«Почему мы не могли изгнать его?»

Слово иеромонаха Игнатия на Евангельское чтение в Неделю 10-ю по Пятидесятнице об исцелении бесноватого отрока.
29.08.2021 иеромонах Игнатий (Смирнов)  2 979

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом». (Мф.17:14-21).

В сегодняшнем отрывке Евангелия Господь, отвечая на вопрос учеников, почему они не смогли изгнать беса из отрока, назвал причиной их слабую веру. Но затем добавил, что «сей род», то есть бесы, изгоняются только посредством молитвы и поста. На первый взгляд может показаться, что есть противоречие в Его словах. Благодаря чему же всё-таки сей род изгоняется? Благодаря вере или же молитве и посту? Такие недоумения вполне соответствуют духу нашего времени. Когда понятие веры в человеке больше стало относиться к знанию о Боге, чем к знанию Бога, а сама молитва и воздержание стали для нас больше некой внешней повинностью, чем отдохновением и единением человека с Богом.

Многие люди могут сказать, что они верят в Бога, но, к сожалению, не все из них полюбили молиться и воздерживаться. Их вера напрямую ограничивается лишь теми пределами христианских знаний и дел, которые они приспособили к своей повседневной жизни с её земными радостями и заботами. Такие люди, как правило, заключают свою веру в границах собственной естественной рассудительности, называющейся нашим «я», которое находится в абсолютной зависимости от имеющихся в человеке страстей и пороков. Когда я рассуждаю, то в этот момент обращаюсь к самому себе, к своему страстному «я», а когда внимательно и часто молюсь, то обращаюсь к Богу и просвещаюсь от Него. И с этого момента я уже не рассматриваю себя и свою жизнь лишь в своих собственных представлениях и мыслях о них, но в божественном откровении, как в зеркале своей души вижу истинного себя и окружающий меня мир. Когда люди говорят о Боге или рассуждают о духовных вещах, они всегда остаются в пределах своей рассудительности, и если они не бесстрастны, то их вера и суждения часто бывают отголоском их страстей. В этих обстоятельствах наша вера, аллегорическим символом которой по святым отцам является апостол Петр, запирается в темнице человеческого рассудка, порабощенного законам видимой жизни. И только благодаря прилежной молитве Церкви, ей посылается ангел, освобождающий её из оков страстной привязанности к видимому миру. Это толкование святых отцов на книгу «Деяния Апостолов» указывает нам на важную роль молитвы в духовной жизни и её непосредственной связи с силой нашей веры.

Каждый человек рождается и постепенно взрослеет, и его формирование как личности и одновременно как биологического организма сопровождается заложенной в него естественной рассудительностью или попросту, рассудком. Рассудок дан человеку, прежде всего, для охранения и заботы о своём теле. С возрастом эта забота рассудка, простирается далее, до границ комфорта и легкодоступных удовольствий, которые называются на мирской манер человеческим благополучием. Какую роль в таком человеке будет играть вера в Бога в сравнении с ролью рассудка? Наверное, минимальную. Подобной той, о которой Господь говорил ученикам, приводя пример тех, кто клали с избытком в сокровищницу в сравнении с убогой вдовицею: «Ибо все клали от избытка своего (с рассуждением о том, что они не обеднеют от этого), а она от скудости положила все, что имела, (даже необходимое) все пропитание свое (то есть всю надежду на саму себя и на свой разум)» (Мк.12:44), освободив место в своём сердце для веры и упования на Бога.

Если наша вера не уподобится вере вдовицы, то останется навсегда плодом страха и будет лишь служить кнопкой вызова для Бога на случай, если пойдёт что-то не так в размеренной и комфортной жизни. В таком случае наша вера будет находиться на служении нашему рассудку, а рассудок, в свою очередь, будет и дальше исправно служить тем привычным страстным движениям сердца, которые предлагают нам удовольствия и заботы сей жизни и связывают нас лишь с этим видимым миром.

И роль демонов в этой картине человеческой жизни — всеми силами и средствами закрепить сложившуюся ситуацию в человеке. И такое положение вещей и дальше бы сохранялось в этом мире, если бы не чудное воплощение Бога Слова. «Сии способы рассудочного мышления пять тысяч лет или несколько меньше, или и свыше сего, управляли миром, и человек нисколько не мог подъять главы своей от земли и сознать силу Творца своего, пока не воссияла вера наша и не освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения из-за тщетного парения ума», — говорит прп. Исаак Сирин. Последние слова преподобного о «суетном подчинении из-за тщетного парения ума» по-настоящему актуальны в нашей повседневной жизни, где наша вера и постоянная молитва тесно взаимосвязаны между собой, они содействуют и поддерживают друг друга в борьбе с невидимым врагом.

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф.6:31-34). Когда Господь говорил эти слова, Он понимал, что враг человека — демон, будет использовать в своей борьбе против нас не только наши страсти и привязанности, но и естественные потребности в еде, одежде, за которые отвечает наш рассудок, чтобы через помыслы и беспокойство о них заползти, подобно змию, в человеческое сознание и душу, вызывая чувство страха или печали, излишней суетности или горячности в их поиске. Таким способом демон подчиняет себе управление человеческой душой и отдаляет её от надежды на Бога. В подобных мысленных бранях происходит момент истины и выбора человека, каким он пойдёт путём: путём рассудка, а через него подчинению демону, или путём веры в простоте сердца и надежды на Бога. «Дом веры есть младенствующая мысль и простое сердце, – пишет прп. Исаак Сирин. – Ибо сказано: в простоте сердца своего прославили Бога (Деян.2;46-47), и :…аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18;3).

