Слово в день Пятидесятницы

Когда Бог в начале сотворил небо и землю, сказано, «Дух носился верху бездны» и из безвидного хаоса вызывал красоту и гармонию творений, и Господь радовался о делах Своих. Радость бытия есть высший дар Творца творению в безмерности жизни, в премудрости и красоте. «Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем, да ликуют вместе все древа дубравные пред лицом Господа» . И сегодняшний праздник, Пятидесятница, есть праздник о Самой ипостасной Радости в Боге, сходящей ныне на землю, и радость сия есть Дух Святой.
07.06.2009 Трудами братии монастыря  11 253
Когда Бог в начале сотворил небо и землю, сказано, "Дух носился верху бездны" и из безвидного хаоса вызывал красоту и гармонию творений, и Господь радовался о делах Своих. Радость бытия есть высший дар Творца творению в безмерности жизни, в премудрости и красоте. "Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем, да ликуют вместе все древа дубравные пред лицом Господа" (1 Пар. 16, 32-33). И сегодняшний праздник, Пятидесятница, есть праздник о Самой ипостасной Радости в Боге, сходящей ныне на землю, и радость сия есть Дух Святой.

Человек призван к высшей радости любви, любви к Богу и брату, которая достигается крестным подвигом, путем жертвы до конца: "Сия глаголах вам, да радость моя в вас будет, и радость ваша исполнится. Сия есть заповедь моя да любите друг друга, якоже возлюбих вы, т.е. любовию крестною, жертвенною. Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя" (Иоанн. 15 11-13).

Господь на Тайной Вечере, прощаясь с учениками, неоднократно обещает нам дать Свою радость совершенную, исполненную. Какова же эта радость Христова? Она есть радость победная, которая обретается в печали, рождается в муках, процветает под Крестом. "Вы печальны будете – говорит Господь – но печаль ваша в радость будет", и радость сия, выстраданная в слезах, в искушениях, в гонениях и скорбях, станет нашим неотъемлемым достоянием в будущем веке.

Бог наш, Святая Троица, есть триипостасная жертвенная Любовь, которая увенчивается радостью исполненною. Образ той крестной радости приносит в мир Сын Божий. Сошествие Его с Небес и все земное служение спасения с рабским уничижением до принятия смерти крестной по неизреченной любви к творению Своему есть это исполнение радости совершенной, которую Он Сам приемлет в Небесах во славе Своей и сообщает ученикам через ниспослание Духа Святого на землю.

Таково обетование Господне о мире и радости крестной, исполнение которой мы празднуем сегодня. Но что же предрекает нам также Господь в час расставания? Не радости и упокоения земные, а скорби, вражду и гонения. И лишь проходя через всевозможные эти испытания узнаем мы, дорогие мои братья, утешение Небесного Утешителя, сокровенную радость о Нем и мир Христов, "превосходящий всякий разум".

Пред лицом величайшей Гефсиманской и Голгофской скорби, Господь оставил ученикам заповедь о радости совершенной, которая не отменена, но с новою силою относится и к нам ныне, в наши страшные и темные дни. Доходит ли сей призыв до наших окаменелых, унылых и малодушных сердец? Христианин, и тем более монах, который видел свет истинный, принял Духа Небесного, обрел веру истинную, должен быть, по существу, самым вдохновенным и радостным человеком, и божественным огнем сего вдохновения своей светозарной любви призван он разжигать изнемогающие и печальные сердца людей. Между тем, что мы видим? Столько кругом угрюмости в нас, неприветливости, грубости сердечной, и проповедуется "серьезный", мрачный, безотрадный образ христианства, осуждающий чуть не как ересь всякий светлый, творческий порыв к вдохновенному и свято-дерзновенному исканию Лица Бога Живаго, и питающееся лишь мертвой буквой внешних правил, наводящих на людей вновь ветхозаветный страх и лишающих их "славы свободы чад Божиих", которую даровал нам Христос страданиями Своими па Кресте.

Мир сейчас как никогда изнемогает во тьме отчаяния, и мы с вами, дорогие братия, должны явить этому скорбному миру Свет Христовой любви, неустанно свидетельствовать своим самопожертвованием и смиренным служением о реальности Воскресения, об истинности Евангелия, о том, что действительно существует нетленная радость и непреложный мир, и смысл бытия -любить Бога всем сердцем и любить друг друга всежертвенною любовию, и во свете сего истинного боговедения Духом Святым каждый человек предстанет нам действительно радостью и сокровищем бесценным. И вся тварь сегодня, просвещаемая Светом Любви Святой Троицы, радуется с нами: и тонкие березы, и благоуханные цветы, и злаки земные. Жизнь жительствует, возлюбленные! И мы благодарно и умиленно молимся: "Исполнение закона и пророков. Сам Сый Христе Боже, исполнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наши ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Схиигумен Серафим (Барадель), 7 Июня 2009 г. Валаамский монастырь.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 408883

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 19:42
Ветер
5.8 м/с, ВЮВ
Осадки
1.6 мм
Давление
752.3 мм рт. ст.
Влажность
77%