Свечная мастерская Валаамского монастыря

"Малая добровольная жертва человека Богу и храму Его..."
12.03.2015 Фото: А. Веригин, текст: братия монастыря  708
Свечная мастерская Валаамского монастыря
Через века пришла традиция возжигания свечей в православных храмах. По представлению верующих, и сейчас покупка свечи символизирует малую добровольную жертву человека Богу и храму Его.
Неровное, живое пламя свечей наполняет своды православного храма, создаёт особую таинственную атмосферу. Этот трепещущий свет озаряет человека в минуты самых сокровенных молитв. Чаще всего, с маленькой свечки, с ее светлого, теплого, пульсиНа Валааме в современное времярующего пламени начинается практика веры, участие человека в жизни церкви. Без свечи невозможно себе представить православного богослужения. В течение столетий складывались традиции, связанные с их возжиганием. Ведь свечи служат не только для освещения. Свет свечи в православном храме для верующего - это образ Божественного света.
О божественности света много размышляли отцы церкви. «Бог - свет, и нет в Нем никакой тьмы», - первым сказал один из двенадцати учеников Иисуса Христа, Святой апостол Иоанн Богослов. Учение о Христе как «Свете от Света» вошло в Никейский символ веры - основной догмат вероучения. Светская русская культура переняла традицию особого внимания к свече. Не счесть, сколько красивых поэтических строк посвящено маленькому трепетному огню. Поэтов, писателей и вообще творческий людей свеча поистине вдохновляла. В литературе постепенно свеча начала восприниматься как художественный образ человеческой души, просвещения, доброты и веры. Солнце освящает дорогу на Земле, а свечка может стать проводником духовного путешествия. Но искать истоки всего этого многообразия символов и смыслов, связанных со свечей, надо именно в церковной традиции.

Помазание на Святом острове
Помазание на Святом острове
Верующие, зажигая свечи, выражают таким образом теплоту и пламень любви к Господу, Божией Матери, ангелу или святому, у ликов которых поставлены свечи. Это действие символизирует причастность молящихся людей к Божественному свету. Обряд возжигания свечей пришел на земли Древней Руси из Византии с христианской верой в X веке. Но сам по себе этот обычай появился гораздо раньше. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще с глубокой древности. Повеление устроить светильник из чистого золота с семью лампадами - одно из первых, данных Моисею Господом.

Известно, что в храме в Иерусалиме одновременно с ежедневной утренней жертвой, которая совершалась во дворе, в святилище первосвященник совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а уже вечером, после вечерней жертвы, зажигал. Пламя освящало храм всю ночь.

Успение Божией Матери. Фрагмент росписи храма Смоленского скита, 2005 год.
Успение Божией Матери. Фрагмент росписи храма Смоленского скита, 2005 год.
В апостольские времена без свечей и светильников не могли обойтись первые христиане. Богослужения совершались ночью, втайне от римских властей, в темных катакомбах. Но освещение пламенем, уже в первые годы, не было просто практической необходимостью, а приобрело и другой смысл - духовный. Свет свечи воспринимался, как свет истины, который просвещает человека, пришедшего в мир. Верующие сами изготавливали свечи и приносили в храмы. Тем самым они посвящали часть своего труда Богу.

Через века пришла традиция возжигания свечей в православных храмах. По представлению верующих, и сейчас покупка свечи символизирует малую добровольную жертву человека Богу и храму Его. По сути, свечи делают возможным участие большого количества людей в религиозном действии. Между тем, производство церковных свечей не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Свечная мастерская Валаамского монастыря
В большие православные обители, такие как Валаамский монастырь, люди приезжают из всех концов России и даже мира, чтобы поклониться древним святыням. Монастырь на архипелаге в Ладожском озере возник, по мнению большинства ученых, в XIV веке, хотя церковное предание основание монастыря относит ко временам крещения Руси. Расцвет же обители пришелся на вторую половину XIX девятнадцатого века, когда численность братии достигла восьмисот человек. При игумене Дамаскине в 1843 году, было впервые налажено постоянное пароходное сообщение между Петербургом и Валаамом. Монастырь стал одним из важнейших духовных центров России. Его уважительно называли Северным Афоном.

На Валааме действовало около 30 производств. Все мастерские и производства сейчас, нам кажется, и невозможно перечесть: позолотная, шлифовальная, резная, иконописная, переплетная, слесарная, столярная, свечная, сапожная мастерские, литейный цех, рухлядная, хлебопекарня. На острове были даже небольшие заводы: смоляной, кожевенный, лесопильный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. В обители была собрана великолепная библиотека, создана иконописная мастерская и школа живописи.

Тогда, почти два века назад, возникли многие монастырские службы, которые обеспечивали братию и паломников всем необходимым. Тогда появилось, скорее всего, и свечное производство.

После периода запустения обители в XX веке, православные монахи вновь вернулись на благословенные острова. В древних стенах снова жизнь течет по порядку, заведенному столетия назад.

