Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Один из нынешних Кипрских митрополитов высказал следующие замечательные слова, которые раскрывают роль Церкви в нашем мире: «Православная Церковь лечит человека, воздействует на него и возрождает силы, которые Бог дал человеку, все дары, все, что нам дал Бог, когда нас творил. Церковь все это оживотворяет в Боге. Поэтому мы утверждаем, что Церковь не имеет никакого отношения ни к философии, ни к различным теориям, ни к морализаторству. Церковь имеет целительное действие и врачует человека». 
17.05.2015 Трудами братии монастыря  16 568

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Один из нынешних Кипрских митрополитов высказал следующие замечательные слова, которые раскрывают роль Церкви в нашем мире: «Православная Церковь лечит человека, воздействует на него и возрождает силы, которые Бог дал человеку, все дары, все, что нам дал Бог, когда нас творил. Церковь все это оживотворяет в Боге. Поэтому мы утверждаем, что Церковь не имеет никакого отношения ни к философии, ни к различным теориям, ни к морализаторству. Церковь имеет целительное действие и врачует человека».

К сожалению, не все христианские конфессии придерживаются православного учения о наличии поврежденности в человеческой природе после грехопадения первых людей, некоторые говорят лишь о разрыве отношений человека с Богом, и о потери им благодати. В своём учение западные христиане, католики и протестанты, не допускают, что помимо отдаления от Бога, каждый из людей сам по себе духовно болен, нося в своём естестве после грехопадения Адама многочисленные природные изменения, нарушения, включая греховные страсти, которые требуют очищения и врачевания. Подобное понимание человеком собственного состояния, со временем негативно отразилось на западном обществе, сегодняшняя картина безнравственности, во многом, стала следствием искажения христианских догматов, послужившее затем искажению и образа христианской жизни с её главной целью, - обожения. Для каждого из нас, быть православным, это не значит только знать то учение, которого придерживается наша Церковь, членом которой мы являемся, но и жить этим учением, сделать его знанием собственной души, отталкиваться от него в своём мировоззрении и самопознании.

Сегодняшнее Евангельское чтение, рассказывает нам о самом главном недуге человечества, - о слепоте. В Евангельском отрывке о слепом сказано следующее: «на суд пришел Я в мир сей, - говорит Христос, - чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9:39)». В этих словах говорится, конечно же, не о физической слепоте, а о слепоте духовной. Разумеется, что Христос не пришел в мир, чтобы лишить людей зрения, а скорее наоборот, даровать им прозрение, и прежде всего, духовное. Христос, пришёл в мир исцелить человечество от духовной слепоты, которая не позволяет человеку чувствовать Бога, созерцать Его благой промысел о мире, не способна направить человека к исправлению его жизни согласно главной цели, к которой он призван, а именно, - к святости во Христе и спасению. Далее, в Евангелии сказано: «Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? (Ин.9:40)». Здесь следует отметить, что этимология слова «видеть», связана также, со значением «понимать, осознавать что-либо, иметь знание о чем-либо». Поэтому, очевидно, что смысл иронично заданного фарисеями вопроса Спасителю, - «неужели и мы слепы? (Иоан.9:40)», по сути, относится к значению «понимать». У них было ясное осознание того, что они всё видят в истинном свете, всё понимают, и нет нужды в том, чтобы их кто-то просвещал и исцелял от духовной слепоты и неведения. Присутствие греха неведения или духовной слепоты в людях, они связывали не с повреждением духовного разума человека, а лишь с отсутствием книжного знания, с невежеством в знании Священного Писания или Моисеева закона, включая многочисленные правила и обряды, которые они сами прекрасно знали, и этим гордились.

