Литургия Преждеосвященных Даров. Историческая справка

В определенные дни Великого Поста и Страстной седмицы совершается Литyргия Преждеосвященных Даров. Но в полном смысле это Богослyжение назвать Литyргией нельзя. По сyществy, это великопостная вечерня, к которой добавлен чин причащения священнослyжителей и мирян Преждеосвященными Святыми Дарами.
19.03.2019 Трудами братии монастыря  9 888

В определенные дни Великого Поста и Страстной седмицы совершается Литyргия Преждеосвященных Даров. Но в полном смысле это Богослyжение назвать Литyргией нельзя. Собственно, за ним не происходит совершения таинства приготовления, приношения, преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. По сyществy, это великопостная вечерня, к которой добавлен чин причащения священнослyжителей и мирян Преждеосвященными Святыми Дарами.

IMG_3005.png

Практика совершения Литyргии Преждеосвященных восходит к апостольским временам. Из писаний мyжей апостольских мы знаем, что христиане по благословению апостола, а впоследствии епископа, брали освященные Святые Дары к себе в дом и причащались, когда испытывали в этом потребность. Больным Святые Дары разносили диаконы.

В более позднее время Преждеосвященные Дары брали с собой аскеты–пyстынники, yходившие в пyстыню на все дни Великого Поста, чтобы не оставаться без Святого Причастия. Традиция домашнего самопричащения в свое время дала повод к развитию небольших последований, читаемых перед причащением, которые впоследствии легли в основу чинопоследования Изобразительных. В XX в. некоторые архиереи во время гонений дерзали благословлять мирян самостоятельно причащаться Преждеосвященными Дарами.

До революции и на Валааме сохранялась традиция самопричащения. Братия из дальних пустынек, которых в иные времена насчитывалось до 23, по благословению игумена монастыря брали с собой Преждеосвященные Дары и сами келейно причащались. Они редко посещали общественные богослужения, усиленно подвизаясь в уединенной молитве. И им, безусловно, требовалось частое причащение для укрепления духовных и телесных сил. В настоящее время с возрождением всех видов монашеской жизни (общежительной, скитской, пустынножительства) на острове возрождается и эта древняя традиция.

Первая седмица Великого Поста в монастыре (публикация 2008 года) .

Появление Литургии Преждеосвященных Даров, ввиду известной практики домашнего самопричащения, по сути дела, послужило лишь «воцерковлением» традиции причащения Преждеосвященными Дарами. Эта практика вечернего причащения нашла свое оформление в Антиохии и Палестине. По всей вероятности, усилиями антиохийского патриарха Севира (513-518), иерарха, радеющего о литургической жизни Церкви, чинопоследование вечерни с причащением Преждеосвященными Дарами получило активное распространение в Церкви. В одном из Сиро-Яковитских свидетельств XIII в. прямо говорится, что Севир ввел общецерковное причащение Преждеосвященными Дарами вместо домашнего самопричащения. В середине VI в. Литургия Преждеосвященных Даров была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенской Церкви.

IMG_3067.png

Однако для благодарственных молитв, читаемых после Преждеосвященной, в наших молитвословах назначается тропарь и кондак святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому (VI в.). Сейчас в церковном сознании литургия Преждеосвященных Даров связана с его именем. Святитель Григорий поминается на отпусте этой Литургии. Безусловно, он не является автором Литургии Преждеосвященных Даров. Ни одна греческая или славянская рукопись старше XVI в. не называет свт. Григория автором этого чина. В сохранившихся текстах трудов самого святителя Григория нет ничего похожего на византийский чин Литургии Преждеосвященных, то есть тот чин, по которому служат Литургию у нас. Имя папы Григория ошибочно, уже после XVI века, попало в славянские тексты в качестве автора самой Литургии Преждеосвященных Даров.

Тем не менее, сам святитель Григорий был великим литургистом, очень много потрудившимся в деле обустройства богослужения Римской Церкви. И именно он ввел совершение Преждеосвященной Литургии в Римской Церкви, хотя этот чин имеет очень мало общего с византийским (сейчас римо-католики совершают Преждеосвященную только раз в год: в Великую Пятницу). Святитель упорядочил этот чин, возможно, что-то добавив, но что – неизвестно. Поэтому не зря именно он вспоминается на этой Литургии.

"Ныне Силы Небесныя”

Песнопение поется на Великом входе, когда освященные на “полной” литургии в воскресенье Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь (за исключением служб Великого четверга и Великой субботы).

Ныне Силы Небесныя – текст:

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Текст песнопения говорит нам о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией:

«Се Жертва тайная совершена дориносится» (“вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается”).

В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы:

«Что еще оставалось… <Спасителю> сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?» (прп. Ефрем Сирин, 30, 227).

Вторая строфа «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем» (“С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни”) – призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54).


При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Священник Константин Щербак. «Историко-литургические и богословские сведения о Литургии Преждеосвященных Даров».
  2. Мария Красовицкая. «Литургика».
  3. Иеромонах Михаил (Тахи-Заде). «Конспекты лекций по Литургике».

***

В следующей статье рассмотрен один из самых торжественных моментов Литургии Преждеосвященных Даров - Великий вход.

материал опубликован в 2017 году

Рекомендуем

Просим оказать помощь в создании Виртуального тура «Потаенный Валаам»

Мы продолжаем работы над проектом – виртуальный тур «Потаенный Валаам», с помощью которого можно будет, находясь в любой точке мира, посетить остров Валаам с его древней обителью, скитами, часовнями.

Фото Видео 6637

Фотоальбомы

Все фотоальбомы