«Вера твоя спасла тебя, иди с миром»

Слово иеромонаха Игнатия на воскресное Евангельское чтение — о прощении Господом кающейся женщины в доме Симона-фарисея и притче о двух должниках (Лк. 7:36-50).
18.04.2021 иеромонах Игнатий (Смирнов)  3 830

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Представим себе картину, что мы что-то задолжали в нашей повседневной жизни, что-то крупное. Пусть это будут деньги или услуга, что угодно. Как часто мы испытываем томление и беспокойство, когда понимаем, что нам надо возвращать долг, но при этом у нас отсутствуют возможность или средства это сделать.

Мы теряем чувство свободы, лёгкости на сердце. Этот долг, подобно грузу, лежит на нашей душе, причиняя ей дискомфорт. Проходят годы томительного ожидания выхода из этой ситуации. Мы радуемся, но не чувствуем полноты этой радости, так как воспоминания о долге омрачают её. Смотрим в будущее, и нас охватывает страх и беспокойство, что у нас будут проблемы, если не вернём долг. Не находясь в тюрьме, ощущаем себя внутренне, как в заточении.

А что, если это душевное состояние человека-должника оторвать от видимых причин, отягощающих его, и присоединить к причинам духовного порядка, невидимых для глаз, но познаваемых верою?

Конечно же, подавляющее большинство людей именно с видимыми обстоятельствами своей жизни связывают причины собственных внутренних скорбей. Это самое простое и доступное понимание для нас, оно всегда лежит на поверхности. Намного труднее искать причину в той области, которая сокрыта от нашего рассудка, но это ещё не означает того, что её не существует. Ощущение долга, его тяжести и зависимости от него на душе встречается не только в материальных сферах нашей жизни, оно проникает намного глубже в человеческую жизнь, в его душу, контролируя его чувства, реакции и поступки.

Человек после грехопадения стал абсолютным должником. Он должен Богу, должен бесам, должен ближним, должен собственным страстям, окружающей его природе. И каждый из нас ежедневно отдаёт этот долг, понимает ли он это или нет, согласен он с этим или нет, долг будет взиматься до тех пор, пока его не освободят от него.

Сегодня ты просишь, чтобы тебя любили ближние, значит ты отдаёшь долг собственному эгоизму и одновременно берёшь в долг у ближних, которые возможно завтра спросят с тебя то, что ты просил сам до этого. Вопрос в том, какого кредитора завтра ты захочешь удовлетворить? Опять свой эгоизм, или ближних, чтобы оказать им ту же любовь, которую ты получил от них.

Тебя оскорбили словом, и ты ответил обидчику также оскорблением, тем самым ты вернул долг собственной гордости и гневу, но одновременно стал должен Богу и ближнему по закону совести, и любви.

Если ты чем-то соблазняешься, значит ты должник собственного соблазна, если ты кого-то осуждаешь, значит ты должник собственного мнения. И они будут терзать твой ум и сердце, пока ты не удовлетворишь их, чтобы получить облегчение своего долга перед ними, но при этом всё равно остаешься их должником.

Таким образом, человек во всех своих поступках, словах и мыслях всегда будет вставать перед выбором, кому быть должным.

***

Почему мы так часто пытаемся найти покой, расслабиться или развлечь себя чем-то? Потому что постоянно чувствуем на себе бремя долга, его тяжесть. Наш разум и чувства разрываются от постоянных требований кредиторов, противоречащих друг другу в своих желаниях, поэтому нам хочется забыться, уйти в мир грёз, где нам представляется, что мы свободны от всяческих обязательств.

Ведь истинная свобода ощущается тогда, когда разум и чувства ничем не связаны, как будто мы никому ничего не должны. Тогда наш ум становится безмятежным, сердце приходит в естественное состояние мира и радости от ощущения свободы. Мы приобретаем самих себя, вырывая из лап кредиторов, становимся единственными хозяевами самих себя. Научаемся истинной любви к себе.

