воде для содержания живой рыбы.

Фото

Рекомендуем

Подать на поминовение в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 110249

Приложение «Валаам»

Требы и поминовения
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео