Богослужения Великого поста: "Литургия Преждеосвященных Даров. Великий вход"

В определенные дни Великого Поста и Страстной седмицы совершается Литyргия Преждеосвященных Даров.
04.03.2017 Трудами братии монастыря  13 097

В предыдущей статье была рассмотрена история возникновения Литургии Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных Даров по структуре напоминает полную Литургию. Но главное ее отличие — отсутствие Евхаристического канона, за которым происходит приготовление, приношение, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню.

На Преждеосвященной мы причастимся от того Агнца, который был освящен в ближайший воскресный день на Божественной Литургии Василия Великого (когда заготавливают не одного Агнца, а три или четыре, в зависимости от того, сколько Преждеосвященных будет на этой седмице). Святая Кровь не оставляется от полной Литургии, но сам Агнец напояется Кровью Господней, она в нем уже присутствует. На Преждеосвященной Литургии в Чашу кладется Агнец и наливается просто вино, которое не претворяется в Кровь Господню, никакие соответствующие молитвы не читаются. Кровью Господней напоен сам Агнец заранее на полной Литургии. На Преждеосвященной Литургии не причащают маленьких детей, которые еще не могут проглотить твердую частицу.

Один из самых торжественных моментов Преждеосвященной Литургии – это Великий вход, который напоминает аналогичный вход полной Литургии, но смысл их совершенно различный. По словам прот. Александра Шмемана, этот вход есть «торжественный момент перенесения святых Даров на престол. Внешне этот вход похож на Великий вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно иной. В полном Евхаристическом богослужении Великий вход есть перенесение (приношение) еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение Божие в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Самого Христа. Вспоминая Христа, Церковь вспоминает всех тех, кого Он воспринял для их искупления и спасения. За Литургией Преждеосвященных Даров нет ни предложения, ни жертвы, ни Евхаристии, ни освящения, но нам открывается и становится явной тайна присутствия Самого Христа! […]

IMG_3085.png

Этот «Великий вход» произошел от необходимости перенесения Преждеосвященных Даров, которые раньше были не на престоле, а сохранялись в каком-нибудь особом месте, иногда даже не в храме. Перенесение это, естественно, требует большой торжественности, потому что в богослужении оно символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали».

Великий вход:

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, / се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится.

Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, / ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается.

Верою и любовию приступим, / да причастницы жизни вечныя будем. / Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

С верою и любовию приступим, / чтобы стать нам причастниками жизни вечной. / Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

В этом песнопении мы исповедуем веру в то, что Ангелькие Силы реально присутствуют за нашими богослужениями.По православному учению в состав Церкви помимо ныне живущих православных христиан («воинствующая Церковь») входят также и усопшие православные, и Небесные Силы («Церковь торжествующая»). Сослужение их являет собой выражение церковного единства. Созерцание такого ангельского сослужения сподоблялись некоторые святые, например, преподобный Серафим Саровский.

«Се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится», потому что входит Царь славы, и Жертва тайная уже совершена — «совершенна дориносится». Дориносится, потому что ее окружает невидимое небесное воинство, ангельские чины, как воины с копьями (греч. δορυ). И так сказано в Уставе: «Егда Божественная проносятся Тайны, вси людие поклонение богоподобное, и певцы ниц падше Христу Богу в Тайнах Сущему творят: понеже совершенно предосвященны суть», поскольку это уже освященные Дары.

***

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Мария Красовицкая. «Литургика».
  3. Иеромонах Михаил (Тахи-Заде). «Конспекты лекций по Литургике».
  4. Песнопения братии Валаамского монастыря.

***

В следующей статье, посвященной Литургии Преждеосвященных Даров, будет рассмотрено одно из главных покаянных песнопений «Да исправится молитва моя...»

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 00:15
Ветер
4.5 м/с, ЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
750.6 мм рт. ст.
Влажность
75%