Дорогие читатели!
Изначально этот скромный цикл публикаций задумывался просто как маленькие статьи о тех или иных случаях из монастырской жизни. Но, размышляя над деталями, возникла идея постараться ответить здесь и на вопрос, который едва ли ни всем без исключения монашествующим задавали, как минимум, однажды (а многим — десятки раз):
«Как так получилось, что вы ушли в монастырь?»
Примерно в девяти случаях из десяти человек, который задаёт этот вопрос, обычно озвучивает или подразумевает также и вариации его продолжения (хотя порой встречаются комбинации из всех пунктов сразу):
«…У вас в жизни, наверное, случилось какое-то страшное несчастье или беда?»
(со скорбным, траурным видом)
«...Это произошло из-за неразделённой любви?»
(с сочувствием в голосе)
«...В миру, наверное, вы были неудачником, и у вас ничего не получалось?»
«...У вас что, «не все дома»?»
(живая классика)
Как ответить искренне-вопрошающему? Простой и универсальный ответ, и впрямь, существует: «Господь Сам привёл». Это чистая правда. Но как именно?..
И вот здесь у каждого, кто посвятил себя и свою жизнь Богу, ответ будет свой — единственный и неповторимый, выразить который чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Абсолютно одинаковых случаев попросту не существует, и человек в монастырь не уходит, а приходит. Путеводителем на этом пути является Тот, Чей глас звучит для всякого из нас: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдёшь ли через огонь, не обожжёшься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2).
Несмотря на крайнюю сложность, попытаться ответить подробно на самый частый вопрос к монашествующим всё же стоит — не ради нас самих, а ради того, чтобы дела Божьи прославлялись: «Тайну царёву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально...» (Товит, 12:7) «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9).
В связи с этим в итоге решено было условно поделить публикации на две части. Главной темой и лейтмотивом первой части дальнейшего повествования под названием «ДО...» будет непостижимый Промысел Божий: то, как дивно Господь всё устраивает для нашего Спасения Ему Одному ведомым образом. И то, как Он, — наш Любящий Отец, — бережно ведёт нас за руку по жизненному пути, не нарушая при этом нашей свободы воли.
Вторая же часть, под названием «ПОСЛЕ...» откроет новую страницу жизни — жизни монастырской и монашеской с её трудностями и сложностями, радостями и утешениями. На протяжении повествования будут показаны многие малоизвестные читателю стороны жизни Северного Афона. Ну и, конечно, дело не обойдётся без монастырского юмора и анекдотичных случаев.
Начать работу над этими текстами меня побудили сразу несколько причин. С одной стороны, долг братской любви обязывает, по мере сил и возможностей, помогать ближним. С другой, данные нам от Господа таланты не должны зарываться в землю. Их следует использовать и преумножать — пусть хоть на чуть-чуть и в свою скромную меру.
Кроме того, мой путь к монашеству не был вполне прямым. В связи с этим, если прочитанное поможет кому-либо избежать тех или иных ошибок и препятствий на пути, то этот труд окажется не напрасным.
Для меня же польза от данного рассказа тоже будет: появится ещё один повод для смирения и самоукорения из-за автобиографичности текста. Ну а ещё это просто-напросто попытка побороть собственную лень, которая в моём случае пребывает в весьма и весьма «запущенной» стадии и требует «хирургического» вмешательства. Помимо всего прочего чтение этих текстов, возможно, поможет кому-нибудь уклониться от уныния — хоть и небольшая, но всё же польза.
Разумеется, невозможно в тексте передать и показать человеческую жизнь во всех деталях, тонах и полутонах, невозможно в полной мере отразить «внутреннюю работу» человека над собой в духовной жизни. Но в столь уж значительной мере это и не требуется. В меру своей немощи я постараюсь облечь здесь в слова то, чем поделиться можно, и что, как я надеюсь, будет полезно и интересно другим. Насколько это удастся (и удастся ли вообще) — знает лишь Господь. Именно Его Божественной Помощи я и прошу как в столь нелёгком деле, так и в целом в своей монашеской жизни.
Испрашиваю, по возможности, и ваших святых молитв, дорогие читатели, и прошу прощения, если где-либо что-то напишу не так: злого умысла в этом нет, да и память человеческая коротка — по неведению и забывчивости где-то могут быть неточности, которых я, конечно, постараюсь избежать.
Публикации будут появляться с разной степенью периодичности, но, во всяком случае, не слишком часто, т.к. процесс написания требует много сил и времени помимо основного, достаточно трудоёмкого монастырского послушания. Кроме того, материалам после написания нужно дать немного «отлежаться», чтобы иметь чуть позже возможность просмотреть текст «свежим взглядом» и в случае необходимости внести правки. Да и вдохновение — не слишком стабильная штука... Получится ли из этой задумки что-то стоящее — знает только Сам Господь.
Как бы то ни было, с Богом!
Продолжение следует…
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 415364