Остров раздора

"Обиженные" жители Валаама пытаются приватизировать монастырское здание "Зимней гостиницы" . Все 17 лет с начала возрождения Валаамской обители кто-нибудь обязательно предъявляет претензии к монастырю, обвиняя в притеснениях местных жителей. 05.02.2007г Газета «Русский Курьер».
05.02.2007 Трудами братии монастыря  11 455
"Обиженные" жители Валаама пытаются приватизировать монастырское здание "Зимней гостиницы" . Все 17 лет с начала возрождения Валаамской обители кто-нибудь обязательно предъявляет претензии к монастырю, обвиняя в притеснениях местных жителей

Наш теплоход "Святитель Николай" подходил к Валаамскому архипелагу уже в сумерках. В быстро сгущавшейся темноте еще можно было разглядеть, как ледяные свинцово-серые волны Ладоги с неукротимой яростью обрушиваются на обрывистые берега. Казалось, нам никогда не пристать к заветной земле. Но огонек на самой высокой колокольне Спасо-Преображенского собора своим мерцанием указывал судну путь в спокойную и безопасную Монастырскую гавань.

На Валааме с первых шагов словно погружаешься в седую старину. Здесь каждый камень хранит следы многовековой истории государства Российского, православной веры. Тысячи паломников ежегодно посещают остров, чтобы унести в сердце частичку суровой красоты и святости здешних мест. Но, к сожалению, прямо у стен Валаамского монастыря уже давно кипят вполне земные страсти.

Как рассказывает иеромонах Парфений, до прихода на Валаам монахов местное поселение находилось в полуразрушенном состоянии. Кругом - свалки мусора, заброшенные выгребные ямы. Не работали ни отопление, ни водопровод. А местные жители в основном пьянствовали и разворовывали то, что осталось от прежнего хозяйства (на острове долгое время располагался пансионат для инвалидов войны).

Пришлось монахам, засучив рукава, вывозить мусор, чинить водопровод, засыпать выгребные ямы, налаживать систему отопления и энергоснабжения. Поскольку с водой на острове всегда были проблемы, именно по инициативе монастыря для дополнительных трубопроводов пробили каналы в скалах, построили очистные сооружения. И, заметьте, местные жители с удовольствием пользуются этими удобствами практически безвозмездно. Совсем недавно за счет монастыря многие ремонтировали собственные крыши, печки. Таких благ жители Валаама получают достаточно. Монастырь похлопотал и о выделении ряду мирян квартир на Большой земле. Тем не менее те считают себя обделенными и идут в суд за "защитой своих прав".

Как разъяснил помощник игумена - руководитель правовой службы монастыря Леонид Медведев, местные жители судятся в общем-то не с самим монастырем, а с Законодательным собранием и правительством Карелии. А монастырь привлекается в качестве третьего лица на стороне ответчиков как собственник недвижимого имущества. Только в прошлом году Кассационный и Верховный суды Карелии рассматривали иски Олега Ярового, Александра Щербакова и Наталии Благой. Эти граждане посчитали "неконституционным" закон республики от 06.02.2006 г. "О безвозмездной передаче монастырю в собственность здания "Зимней гостиницы".

Дело в том, что, по данным госучреждения "Природный парк - Валаамский архипелаг", которое осуществляло управление историческим памятником - "Зимней гостиницей" до прошлого года, 72 жильца этого здания, всегда принадлежавшего монастырю, хотя и зарегистрированы здесь, но имеют жилплощадь на Большой земле. Из них 30 человек вообще не живут на острове. "Обиженные" просто пытаются сохранить за собой и приватизировать это здание. Хочется заметить, что, пока монастырь не был восстановлен и на остров не потянулись тысячи туристов, никакого интереса к своей "собственности" эти люди не испытывали.

Суды раз за разом отказывают в удовлетворении исков, но искатели справедливости с упорством, достойным лучшего применения, продолжают воевать с законодателями и руководством Карелии, а фактически - с монастырем. Любопытно, что у них находятся защитники в высоких сферах. За них заступаются даже международные организации. Может, просто кому-то выгоден этот скандал вокруг святыни российского православия. Как-то не по-божески получается.

Наша справка

Монастырь на Валааме был основан в XIV веке. Он пережил оккупацию шведов в XVIII веке и финнов в 1919 году. После тяжелых боев в сентябре 1941 года острова были сданы врагу и освобождены советскими войсками лишь в 1944 году.

Новое возрождение монастыря началось в 1989 году, когда сюда прибыли первые шесть иноков.

Сегодня Спасо-Преображенский Валаамский монастырь насчитывает около двухсот насельников.

Прямая речь

Игумен епископ Панкратий:

Не всем нравится, что растёт влияние православной церкви

Недавно исполнилось 17 лет с того дня, как монахи вернулись на архипелаг, чтобы начать восстановление обители. До этого она почти полвека была заброшена. Здесь не было ни одного действующего храма, а все постройки, оставшиеся с давних пор, находились в мерзости и запустении. И все это время - до сего дня кто-нибудь обязательно предъявляет претензии к монастырю, обвиняет его в притеснениях местных жителей. Прошло уже немало судебных заседаний по этому делу. Но ни разу ни одно обвинение не получило подтверждения.

Почему звучат голоса недоброжелателей монастыря? На мой взгляд, потому, что не все по-доброму расположены к православной церкви, не всем нравится, что растет ее влияние и авторитет. И эти силы не заинтересованы, чтобы на острове восстанавливались святыни, крепло монастырское хозяйство. Но это, так сказать, противники идеологические. А есть люди, которым не по душе то, что, говоря светским языком, монастырь является градообразующим фактором. Допустим, им хотелось бы развивать какой-то бизнес, который неуместен или невозможен в тех условиях, которые сложились ныне на Валааме. Или они жаждут приватизировать исторический памятник, что тоже, согласитесь, неуместно. Истина же в том, что мы никоим образом не притесняем мирян. Ведь они наши прихожане - люди, которых мы должны призвать к Христу, к вере. Но иногда случается, что человека, жившего долгие годы на развалинах святыни, трудно вернуть на правильный путь. Он ведь привык, что из основания храма можно выворотить кирпичи, найти оставшуюся икону и продать и так далее. Психология таких людей с трудом поддается изменениям. Отсюда и конфликты. Нас ведь даже обвиняли, что мы пытаемся мирян подчинить монастырскому уставу. А сейчас пытаются доказать, что мешаем развиваться местному самоуправлению. Пришлось с помощью юристов разбираться в этой проблеме. И выяснилось, что самостоятельно - отдельно от материка остров существовать не может. У муниципального образования, если оно здесь появится, не будет никакой собственности - ведь она вся монастырская. А земля - федеральная, государственная. На наш взгляд, надо сохранить ситуацию, которая сложилась достаточно давно: Валаам должен входить в состав Сортавальского района. И район будет решать все вопросы, связанные с жизнеобеспечением. А экспериментировать с тремя сотнями людей, дав им возможность "самоуправления", считаю просто небезопасно.

Автор: Владимир Гаврилов 05.02.2007г Газета "Русский Курьер" http://www.ruscourier.ru/archive.php?id=2334

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 408961

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 05:00
Ветер
4.5 м/с, ЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
748.6 мм рт. ст.
Влажность
79%