Немногие смогли прочувствовать этот дух свободы. Большинство стремится к материальным благам, комфорту, успеху. Привыкая жить в духовном рабстве, считают себя свободными, не подозревая о том, что есть ещё другая свобода, другие ощущения и наслаждения посредством её.

Один старец писал об истинной свободе следующее:

«Что означают слова: ¨прежде, чем приобрёл себя самого"? Подобно тому, как я держу карандаш и играю им, делаю с ним всё, что хочу, так я должен делать все, что хочу, и с самим собой, полностью владея собой.

Приведу вам пример. Могу я так управлять самим собой, чтобы у меня не было помыслов, не было искушений, чтобы я не гневался? Могу я сказать: я помолюсь, засну, проснусь — и действительно это сделать? Могу я быть господином самому себе? Я кладу свои часы перед собой, потом позади себя, делаю с ними все, что хочу. А самого себя могу я заставить делать все, что хочу? Если не могу, это значит, что я еще не приобрёл себя».

***

В Евангелии часто поднимается тема долга, проводится аналогия между нашей духовной жизнью и мирской. Это позволяет нам лучше понять действия духовных законов, часто скрытых от нас за стереотипным мышлением, привычным образом жизни, сформировавшимся отношением к обстоятельствам и людям.

В сегодняшнем евангельском эпизоде рассказывается о кающейся блуднице и фарисее: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». (Лк. 7:36 -39)

Рассуждение фарисея вполне соответствует духу того времени, где уровень духовности в человеке определялся не по Евангельским истинам, где звучат призывы к внутреннему очищению души, к покаянию и милосердию, а по внешнему образу его жизни или статусу в обществе, по соблюдению им многочисленных правил и законов Моисея.

Эту прелесть Христос обличал в иудеях: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:31-37).

Непонимание иудеями внутреннего рабства человека греху легко делало их заложниками презрительного отношения к людям безнравственного образа жизни, которых они не считали достойными божественного милосердия. Чтобы раскрыть абсурдность такого мышления фарисея и понимания им божественных законов, которые несмотря на всю свою многочисленность сводились прежде всего к исполнению двух заповедей — о любви к Богу и ближнему, Господь провёл аналогию с житейской ситуацией, по смыслу которой можно догадаться, что героями этого рассказа в роли должников был сам фарисей и блудница.

Развалины древней Вифании. Две возвышающиеся груды камней – по преданию, остатки дома Симона. В этом доме он принимал Иисуса и именно здесь произошло помазание, о котором рассказывают Евангелисты. Фото 1862 года.
Развалины древней Вифании. Две возвышающиеся груды камней – по преданию, остатки дома Симона. В этом доме он принимал Иисуса и именно здесь произошло помазание, о котором рассказывают Евангелисты. Фото 1862 года.
«Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но так как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил». (Лк. 7:40-43)

Как просто в этом примере описана причина, по которой человек может возлюбить искренне Бога. Надо лишь почувствовать себя большим должником перед Ним, а не перед собственными страстями и демонами. Но именно это чувство нас пугает, под демоническим внушением нам кажется, что вся наша жизнь станет после этого ещё более тяжелой и невыносимой ношей.

Всю свою жизнь мы проживаем, как должники, неся бремя своих страстей, немощей, комплексов, бесовских козней. И вот Господь обращается к нам «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Но мы не доверяем до конца Христу, боимся наших невидимых кредиторов, пугающих нас скорбями и страхом смерти, продолжаем услаждаться своими страстями. Подобно евреям из Египетского плена, находим положительные стороны собственного рабства. Как будто мы свыклись с нашей рабской судьбой, сумели приспособиться, время от времени находя даже некий покой в этом.

В такие минуты, ощущая себя свободными, нам может показаться, что и нет никакого рабства. Фарисей сумел так приспособиться к жизни должника, что ощущал себя вполне свободным.