Рассудок же (не без помощи демонов) ставит сети простоте сердца и мыслей и противится ей… Рассудок есть предел естества и охраняет его во всех стезях его. А вера совершает шествие своё выше естества. Рассудок не отваживается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого, а вера без труда дозволяет и говорит: На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (Пс.90,13)…

Рассудочное знание сопровождается страхом, вера – надеждою… Ибо нередко встречаются душе разные случайности, лютые нападения и многие исполненные опасностей случаи, в которых вовсе не могут здесь сколько-нибудь помочь рассудочное знание и привычные способы мудрости. Но, с другой стороны, в затруднениях, не отвратимых всеми силами и крайним пределом человеческого рассудка, вера нимало не преодолевается ни одним из сих затруднений. Ибо достаточно ли человеческих рассудочных знаний, чтобы помочь сколько-нибудь в явных бранях с невидимыми природами и с силами телесными, а равно и с многим другим? Видишь ли немощь силы рассудка и крепость силы веры? Рассудочное знание ученикам своим воспрепятствует приближаться ко всему чуждому для естества. Но заметь в этом силу веры: что предлагает она учащимся у неё? Сказано:…именем Моим бесы ижденете; змия возмете; аще и что смертно испиете, не вредит вы».

И далее продолжает Исаак Сирин: «Не укоризненно рассудочное мышление, но выше его вера. Если и укорим, то не сам рассудок укорим. Да не будет сего! Но мы укоряем то, что он употребляет разные способы, в которых идет он вопреки веры, и то, что приближается он этим к чинам демонским».

Способы, о которых идёт речь у преподобного, это многочисленные наши рассудочные суждения и умозаключения, которыми мы пользуемся, проявляя заботу о себе и своей жизни. В этих способах мы можем обрести веру и единение с Богом, а можем совершить грех, ошибиться и допустить к себе бесов. И чем чаще человек прибегает к собственной рассудительности, чем больше по своему самомнению и гордости вращается в своих мыслях и суждениях, тем больше у него шансов ошибиться и попасть под демоническое влияние. Демоны за тысячелетнюю историю прекрасно изучили человеческую психологию и, судя по современным нравам в обществе, прекрасно используют её на практике, несмотря на продолжительное в мире христианское просвещение. Причина этому умаление значения молитвы в духовной жизни христианина и ослабление его упования на Бога, как следствие маловерие и привязанность к собственной рассудительности и мнению, которые служат благоприятной средой для размножения бесовских прилогов и помыслов в человеческой душе. «В оный день Бог, – пишет Исаак Сирин, – осудит нас не за псалмы, не за оставление нами молитвы, но за то, что опущением сего даётся вход бесам». А Евангельские заповеди, которыми мы руководствуемся в жизни, открывают нам те границы, по которым определяется в поле влияния кого мы находимся – бесов или благодати Святого Духа.

«Молитва, – по слову Исаака Сирина, – есть умервщление мыслей похоти плотской жизни». Здесь говорится не только о плотских страстях – блуде и чревоугодии, но о полном мироощущении человека, в котором вытеснено наслаждение и пребывание с Богом, и заменено идолами земных пристрастий и удовольствий. В связи с этим не удивительно, что внимательная и частая молитва трудна и не удобна для привязанного к плотской жизни человека, она подобно острию вкореняется в нашу страстную мысленную деятельность и препятствует своей благодатной силой привычным движениям в нас страстей и плотских наслаждений. Она вытесняет из нас одну жизнь – ветхую и порочную, и одновременно, вводит в нас другую жизнь, христоподобную и вечную. Это духовное явление созвучно нашему умиранию со Христом и со-воскресению с Ним. «Ибо умерший освободился от греха, – пишетапостолПавел. - Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:7-8). «Ибо молящийся прилежно есть то же, что умирающий для мира; и терпеливо пребывать в молитве значит отречься человеку от себя самого. Поэтому в самоотвержении души обретается любовь Божья…Любовь есть плод молитвы», – заключает Исаак Сирин.

В завершение сказанного, возвращаясь к сегодняшнему Евангельскому отрывку, можно сделать вывод, что нет никакого противоречия в словах Христа о том, каким духовным оружием человек освобождается от демонической власти – верою или молитвой и постом, потому как их истинные основы переплетены и взаимосвязаны между собой. Молитвой испрашивается истинная вера и она же сама рождает эту молитву и укрепляет, возводя её на новый уровень, и так до бесконечности, пока наша душа окончательно не упокоится в объятиях Божьих, в блаженной вечности, которой да сподобит нас всех Господь по Своей неизреченной милости.

Аминь.


Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 19:01
Ветер
2.2 м/с, ВЮВ
Осадки
1.6 мм
Давление
752.5 мм рт. ст.
Влажность
81%