«Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!»

Спаситель с грустью возвращает наше сознание от пустой мечтательности о
Царстве Божием к повседневной реальности нашей жизни, в которой по-настоящему и
проявляются наши истинные стремления сердца, и видна пища нашей души. 
24.12.2017 иеромонах Игнатий Смирнов  1 194
«Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14:16-24)».
203723_original.jpg
Этот Евангельский отрывок является ответом Христа одному из сидевших с Ним за столом на его высказывание: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Как ни странно, этот ответ Христа не звучит как жизнерадостное подтверждение высказанной этим человеком мысли, но, скорее, выражает обратное: картину боли и разочарования. Спаситель с грустью возвращает наше сознание от пустой мечтательности о Царстве Божием к повседневной реальности нашей жизни, в которой по-настоящему и проявляются наши истинные стремления сердца, и видна пища нашей души. Часто наши правильные слова и мысли остаются лишь словами, не отражающими нашу внутреннюю жизнь души. Для этого человека, как и для многих из нас, Царство Божие есть нечто далёкое и невероятное, как некая сказка, которую можно послушать или рассказать при удобном случае, описав на свой лад. Но Христос в прочитанном сегодня Евангельском эпизоде утверждает обратное, перенося тему Царства Божия из области человеческих умствований и фантазий в повседневную нашу жизнь с её реальными заботами и интересами, которыми мы переполняем наш ум и сердце, наши духовные органы, вытесняя из них или не пуская в них всё божественное и святое, способное доставить нам ещё в этой жизни то блаженство, о котором в Евангелии говорил Спасителю этот человек.

«Ибо того и домогался враг, – пишет Макарий Великий, – чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей». Последствие грехопадения первых людей, о чём пишет Макарий Великий, грешный человек ежедневно испытывает на себе. Его помрачённый ум постоянно занят страстными мыслями и образами, которые тёмной пеленой закрывают от него Божественное присутствие. Здесь скрыта основная причина сделанного теми людьми выбора, когда они были приглашены господином на ужин в сегодняшнем Евангелии. В тот момент их мысли и чувства были уже прикованы к тем предметам, которые стали для них более желанными и любимыми, чем нахождение рядом и общение с пригласившим их господином. Именно поэтому в духовном подвиге христианина уделяется большое внимание добродетели молитвенного трезвения, памятовании о Боге, которые помогают ему не потерять чувства благодарности, смирения и любви к Богу, не давая до конца заполнить ум и сердце суетными предметами и попечениями, различными удовольствиями, которые через некоторое время могут сделать для него Бога уже чужим и нежеланным в этой жизни.

«Воскресение есть восстановление естества, – пишет святитель Николай Кавасила, – сие Бог даёт даром. Ибо как создает нас, хотя мы не желали, так и воссоздает нас заново, хотя ничего не привнесли прежде. Царство же оное и созерцание Бога и соединение со Христом есть удовлетворение желания. Посему доступно только восхотевшим и возлюбившим, и возжелавшим. Ибо им и прилично наслаждаться, когда настанет желаемое ими, а невосхотевшему – невозможно». Ведь прежде нашей смерти и всеобщего Воскресения именно нашему внутреннему человеку, нашему уму и сердцу, уготовано Царство Небесное. Но именно их в нашей суетной жизни, по причине нашего неверия, и привязанности к здешней жизни, нам тяжелее всего отдать Христу. Наше неверие порождает в душе суету и привязанность к миру, а эта суета, отдаляя всё дальше ум и сердце человека от Бога, рождает ещё большее неверие. И этот внутренний духовный механизм не остановится в нас, пока мы не примем действенных мер или не дойдем до собственного состояния апокалипсиса. Таким образом, Евангельские слова Спасителя «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8), оставляя след в нашем личном духовном опыте, когда-нибудь станут объективной реальностью практически для всего человечества.

В связи с опасностью потерять веру из-за множества суетных попечений, Евангелие должно перестать для нас иметь лишь иллюзорное значение, а постепенно занять своё место во взаимодействии нас с окружающим миром. «Итак, – говорит Господь, – не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12:29-31)… Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).Царство Божие, прежде всего, внутри нашего ума и сердца, в наших мыслях и чувствах сердца. Именно в них Господь ищет для Себя место в нас. И обличает нас, когда мы не отдаём их Ему, а делаем их седалищем наших мирских привязанностей и пороков. «Лицемеры! – говорит Господь в Евангелии от Матфея, – хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:7-8).

Когда-то и мы были теми хромыми, увеченными грехом, нищими в добродетелях, благодарными Богу за попечение о нас – теми званными, которых привели слуги господина к нему в дом на место тех, кто пресытился уже общением с хозяином дома. Найдя для себя иные цели и интересы в жизни, почувствовав себя на тот момент уже самодостаточными, сытыми, здоровыми и независимыми, остыв сердцем в чувстве любви к милосердному господину. Как часто эту повторяющуюся картину можно наблюдать среди православных христиан: одни приходят в Церковь, другие – уходят; затем, обнищав внутренними силами или столкнувшись с трудностями, болезнями, снова возвращаются. Но бывает так, что кто-то и не вернётся, отдав до конца своей жизни ум и сердце суете, мирским заботам и привязанностям, находя в этом всякое наслаждение и утешение для себя. Да избавит нас Господь от такой духовной прелести!

Все мы являемся званными к общению со Христом, но не всегда, как показал нам сегодняшний евангельский отрывок, мы хотим быть избранными Им. Однажды и нам может понадобиться свобода от Христа, от общения с Ним, и мы поменяем свою избранность на какое-либо временное и суетное удовольствие или попечение. Но «если душа прозрит, по слову сказавшего: открой очи мои (Пс. 118:18), – пишет Макарий Великий, – то во век не будет уже страдать духовной слепотой, и исцелившись, не будет снова уязвлена. Посему, уверуем во Христа и истинно приступим к Нему, чтобы вскоре совершил в нас истинное исцеление. Ибо обещал дать Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:13), отверзть дверь ударяющим в нее и обрестись ищущим Его (Мф. 7:7). И неложен, в том, что обещал (Тит. 1:2). Ему слава и держава во веки! Аминь».

проповедь иеромонаха Игнатия (Смирнова)

Рекомендуем

Помощь монастырю в приобретении специальной фототехники для нового проекта

Виртуальный тур «Валаам. Зеркало России» включает в себя панорамы валаамской природы, монастыря, храмов и скитов, в том числе недоступных простым паломникам и туристам.

Фото 309

Фотогалерея

Все фотоальбомы