Слово на двадцатилетие восстановления монашеской жизни на Валааме

Сегодня мы отмечаем двадцатилетие восстановления монашеской жизни на Валааме, возрождение нашей святой обители. Это уже достаточно большой срок и есть уже что вспомнить, есть то, чему мы можем радоваться, есть то из чего, мы можем извлечь уроки.
13.12.2009 Трудами братии монастыря  9 795
Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня мы отмечаем двадцатилетие восстановления монашеской жизни на Валааме, возрождение нашей святой обители. Это уже достаточно большой срок и есть уже что вспомнить, есть то, чему мы можем радоваться, есть то из чего, мы можем извлечь уроки.

20 лет тому назад первые пять монахов высадились здесь и начали восстанавливать обитель в очень трудных условиях. Хотя я не был в первые годы на Валааме, попал сюда уже спустя три года после открытия обители, тем не менее, даже спустя три года жизнь здесь была очень тяжелой, условия были очень трудными. И эти сложности усугублялись еще и тем, что ни у кого из нас не было опыта. У тех, кто руководил монастырем не было опыта руководства, старцев или опытных монахов тоже фактически не было – все мы были молоды. И поэтому нам приходилось строить свою монашескую жизнь, восстанавливать обитель. Исходя из опыта предшествующих поколений, по книгам и исходя из того насколько горели наши сердца ревностью по Боге, и тому, чтобы обитель наша была восстановлена. Ревность в те годы была, конечно, сильней намного, иногда она была не по разуму, но благодать Божия покрывала наши ошибки и сила Божья в немощи совершалась. И сегодня хочется поблагодарить Бога за его неизреченную милость, за то, что обитель наша восстановлена. Поблагодарить всех тех, кто трудился здесь, молился здесь, нес нелегкий монашеский подвиг. И, конечно же, Господь который обещал своим ученикам, что даже чаша воды, поданная во имя Его жаждущему – не останется без вознаграждения. Конечно же Господь не оставит Своей милостью и тех кто бескорыстно трудился здесь, кто жертвовал свои средства, иногда очень большие, иногда очень маленькие, но последние. Драгоценную лепту… Тех кто здесь потерял здоровье, на этих руинах, в сырости, очень тяжелых бытовых условиях. Те, кто даже отдал свою жизнь прямо на послушании – такое тоже бывало уже в новой истории нашей обители. Господь не оставит без воздаяния праведного Своего и милосердного ни одной молитвы, ни одного кирпичика положенного здесь с чистым сердцем, с любовью, с усердием, к тому, чтобы эта великая святыня Валаамская была вновь восстановлена. Но, в этот день очень мало людей, кто начинал тогда восстанавливать обитель. Очень мало людей с нами, и монахов и даже мирян. И это, конечно, ставит перед нами не очень юбилейный и праздничный вопрос - почему же так много братии не смогло выдержать все эти трудности и быть все эти годы вместе с нами и остаться здесь в обители. Отчасти это объясняется, тем что условия жизни были очень сложные, службы были тоже очень длинные. Так, например, всенощное бдение у нас начиналось в час ночи и продолжалась до самого утра, до половины девятого, даже до девяти… Я помню как-то у нас было служба с крестным ходом с освящением креста на Преображение Господне, которая длилась 14 часов. Малыми силами нашими, с немногими священниками – все это было очень трудно осилить. Но, Господь укреплял, давал благодать… Обстановка в обители была семейная, братья друг другу помогали. Конечно, братская любовь и поддержка очень много значит. Но все же многие ушли, не выдержали. Для кого-то, возможно, это было и крушение надежд в плане личных каких-то идеалистических взглядов на монастырскую, монашескую жизнь. Кто-то может питал иллюзии, что найдет тихое пристанище, где он укроется от житейских бурь и будет тихо молиться; искали убежище и не нашли его. Кто-то не выдержал трудностей. Ну, а главная причина в том, что все-таки монашество это дело очень трудное. Настоящее подлинное монашество это - горение! Это жизнь, которая полностью посвящена Богу, в которой нет ничего другого. Молитва, отсечение своей воли, борьба с самим с собой, с помыслами, со страстями, вот тогда - такое монашество – оно сильное. Подлинное монашество, как и вообще подлинное христианство, оно для сильных людей. Огромная ошибка, как некоторые считают, что вера, религия, монашество это удел слабых людей, который не состоялись в жизни. Это как раз удел сильных людей, сильных людей в Боге. Человек может быть очень немощным и Господь наоборот призывает нас, чтобы мы были смиренными, сильны Духом Божьим, сильны Благодатью Божью, который в немощи совершается и творит великие чудеса и великие дела. И когда монашество не становится таким подлинным монашеством, горением души к Богу, то тогда оно либо, в лучшем случае становится обывательским, внешним, формальным, либо, что еще хуже, становится фальшивым. И тогда такой человек или понимает, что это не его путь или ведет жизнь двойную-тройную, в конце концов, покидает обитель или обитель сама отвергает его. И поскольку именно так многие закончили свой путь здесь… я не говорю о всех, потому что кто-то продолжает свое служение в других местах, ушел по благословению и честно и достойно служит в других местах Церкви. А те, кто бросил монашество, те, кто ушел в мир, потому что таких павших очень много - мы из этого делаем вывод насколько труден, насколько непрост путь, брань духовная, которую приходится вести с самим врагом рода человеческого. И здесь нам помощники все те же самые средства, которые всегда во все времена были основой монашеского подвига. То есть это прежде всего горячая, искренняя, усердная молитва. Это смирение, отсечение своей воли и это, конечно же, любовь. Потому что если не будет в наших сердцах любви и будет неприязнь хотя бы к одному человеку, пускай даже и к врагу нашему, который наносит нам какой-нибудь ущерб нам, обители и Церкви… Если будет неприязнь в нашем сердце, отторжение, ненависть это есть отсутствие любви; если мы позволим в какой-то день осудить кого-то, сказать или подумать плохо, то в этот день у нас не будет уже никакой молитвы. Поэтому молитва окрыляется, вдохновляется и нашей жизнью, жизнью по заповедям. Если будем мы стараться жить по заповедям, будем стараться жить, как Господь нас учил, тогда конечно и молитва наша будет Богоугодная, спешная, вдохновленная и такая молитва будет привлекать благодать Божью, такая молитва будет преображать нас, очищать, освещать… И тогда жизнь наша становится полной и счастливой в самом глубоком и настоящем смысле этого слова, когда жизнь наша становится со Христом и жизнь наша становится райской еще здесь на земле. Вот к такому жительству мы призваны и к такому жительству мы должны стремиться. И тогда, конечно же, обитель наша будет процветать и будет становиться действительно пристанью спасенья для всех, кто сюда приходит за помощью, за духовную поддержкой. В чем да поможет нам Господь, да поможет нам апостол Андрей Первозванный, который осенил горы Валаама крестом и который поддерживает молитвенно и ходатайствует о нас вместе с преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами, всеми святыми, которые просияли на Валааме. Да хранит всех вас, Господь. С праздником!

Епископ Панкратий, игумен Валаамского монастыря Валаам 13 декабря 2009г.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 408806

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 12:56
Ветер
4.5 м/с, ЮВ
Осадки
1.6 мм
Давление
754.8 мм рт. ст.
Влажность
86%