Власти райцентра Сортавала, к которому приписана святыня мирового масштаба - остров Валаам, продвигают свою концепцию развития туризма на территории Валаамского архипелага. Российская Газета, 16 января 2002г.
16.01.2002
Трудами братии монастыря
10 952
Власти райцентра Сортавала, к которому
"приписана" святыня мирового масштаба - остров Валаам, продвигают свою
концепцию развития туризма на территории Валаамского архипелага. Если она воплотится,
заявляют оппоненты, тысячи российских и зарубежных "паломников" будут приезжать
на Валаам, чтобы пить водку, танцевать на дискотеках, кататься на водных мотоциклах
по Святому озеру и жарить шашлыки на том месте, где когда-то находилась хижина отшельника.
Проект договора с некоей лондонской фирмой BMB-SD Trading Corporation
предполагает, в частности, строительство VIP-сауны площадью 50 кв. метров, приобретение
скоростных катеров и прогулочных яхт, оборудование у причалов острова "входных
торговых зон повышенной доходности" и финансирование евроремонта в зданиях,
представляющих собой памятники архитектуры федерального значения. Планируется также
подогнать к святому острову плавучую гостиницу с барами, бильярдом и дансингом.
Как известно, Президент России Владимир Путин, в августе прошлого
года посетивший Валаам, обсуждал проблемы его возрождения с главой Республики Карелия
Сергеем Катанандовым. При этом акценты делались не на светский туризм, а на паломничество
верующих в эти святые для православных места. Однако для властей Сортавалы, до сих
пор административно опекающих святой остров, гораздо привычнее (и прибыльнее) уже
освоенный на берегу вариант светского "водка-туризма", подразумевающий
ставку на праздно развлекающихся приезжих, включая соседей-иностранцев. Оно и понятно:
прибывающие на Валаам паломники, покупая свечи и заказывая требы, будут финансово
поддерживать Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. А "водка-туристы"
в первую очередь кормят тех, кто предоставляет им услуги отнюдь не духовного плана,
то есть местных, сортавальских предпринимателей.
Схема "грязного туризма" уже не первый год с размахом
работает в самой Сортавале. Этот райцентр с 20 тысячами жителей давно обогнал Петрозаводск
по числу баров и ресторанов на душу населения, а также по количеству местных жительниц,
подрабатывающих проституцией. Не случайно Сортавалу в последнее время все чаще называют
"карельским Таиландом".
Острое желание районных чиновников собственными силами "освоить"
колоссальный туристический потенциал Валаама обусловлено еще и тем, что в самой Сортавале
после двенадцати лет бессменной власти мэра В. Варья осваивать уже практически нечего.
В письме уже упоминавшейся лондонской компании BMB-SD Trading
Corporation президенту Катанандову содержатся ссылки на "достигнутые ранее договоренности"
с властями Сортавалы о предоставлении "в аренду на длительный срок старого причала
в Большой Никоновской бухте. В качестве арендатора призвано выступить ООО "Туристический
центр "Валаам", специально созданное в г.Сортавала для осуществления работ
на территории Валаамского архипелага.
Как следует из протокола заседания у министра госсобственности
Республики Карелия от 6 сентября 2001 года, представители сортавальской администрации
уже дали "положительную оценку данного инвестиционного проекта". Под "работами
на территории архипелага" помимо прочего понимается проведение евроремонта в
так называемой "Зимней гостинице" - несмотря на то, что в этом памятнике
архитектуры федерального значения по закону разрешено лишь проведение восстановительных
работ. По мысли авторов проекта, превращение памятника архитектуры в отель с номерами
для "водка-туристов" станет первым стратегическим прорывом частного бизнеса
на остров.
Что касается святости, о которой так уважительно говорили в августе
2001 года Владимир Путин и Сергей Катанандов, то в понимании сортавальских властей
она, видимо, должна обеспечивать особый колорит грандиозному парку развлечений и
станет верной приманкой для туристов. А монахи, если следовать той же логике, призваны
сыграть роль ряженых в валаамском "диснейленде", где молитва будет соседствовать
с пьяным пением под гитару, колокола - с дискотекой, иконы - с игровыми автоматами.
- Не надо забывать, что валаамская земля в течение столетий привозилась
монахами в мешочках с материка, поливалась потом сотен трудников, приезжавших сюда
поработать во славу Божью со всей России и из многих других стран, - говорит насельник
монастыря брат Михаил. - Знаменитая Валаамская благодать, на которую, как на удочку,
хотят поймать туристов, буквально вымолена у Бога здешними святыми... Надо одуматься
- нельзя смешивать паломничество и блуд, святыню и аттракционы.
Показательно, что и среди сортавальских бизнесменов есть такие,
кто не приемлет идей вульгарно понятого "освоения" Валаамского архипелага.
Если же местная власть будет упорствовать и пытаться все взять под свой контроль,
она просто зарежет курицу, несущую золотые яйца.
- Туризм развивать необходимо, - убежден депутат Сортавальского
городского собрания С. Рыжков. - Но не ценой распродажи валаамских святынь, а наоборот
- всемерно сохраняя их, работая в тесном взаимодействии с монастырем. Если люди приходят
в лес за грибами, не надо асфальтировать для этого тропинки, разбивать повсюду шашлычные
и рюмочные - не станет ни грибов, ни грибников...
Судьба Валаама решается буквально в эти дни - на 25 января в Петрозаводске
намечено обсуждение новой концепции освоения архипелага. Хочется верить, что разработчики
этого документа учтут пожелание российского Президента и тысяч других сограждан сохранить
Валаам как место паломничества верующих - в противоположность Кижам, которые Карелия
может развивать как центр международного светского туризма.
Если этого не произойдет, мы станем свидетелями пирровой победы
тех, кто желал бы превратить святой остров в подобие "северного Бангкока".
Николай Митрохин "Российская Газета" от 16 января 2002 года.