К сожалению, его тайным кредитором был не Бог, а бесовская прелесть, скрывавшаяся за собственной праведностью, которой он дорожил, за собственным мышлением и пониманием, к которому он обращался как к провидцу и оракулу, за собственным положением и статусом в обществе, который не позволял ему повести себя со Христом, подобно блуднице. Вот его главные кредиторы, им он платит ежедневно свой долг, они его хозяева, которыми он вполне удовлетворён.

Поэтому он не кидается в ноги ко Христу и не омывает их слезами подобно блуднице. Да, безусловно, он что-то должен Богу, но, наверное, немного, основную же часть своего долга, как он считает, он с лихвой покрывает своей праведной жизнью, в отличие от блудницы. Поэтому его сердце не переполняется радостью, когда ему Господь прощает мизерный, по его мнению, долг, не горит любовью к своему благодетелю, не источает слёзы благодарности, а лишь довольствуется сомнениями – «не надувают ли его в собственном доме этим представлением».

Таким образом он показывает, что его вполне устраивает роль должника собственной гордости и жестокосердия, которым он исправно платит, не желая освобождения от них. Искусно скрывая их от Христа, подобно дорогим друзьям перед лицом неприятеля.

Здесь происходит момент истины, момент реализации свободы человеческой воли, которую Господь никогда не отнимет у нас. Если нас устраивает долговая яма из наших страстей, если нас не обременяют долговые связи с демонами, Христос не будет насиловать нашу волю. Уплата долга страстям и бесам приносит человеку некое удовлетворение в душе, которое он ощущает, как временную свободу и облегчение от натиска духовных кредиторов, — но Господь этот наш выбор называет грехом, нежеланием познать истинную свободу в единении с Ним.

Поэтому в молитве Господней, есть слова «остави нам долги наша» – это призыв к Богу о нашем освобождении от долгового плена страстей и бесов. Этого освобождения всем своим существом искала блудница, оказавшаяся у ног Христа. В отличии от фарисея, пребывая в нечистой страсти, она познала своё внутреннее рабство греху. Никакие её человеческие усилия, ни страх позора или наказания, не презрительное отношение людей не могли освободить её от внутренней тяги к греху. Она познала в себе невидимую бесовскую силу греховного вожделения, которая связывала её свободу и насильно влекла к пороку, как должника к оплате долга.

Глубокое осознание своего рабства изменило её отношение к самой себе, заставило её бороться с привычным образом своих мыслей и желаний, в которых она видела рабство греху. Этой внутренней борьбой, душевной болью и страданием она готовила своё сердце к явлению ей милосердия Божьего, к освобождению из греховного рабства и прощению её долгов. Но не только борьба заполняла её сердце, где-то в глубине души, по мере отвращения от греховных наслаждений, в ней открывался новый источник любви, непорочной и чистой, которая естественным образом невидимо связывала её сердце со Христом. Кульминацией этого внутреннего стремления к божественной любви и стала её встреча со Христом в доме фарисея, где она своими внешними действиями проявила всё своё желание души.

***

Сегодняшний Евангельский эпизод пример того, как два человека шли к встрече со Христом, оба ждали чуда, но каждый понимал его по-своему. Один ощущал себя пленником страстей и хотел лишь освобождения и исцеления своей души, другой считал себя праведником и избранным, потому ожидал сверхъестественных знаний и божественных откровений. Милость Божья обоим дала то, чего они сокровенно желали сердцем, но соответственно их внутреннему устроению, и на пользу душевную. Один получил освобождение от насилия греха, другой получил в божественном откровении пример истинного покаяния венцом, которой является любовь к Богу и ближнему.

«И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7:44-50).

Аминь.



Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 22:00
Ветер
3.6 м/с, ЮЮВ
Осадки
2.6 мм
Давление
760.1 мм рт. ст.
Влажность
92%