Если в разуме человека, отвечающем за его образ жизни, за его отношения с Богом и ближними, нет осознания собственной нищеты, незнания истины, духовной слепоты, то невозможно такому человеку искать истинного единения с Богом, просвещения божественным светом. Ведь он, подобен заполненному сосуду в котором не осталось место для чего-то иного, он уже заполнен самим собой, своим мнением, своим знанием, своей правдой, своим судом людей и Бога, своей энергией, своим светом, о котором Господь сказал в Евангелие, что этот «свет, который в тебе, тьма» (Матф.6:23). Такой человек никогда не будет чувствовать нужду в божественной энергии, в том истинном божественном Свете и Суде, который принёс сошедший с небес на землю Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Человек без Бога уже стал богом, создав для себя собственный свет, собственное мировоззрение. Каждое мгновение, он в помыслах и действиях своих судит Бога, окружающий мир и других людей. В слепоте и гордости ума, в самолюбии руководствуясь собственными страстями, он самостоятельно выбирает для себя, что есть добро, а что зло в этом мире. Пребывая в таком состоянии, он остаётся заложником своей повреждённой природы, которая носит на себе печать греха непослушания первых людей Богу, обман дьявола, и как следствие, самообожествление человека, трагическое исполнение лукавых слов сказанных дьяволом первым людям: «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.3:5)». А посчитав что-либо добром для себя, и возлюбив его паче Бога, человек борется за него, и если оно не согласуется с Истиной, божественным откровением, он готов отказаться от этой Истины, надругаться над ней, высмеять Её, в конечном итоге, убить Её. Потому как, не вмещается иная Истина в заполненное собственной правдой сердце, по слову Господню: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас (Ин.8:37)». Ибо, в этом состоянии души, грешный человек возлюбил больше Истины самого себя, свои страсти, свой свет и одновременно, свою тьму, и свой грех. «Суд же состоит в том, - говорит Спаситель в беседе с праведным Никодимом, - что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Ин.3:19-22)».

В сегодняшнем евангельском диалоге с фарисеями, Христос, отвечая на их ироничный вопрос «неужели и мы слепы? (Ин.9;40)», не отрицает того, что они видят. В то же время, Он старается им открыть иной смысл их состояния видения, то есть обладания неким собственным знанием и пониманием вне Христа. Господь, говорит им следующее: «если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин.9:41)». Другими словами,«какая польза в том, что вы держитесь за собственное видение и понимание, - говорит Спаситель, - грех ваш, страсти ваши от этого знания не уходят, а остаются с вами, как доказательство ничтожности и бессилия этого знания?». Через Евангельскую истину, Господь обращается к человеку, желая освободить его от собственной прелести, от той мнимой истины, которая закрывает его душу для принятия Духа спасения. Человеческая правда, какой бы она не была высокой и справедливой, не освобождает человека от рабства греху и дьяволу, потому что не обладает свойством лечить и освобождать, в ней нет той энергии, того божественного света, способного это сделать. В сравнении с человеческой правдой, Господь Свою Истину представляет не только как нравственное или философское учение о том, что для человека является благом, а что злом, но прежде всего, раскрывает Её как божественную силу способную исцелить человека, освободить от греха и страстей, которые мучают его, делая отчужденным от Божественной любви, и в этой жизни, и в вечности. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными…- говорит Господь в Евангелие от Иоанна, - истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:32-37)».

Здесь уместно снова вспомнить слова кипрского митрополита, приведённые вначале проповеди: «Церковь не имеет никакого отношения ни к философии, ни к различным теориям, ни к морализаторству. Церковь имеет целительное действие и врачует человека». Поэтому, когда мы, находясь в Церкви, теряем осознание того, что духовно больны, слепы и неразумны, теряем смиренное о себе мнение, отходим от послушания и повиновения, то через это сбиваемся с духовного пути, и вместо божественного сопровождения Святого Духа, приобретаем через лукавые помыслы содружество с духами злобы. Уподобляемся евангельским фарисеям, которые обожествили собственный разум, и сделались зрячими слепцами, смотрящими на Бога, и одновременно, не видящими Его. Тем самым, подтверждая божественное слово, «на суд пришел Я в мир сей, - говорит Спаситель, - чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9:39)».

Если нас интересует исцеление собственной души, осуществимое только лишь на пути самоотвержения, заповеданного в Евангелие Спасителем, то не будем винить Бога или своих ближних, усматривая в них причину собственного неверия, бесчувствия или ожесточения сердца. Искренне покаемся пред Богом в собственной гордости и недостатке смирения, в собственной духовной слепоте, признавая себя невидящими, незнающими, непросвещенными, чтобы по благодати Его, со временем стать видящими, привлекая смиренным мнением о самом себе, Божье просвещение и спасение для своей души. Аминь.

Христос Воскресе!

иеромонах Игнатий (Смирнов)

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 409045

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 12:11
Ветер
3.1 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
747.0 мм рт. ст.
Влажность
90%