«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»

Принимая на себя иго Христовых заповедей, бьющих по нашему самолюбию и гордости, терпя скорби и немощи свои, не подаваясь отчаянию и ропоту, через своё смирение подражает Христу, и простирается в область вышеестественного, где его душа постепенно соединяясь со Христом, обретает долгожданный божественный мир и покой.
15.04.2018 иеромонах Игнатий (Смирнов)  6 193
Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери.
Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери.
Во вторую неделю по Пасхе Церковь вспоминает эпизод из Евангелия, где апостол Фома проявляет своё неверие к словам тех, кто сообщил ему о воскресшем Христе. Он сопротивляется умом и сердцем и отказывается поверить в то, что Христос жив и являлся уже другим апостолам и некоторым из жён, знавших его. В этих сомнениях он говорит следующие слова:
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Что нас сегодня отличает от того состояния души, в котором находился апостол Фома? По смыслу сегодняшнего Евангельского отрывка, наверное – наличие веры в воскресшего Христа. Мы сегодня, как нам кажется, верим в воскресшего Христа, а он тогда, по-видимому, не поверил, за что и получил укор от Господа. Говорит Господь Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Но действительно ли мы верим во Христа так, как Он от нас ждёт этого? Участвует ли в нашей вере наше собственное сердце, наше желание? Горит ли оно любовью ко Христу? Изнывает ли оно от разлуки со Христом так, как оно изнывало у апостола Фомы, что никакие слова не способны были утешить и заполнить его душу, кроме живого соприкосновения со Христом? Ведь в этом эпизоде, с одной стороны, мы видим томление и мучение души от потери любимого Учителя и Друга. Христос для него был важнее всего, и вот Он его лишился. А теперь он слышит от других, что Он жив, и что Он воскрес из мёртвых. В этих обстоятельствах у апостола Фомы помимо человеческой любви к Спасителю проявляется в сердце некое огорчение и несмирение. «Почему другие видели, а я нет?» – рассуждает про себя апостол. Упрямство, несмирение, желание своего особенного участия в обстоятельствах жизни Спасителя, понуждают его дерзновенно заявить перед другими: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Господь видел любящее сердце апостола Фомы, но в то же время, Он знал о его несмирении перед другими, о его желании быть первым. Как в этот раз, так и при Успении Богородицы, возможно, были и другие события, о которых мы не знаем: Христос попускает апостолу Фоме быть последним участником их, подтверждая тем самым собственные слова: «и вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк.13:30).

Апостол Фома, не замечая своего несмирения, захотел в сложившихся обстоятельствах познать и приблизиться к воскресшему Христу привычным способом, также как и при земной жизни Христа, когда он мог в любой момент подойти к Нему, пообщаться с Ним о чём-либо его интересующем, дерзновенно удовлетворяя своим пожеланиям. С момента же воскресения Христова всё преображается, общение со Христом у апостолов и других, знавших Его, становится иным. Оно трансформируется из привычного человеческого в духовное. Марии, одной из мироносиц, по Своём воскресении, Он говорит: «Не прикасайся ко Мне» (Ин.20:17). Апостолу же Фоме, прерывая его сердечные мучения, даёт возможность к Себе прикоснуться, но в то же время укоряет его за неверие, а, в сущности, за несмирение перед другими. Ведь когда у нас нет смирения, падшему человеку остаётся лишь полагаться на свои естественные органы познания, чувства и рассудок, либо на демонические откровения, чтобы познать и ощутить сердцем то, что в окружающем мире для нас представляет загадку. В этом же состоянии несмирения мы пытаемся порой проникнуть и в область смиренного Духа Божьего, постигнуть смиренного Христа своим рассудком, воображением или, не дай Бог, изощряемся ухватиться за Него в эйфории, прибегая к помощи наших органов чувств.

Воспоминание уверения апостола Фомы

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3) – сказано в Евангелии от Иоанна. Ценою познания Христа нам даётся вечная жизнь, а не вечное томление и мучение нашей не исцелённой эгоистичной души. Мы приобщаемся жизни и энергии Святой Троицы через подражание и единение со Христом. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6) – говорит Христос в Евангелии от Иоанна. Но каким способом мы истинно познаём Христа и следуем за ним? В состоянии ли мы, пламенея человеческой любовью ко Христу, выбрать путь познания Христа, которым пошёл апостол Фома? Но мы знаем из сегодняшнего отрывка, что Господь, несмотря на сильную привязанность апостола к Нему, укорил его за этот способ познания Его.

«Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие»..
О каких уверовавших Господь говорит в этом месте? Неужели мы блаженнее любящего апостола Фомы, который воочию перед собой видел воскресшего Христа, наслаждаясь Его божественным присутствием? Определённо, ответ – да, если мы находимся в духовном состоянии, которое описывают преподобные отцы Симеон Новый Богослов и Исаак Сирин. «Я же, – пишет Исаак Сирин, – крестившийся Духом Святым и исполненный благодати, хочу внутрь себя приять ощущение живущего во мне Христа. Ибо Христос Ипостасиею Своею соделал обновление естества нашего, в Него облечены мы водою и Духом, и в неизреченном таинстве соединил Он нас с Собою, и соделал членами тела Своего». «Итак, в тех, – говорит Симеон, – в которых явился Христос воскресший, всеконечно Он и виден бывает духовно, и видится духовными очами. Ибо когда приходит в нас Христос благодатью Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем дотоле, и животворит, и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного». О таком именно состоянии уверовавшей души, которое упоминают из собственного духовного опыта святые отцы, говорил апостолу Христос, возвышая её и наделяя её большим блаженством в сравнении с тем, что просил для себя апостол Фома.

Ведь истинная вера – это не просто рассудочное знание догматов или точное исполнение порядков богослужений или уставов церковных, или чувственное переживание и наслаждение окружающим нас убранством в храме, песнопениями.

По Исааку Сирину, «вера есть дверь таинств. Как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовная очами взирает на сокровенное».

Такая вера открывает человеку дверь в иной мир, в самой природе человека от его сотворения всё, необходимое для таинственного познания и приобщения божественной жизни, уже присутствует. Ведь Господь создавал человека для единения с Собой, для того, чтобы очищенному от эгоизма и страстей человеку ощущать себя единым целом со Христом. Вечное блаженство как переживание состоит в нашем приобщении божественным энергиям, но уже не на уровне лишь творения Божьего, когда мы получаем те же радости, те же утешения, большей частью чувственные, что получают и остальные люди, не христиане. А вечное блаженство становится для нас усыновлением во Христе Богу Отцу, когда Он нас принимает как блудного сына, одевая нас в новые одежды, обнимая и лобызая нас как любящий Отец, а затем устраивает нам духовный вечный пир.

Возвращаясь к теме духовного пути, идя по которому человек познаёт Христа, становится не только родственным и близким Ему по Духу, но соединяется с Ним, делается всей своей природой как бы спаянным и сплавленным со Спасителем через Его Божественные энергии, находя в этом тот божественный покой и мир, о котором говорил Спаситель, следует вспомнить Его Евангельские слова: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). В этих словах Спасителя проходит граница между естественным и вышеестественным в человеке, между душевным и духовным устроением, между человеческим и божественным. Каждый из нас, переступая черту естественного человеческого закона, морали, справедливости, принимая на себя иго Христовых заповедей, бьющих по нашему самолюбию и гордости, терпя скорби и немощи свои, не подаваясь отчаянию и ропоту, через своё смирение подражает Христу, и простирается в область вышеестественного, где его душа постепенно соединяясь со Христом, обретает долгожданный божественный мир и покой.

В этом ключе сказанные слова Спасителя Фоме – «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», привлекают внимание, прежде всего к божественной добродетели смирения. Если перефразировать эти слова, то смысл следующий: «Ты поверил, потому что добился своего естественным своим упрямством и несмирением, через органы чувств познав меня воскресшего, но блаженней тебя те, кто смиряются в своих желаниях и через смирение познают Меня духовно прибывающим в Них, и так входят в Царство Небесное, как и гласит первая моя заповедь блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5:3). Другими словами: «Блаженны смирившиеся и уверовавшие».

Ведь именно в это смысл Таинства Божественного Причастия, когда вкушая Тело и Кровь Христа мы растворяем Христа в Себе, Который заполняет нас Своими Энергиями, Своим Светом, делая Себя живущим в нас, а нас самих, соединенных с Ним и обоженных. «Ядущий Меня, – говорил Христос, – жить будет Мною» (Ин.6:57). Но жить Им и в Нём – это значит уподобляться Ему, становиться похожим на Него, чтобы Христос через нас, усыновлённых Ему через Таинства и веру, прославлялся в своём божественном домостроительстве спасения человека, в преображении нашей греховной природы. Наше спасение и явления в Нас Бога можно охарактеризовать одной единственной фразой из Евангелия от Иоанна, сказанной Предтечей Господним: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Аминь.

Христос воскресе!

Фото

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-5°
сегодня в 04:05
Ветер
3.6 м/с, C
Осадки
0.0 мм
Давление
758.5 мм рт. ст.
Влажность
77%