Валаамский архипелаг находится в крупнейшем озере Европы - Ладожском. Большинство маршрутов на острова пролегают через Санкт - Петербург. От Москвы до второго по величине российского города около 650 км - это час пути на самолете или 3,5 часа на скоростном поезде. От Петербурга до Валаама надо преодолеть еще около 220 км: сначала добраться до города Приозерска, оттуда на быстроходном теплоходе путь займет меньше часа.

Свечная мастерская Валаамского монастыря
Тем, кто по наивности думает, что достаточно явиться в монастырь, широко улыбнуться и вдохновенно произнести “Я приехал, стригите меня в монахи!”, стоит знать, что решение о постриге принимается спустя несколько лет проживания в монастыре, где каждый из вновь прибывших обязан пройти, говоря канцелярским языком, испытательный срок.
Свеча, приобретенная в храме, для верующего предмет почитания. Она предназначена служить жертвою Богу. Церковная свеча есть символ союза с Церковью. За долгую традицию возжигания свечей, в православных службах закрепился строгий порядок их использования. Размер, цвет, форма меняется в зависимости от того, на каком богослужении (будничное или праздничное) свечи выставляются.

Несколько видов церковных свечей можно найти в монастырских мастерских - малая, келейная, храмовая, праздничная, полиелейная, напрестольная, архиерейская, постригальная монашеская, запричастная, диаконская, уставная… И это еще не полный список.

Когда была изобретена свеча, документально не удается установить, но точно известно, что принцип ее изготовления изменился кардинально. В ветхозаветный период, например, светильники представляли собой сосуд, наполненный маслом с фитилем из льна. Путь в несколько веков прошла свеча, прежде чем получила свой ставший классическим вид. В современной церковной традиции самым подходящим материалом для изготовления свечи считается воск. Чистый пчелиный воск, мягкий, источающий приятный аромат, стал в христианской церкви символом человеческой души, очищенной от грехов пламенем веры покорной Божественной воле. Исторически сложилось, что во многих православных обителях существовали свои пасеки. Работа с пчелами приветствовалась церковью. В христианстве эти насекомые стали олицетворением трудолюбия, прилежания, порядка, и даже религиозного красноречия. О святых, прославившихся своими речами, говорили, что их слова были сладкими как мед. Как объясняли православные наставники, улей напоминает устройство церкви, а пчела - христианина в ней, ведь пчела неизменно трудится и остается преданной своему улею. Говорили также, что летающая пчела - это душа, вступающая в Царство Небесное. Пасеки в больших православных обителях обеспечивали братию медом и натуральным воском - необходимым сырьем для производства свечей. Чтобы получить свечу, нужно прежде всего очищенный, отфильтрованный воск растопить. Самый элементарный и, видимо, первый способ, обмакиватъ фитиль несколько раз в емкость с воском.

Свечная мастерская Валаамского монастыря
По канонам Православной Церкви постриг в иноки может быть совершён с благословения архиерея, на Валааме – только по решению Духовного собора обители во главе с игуменом монастыря с обязательным получением благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Можно сказать, свечи«выращиваются» до нужного размера. В процессе роста свеча получается индивидуальной и неповторимой формы. Этот способ изготовления свечи требует большого количества времени и сил. Массовое производство таким образом не наладишь. Но только в конце XIX - начале XX века в свечных мастерских процесс стал частично механизирован. Прежним осталось сырье, воск, ведь по сравнению с другими свечами, восковые не только дольше горят и приятно пахнут, но и просто красивы. В конце концов практически в каждой православной обители сформировалась своя традиция изготовления свечей, которую держали в секрете и передавали из поколения в поколение.
Свечная мастерская Валаамского монастыря
Современный иноческий и монашеский клобук (фактически они одинаковые) – это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. 

Символ горения и смирения - отделение света от тьмы

Свеча. Сложно найти церковный символ со столь же многочисленными смысловыми оттенками. Свеча является видимым воплощением союза человека с церковью. Она и добровольная жертва Богу и символ горения и смирения. Мягкость воска олицетворяет готовность к духовному преображению, а само горение сравнивается с очищением от грехов. Верующие ставят свечи у икон и святынь с молитвой обращением к Богу в знак пламенной любви и преданности.

Паникадило, которое спускается сверху в центральную часть храма, означает небесную церковь как собрание людей, освященных благодатью Духа Святого. Технология создания свечей прошла долгий путь в несколько веков. Свечи катали из вощины. Были и другие способы: обмакивать фитиль в растопленную восковую массу или, наоборот, поливать нить воском. Только в XIX - начале XX века сложное ручное производство было частично механизировано.

ЗАЧЕМ ЕДУТ И ЧТО ИЩУТ ЛЮДИ ЗА СТЕНАМИ СТАРЕЙШЕЙ РУССКОЙ ОБИТЕЛИ

В крупных православных обителях, таких как Валаамский мужской монастырь, массовое свечное производство было необходимостью, ведь многочисленные паломники преодолевали сотни километров, чтобы помолиться и поставить свечу у здешних святынь. Работают в свечной мастерской по благословению игумена. Это одно из монастырских послушаний, обязательных работ, смысл которых не только в материальном результате труда, но и в духовном совершенствовании. Труд монаха или послушника в мастерской скорее всего покажется постороннему человеку однообразным и утомительным. От работника требуются немалая сноровка и осторожность, ведь он имеет дело с горячим растопленным воском.

