Душу мою расслабленную во гресех всяческих воздвигни Господи

Мы знаем, что эта жизнь временная дана нам для покаяния, для возвращения нашего естества в то непорочное состояние святости и Богообщения, которое было у наших праотцев в раю до грехопадения Адама.
01.05.2018 иеромонах Севастиан (Кузнецов)  4 915

Сегодня мы публикуем первую проповедь иеромонаха Севастиана (Кузнецова).

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь воспоминает чудо исцеления Господом расслабленного у Овчей купели. В прочтенном за Литургией Евангелии мы слышали рассказ об этом чуде. Господь наш Иисус Христос во время праздника восшел в Иерусалим, была же там купальня с водой, где лежало множество страждущих людей, все они надеялись получить исцеление. Ангел Господень один раз в году сходил на воду в купальне, и кто из больных людей погружался в этот момент в воду, исцелялся от любой болезни. Среди множества страждущих Господь своим всевидящим взором узрел человека расслабленного, который, пребывал в этом тяжком недуге вот уже 38 лет. И вот Спаситель спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров?» Расслабленный отвечает: «Да». Но он не имел человека, который бы опустил его в купель с водой во время схождения ангела, другие же больные на протяжении многих лет опережали его.

Представьте себе: 38 лет расслабленный терпел эту болезнь, мы, конечно, не знаем его внутреннее состояние души, но удивительно, что он не озлобился, не потерял веру и надежду на исцеление, и Господь его исцеляет словом своим: «Встань, возьми постель твою и ходи». И тотчас больной стал здоров и пошел. Слово Божие открывается нам различно, по мере нашей жизни и возрастания духовного во Христе. Постараемся вникнуть очами сердечной веры, чтобы и нам извлечь пользу душевною из совершенного Спасителем чуда исцеления расслабленного.

Расслабленный служит нам примером долготерпения в болезни. Примером веры и надежды, несмотря на все неудачи, все равно получить исцеление. Господь многократно сам или через своих учеников исцелял страждущих душевно и телесно людей. Всем нам, больным душевно и телесно, необходимо терпеть болезни и не отчаиваться верить и надеяться на лучшее. Свою боль душевную и страдание от болезней будем предавать в руки Божии, и Он не оставит нас без помощи. Часто болезни бывают из-за наших грехов или реже как испытание твердости веры для праведных людей, как было, например, с Иовом многострадальным.

Многие из здесь стоящих в Храме на примере своих родных или друзей знают, что такое тяжелая болезнь и какие душевные и телесные страдания она приносит. Особенно если болезнь эта неизлечимая и затяжная как, например, рак или другая. Кто сам опытом прошел через тяжелую многолетнюю болезнь, тот знает, как не просто сохранить внутренний мир душевный, не впасть в отчаяние, особенно человеку не церковному неверующему - это очень сложно. Зная это, будем проявлять милость и снисхождение к больным людям, к нашим ближним, кто находится в беде. Мы, бывает, и малую боль, и страдание телесное понести не можем, начинаем роптать на Бога и озлобляться на людей.

Но страдание имеет и положительную сторону, оно человека приближает к Богу. Из жизненных примеров мы знаем, что даже неверующие, у кого сердце еще не совсем окаменело, во время болезни начинают вспоминать о Боге, страдание отрезвляет и очищает человека, помогает ему отрешиться от плотской греховной жизни, подумать о вечности, о своей душе. Но у нас с вами в отличие от людей неверующих есть вера в Господа, в бессмертие души и будущее воздание. Мы знаем, что эта жизнь временная дана нам для покаяния, для возвращения нашего естества в то непорочное состояние святости и Богообщения, которое было у наших праотцев в раю до грехопадения Адама.

Еще кроме примера терпения и веры в исцеление от болезни, есть и другой духовный смысл чуда исцеления расслабленного, который имеет прямое отношение к каждому из нас.

Господь восходит в Иерусалим в праздник Пятидесятницы, когда собралось множество людей, как и в сегодняшний воскресный день, нашего ради спасения, чтобы нас возвести от страстей к бесстрастию и добродетели.

Овчья купальня есть купель крещения, омываясь в которой мы умираем для греха, для мирской страстной жизни и живем для Христа. Но почти все мы не сохранили благодать крещения, поэтому для нас эта Овчья купель есть покаяние. Оно покаяние делает кроткими и незлобивыми овцами Христова стада, тех из нас, кто возлюбил его. Один из отцов Церкви святитель Феолипт Филадельфийский пишет: «что купальня называлась Овечьей, поскольку здесь обмывались внутренности предназначенных в жертву овец, так и покаяние, омывая слезами внутренности души и очищая внутренние помыслы, делает людей тихими и добрыми». Купальня имела пять крытых ходов для больных, по мысли того же святого «они означают пять способов покаяния: воздержание от зол, делание добрых дел, памятование о грехах, исповедь и постоянное сокрушение». Больные и страждущие при купальне - это все люди, страждущие различными грехами, и кто прежде погружается в воду покаяния, обретает душевное здравие. Не зря отцы называют покаяние и плачь вторым крещением, искренним чистосердечным покаянием на исповеди и плачем пред Господом о содеянных нами грехах, прощается всякий грех, какой бы он тяжкий не был.

За Литургией, 11 июля 2016 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Севастиана (Кузнецова), насельника Валаамского монастыря, в сан иеромонаха.
За Литургией, 11 июля 2016 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Севастиана (Кузнецова), насельника Валаамского монастыря, в сан иеромонаха.
Расслабленный, которого исцелил Господь, - это мы с вами, это наш внутренний человек, наша душа, как и поется в песнопении, «душу мою расслабленную во гресех всяческих воздвигни Господи». Расслабленный - это состояние нерадения и лени духовной, когда мы привыкаем жить тепло-хладно, стараемся внешне посещать богослужение, исполнять правило, но внутри мы мертвы духовно. Основная причина этого недуга заключается в том, что наши ум и сердце пленены этими материальным миром, любовью к наслаждениям, чрезмерной заботой о своем теле, т. е. самолюбием, отсюда берут свое начало все грехи и страсти, исполняя которые, мы сами убиваем свою душу, делаем ее расслабленной. Таким образом, «Душа человеческая, ослабевшая от наслаждений и впавшая в похоть мира сего, стала расслабленной - все помыслы ее и все члены тела ее разбил паралич. Она оказалась не способной трудиться ради блага».

Мертвеца нашего и расслабленного может оживить только сам Господь своею благодатью, поэтому постараемся на всякий день испытывать свою совесть, приносить покаяние на исповеди, плакать в сердце пред Господом о своей расслабленной страстями душе. Не будем откладывать покаяние и исповедь на завтрашний день, как очень часто у нас всех бывает. Но как только мы ощутим боль души и призыв совести покаяться, откроем сердце свое в покаянной молитве пред Господом и при первой возможности поспешим в храм на исповедь. Будем понуждать себя непрестанно призывать имя Господа нашего Иисуса Христа, как говорит прп. Иоанн Лествечник: «Па­мять И­ису­сова да со­еди­нит­ся с ды­хани­ем тво­им». И тогда по мере нашей сердечной веры, Господь сделает здоровой и нашу расслабленную душу». Аминь!


Фото

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 12:06
Ветер
3.6 м/с, ЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
747.1 мм рт. ст.
Влажность
90%