«Ибо того и домогался враг, – пишет Макарий Великий, – чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей». Последствие грехопадения первых людей, о чём пишет Макарий Великий, грешный человек ежедневно испытывает на себе. Его помрачённый ум постоянно занят страстными мыслями и образами, которые тёмной пеленой закрывают от него Божественное присутствие. Здесь скрыта основная причина сделанного теми людьми выбора, когда они были приглашены господином на ужин в сегодняшнем Евангелии. В тот момент их мысли и чувства были уже прикованы к тем предметам, которые стали для них более желанными и любимыми, чем нахождение рядом и общение с пригласившим их господином. Именно поэтому в духовном подвиге христианина уделяется большое внимание добродетели молитвенного трезвения, памятовании о Боге, которые помогают ему не потерять чувства благодарности, смирения и любви к Богу, не давая до конца заполнить ум и сердце суетными предметами и попечениями, различными удовольствиями, которые через некоторое время могут сделать для него Бога уже чужим и нежеланным в этой жизни.
«Воскресение есть восстановление естества, – пишет святитель Николай Кавасила, – сие Бог даёт даром. Ибо как создает нас, хотя мы не желали, так и воссоздает нас заново, хотя ничего не привнесли прежде. Царство же оное и созерцание Бога и соединение со Христом есть удовлетворение желания. Посему доступно только восхотевшим и возлюбившим, и возжелавшим. Ибо им и прилично наслаждаться, когда настанет желаемое ими, а невосхотевшему – невозможно». Ведь прежде нашей смерти и всеобщего Воскресения именно нашему внутреннему человеку, нашему уму и сердцу, уготовано Царство Небесное. Но именно их в нашей суетной жизни, по причине нашего неверия, и привязанности к здешней жизни, нам тяжелее всего отдать Христу. Наше неверие порождает в душе суету и привязанность к миру, а эта суета, отдаляя всё дальше ум и сердце человека от Бога, рождает ещё большее неверие. И этот внутренний духовный механизм не остановится в нас, пока мы не примем действенных мер или не дойдем до собственного состояния апокалипсиса. Таким образом, Евангельские слова Спасителя «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8), оставляя след в нашем личном духовном опыте, когда-нибудь станут объективной реальностью практически для всего человечества.
В связи с опасностью потерять веру из-за множества суетных попечений, Евангелие должно перестать для нас иметь лишь иллюзорное значение, а постепенно занять своё место во взаимодействии нас с окружающим миром. «Итак, – говорит Господь, – не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк. 12:29-31)… Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).Царство Божие, прежде всего, внутри нашего ума и сердца, в наших мыслях и чувствах сердца. Именно в них Господь ищет для Себя место в нас. И обличает нас, когда мы не отдаём их Ему, а делаем их седалищем наших мирских привязанностей и пороков. «Лицемеры! – говорит Господь в Евангелии от Матфея, – хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:7-8).
Когда-то и мы были теми хромыми, увеченными грехом, нищими в добродетелях, благодарными Богу за попечение о нас – теми званными, которых привели слуги господина к нему в дом на место тех, кто пресытился уже общением с хозяином дома. Найдя для себя иные цели и интересы в жизни, почувствовав себя на тот момент уже самодостаточными, сытыми, здоровыми и независимыми, остыв сердцем в чувстве любви к милосердному господину. Как часто эту повторяющуюся картину можно наблюдать среди православных христиан: одни приходят в Церковь, другие – уходят; затем, обнищав внутренними силами или столкнувшись с трудностями, болезнями, снова возвращаются. Но бывает так, что кто-то и не вернётся, отдав до конца своей жизни ум и сердце суете, мирским заботам и привязанностям, находя в этом всякое наслаждение и утешение для себя. Да избавит нас Господь от такой духовной прелести!
Все мы являемся званными к общению со Христом, но не всегда, как показал нам сегодняшний евангельский отрывок, мы хотим быть избранными Им. Однажды и нам может понадобиться свобода от Христа, от общения с Ним, и мы поменяем свою избранность на какое-либо временное и суетное удовольствие или попечение. Но «если душа прозрит, по слову сказавшего: открой очи мои (Пс. 118:18), – пишет Макарий Великий, – то во век не будет уже страдать духовной слепотой, и исцелившись, не будет снова уязвлена. Посему, уверуем во Христа и истинно приступим к Нему, чтобы вскоре совершил в нас истинное исцеление. Ибо обещал дать Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:13), отверзть дверь ударяющим в нее и обрестись ищущим Его (Мф. 7:7). И неложен, в том, что обещал (Тит. 1:2). Ему слава и держава во веки! Аминь».
проповедь иеромонаха Игнатия (Смирнова)