На Валааме в современное время свечи изготовляют путем протягивания. Фитиль пропускают через емкость с расплавленным воском. Основа свечи фитиль из хлопчатобумажной скрученной нити. По сути, нить выполняет роль капилляра, по которому расплав свечной массы попадает в зону горения.
Фитили для восковых свечей должны быть рыхлыми, из толстых волокон. Их скручивают из нескольких нитей на восковом небольшом станке тут же. Связано это с физическими свойствами воска в расплавленном состоянии. Он вязкий, а значит для него нужны широкие капилляры.

Изыде .publishing-detail Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо:

Быт. .publishing-detail
Другие материалы легкоподвижный парафин, стеарин и жиры требуют тонких материалов, иначе из-за избытка горючего материала свеча станет сильно коптить. Когда шнур-фитиль необходимой длины накручен на барабан как на катушку, можно приступать к следующему этапу производства.

Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо:

Быт. 28:10

Основу продевают в одно из отверстий металлического круга и устанавливают в емкости с расплавленным воском. Диаметр отверстий соответствует диаметру будущих свечей. Снова и снова проходит нить через воск. Накручивается то на один барабан, то на другой. Постепенно она увеличивается в размерах, как будто прядется. Работа с перерывами длится несколько дней, до тех пор, пока заготовка не вырастет до необходимой толщины.

Игумен монастыря совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице
Игумен монастыря совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице
Устройство с двумя барабанами используют во многих монастырях России. Оно подходит для изготовления больших партий свечей. Но ручной труд в свечной мастерской тоже не забывают. Монахи часто возвращаются к более простым, с точки зрения технологии, но древним способам изготовления. Так происходит, например, перед Пасхой - Светлым Воскресением Христовым самым главным православным праздником. Именно в Пасху происходит одно из главных православных чудес – схождение благодатного огня в Иерусалимском храме. Вынос Святого Огня из Гроба Господня символизирует воскресшего Иисуса Христа. От благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму, и специальными авиарейсами огонь доставляют на Кипр и в Грецию, а оттуда развозят по всему миру, в том числе и России.

В день, когда своим Воскресением Христос утвердил победу жизни над смертью, богослужение должно отличаться особой торжественностью и величием. Облачения в этот день у духовных лиц праздничное – красное. И свечи тоже красные. Слово «красный» в славянском языке значило то же, что и «красивый», так что цвет пасхальных свечей можно объяснить величием торжеств в эти дни и радостью, с которой Пасху встречали.

Старинная технология создания пасхальных свечей проста: монахи наливают в цилиндрические формы подкрашенный воск.Через трубку насквозь проходит фитиль. По мере остывания воск уменьшается в объеме, поэтому массу приходится подливать в формы несколько раз. После того, как жидкий воск остынет и затвердеет, свечку можно извлечь из формы.

Цветовая символика

Кстати, не только красный цвет пасхальных свечей, но и цвет обычных восковых свечей истолковывается символически. Желтый и золотой в церковной символике выступает и знаком божественного света и царственной славы, богатства, достоинства. Сотни свечей каждый день отправляются из мастерской по церквям и скитам валаамского монастыря. Большая свеча вовсе не считается благодатней маленькой. И та, и другая несут в себе любовь верующего к Богу.

В православных храмах нет обязательных правил, куда и сколько свечей надо ставить, однако по сложившемуся порядку в первую очередь ставится свеча к празднику или чтимой храмовой иконе. Затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, затем своему святому, имя которого носит человек, а уже потом о здравии или о упокоении. В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми устанавливают большие подсвечники. О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят перед образами Спасителя, Божьей Матери. Свечи об упокоении усопших принято ставить перед иконой Распятия Господня. Образ свечи настолько важен в православном мировосприятии, что храм – место пребывания Бога на Земле стал символически восприниматься, как светоч, получив завершение в виде луковичных куполов, напоминающих пламя свечи. Так получила развитие идея пламенной молитвы верующих.

Вздрагивающий свет свечи создает уют и покой под сводами храма. Он контрастирует с суетой жизни за стенами православной обители. Здесь все имеет гармонию, порядок, смысл и красоту.

Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда по представлению христиан закончится история, сам Бог станет светом. Идея божественного света пронизывает все христианское учение. И свет свечи воспринимается как отражение на земле этого божественного света.

Свеча может напомнить верующему о крещении, бракосочетании или других важных церковных таинствах. Один вид церковной свечи вызывает в душе человека глубокие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Именно поэтому церковную свечу принято называть священным достоянием православия.


Телекомпания Russian Travel Guide TV и братия Валаамского монастыря (производство 2013 год).

Фотоальбом

Видео

Рекомендуем

Виртуальный тур «Потаенный Валаам»: начало большого проекта

Мы начинаем проект – виртуальный тур «Потаенный Валаам», с помощью которого можно будет, находясь в любой точке мира, посетить остров Валаам с его древней обителью, скитами, часовнями.

Фото Видео 2093

Фотоальбомы

Все фотоальбомы