Записки уставщика Николая Сайки. Глава 4

Четвертая глава воспоминаний уставщика Старо-Валаамского монастыря послушника Николая Сайки, в которой он рассказывает о нарушителях устава, престольном празднике обители и о рыбной ловле, а также делится своим духовным опытом.
02.10.2022 Трудами братии монастыря  1 607
Вид на внешнее каре и храм апостолов Петра и Павла, нач. XX века
Вид на внешнее каре и храм апостолов Петра и Павла, нач. XX века

Записки уставщика

послушник Николай Сайки

Глава 4

Преступление и наказание

Попадались ли в Валаамском монастыре возмутители спокойствия? Следует признать, что попадались; особенно во время правления игумена Дамаскина, когда в монастырь по распоряжению Духовной консистории направлялись на покаяние и исправление лица, относящиеся к духовному сословию. Часть из них исправлялась, а другая нет.

Какие же меры воздействия к ним применялись?

Одним видом наказания, который определял настоятель, была молитва посреди трапезной на виду у всей братии, рядом с очередным, читающим молитвы, монахом. Молитва происходила так: сначала виновный осенял себя Крестным Знамением, затем следовал земной поклон. Во время перемены блюд, молитва прекращалась, чтобы раздатчики случайно не споткнулись о преклоненного кающегося и не облили его и себя горячим варевом. После трапезы кающийся шел к игумену просить прощения и благословения. Если виновного находили недостаточно раскаявшимся, ему назначалась та же мера воздействия, но одетому теперь в овчинный тулуп и валенки.

Если такое обмундирование было обязательным и летом в 25-30 градусную жару, то трудно отличить состояние наказуемого в трапезной от его же состояния на верхней полке в парилке /при условии, что он там отбивал бы земные поклоны: прим, пер./.

Если и это не помогало исправлению заблудшего, настоятель писал в Духовную Консисторию, прося перевести упрямца в другой монастырь. И тут начиналась бесконечная эпистолярная война. Я не был на Валааме во время правления Дамаскина и непосредственно после него, но слышал об этих баталиях от других.

Когда я был на послушании в сапожной мастерской, там было в то время 10 монахов. Одни чинили, другие шили сапоги, а я был в учениках. Порой кто-нибудь из бывалых начинал вспоминать дела давно минувших дней. Историю с тулупом и валенками я там и услышал. Сама форма наказания, правда, уже без «обмундирования», при мне была еще в силе. Что правда, то правда.

Сапожная мастерская монастыря
Сапожная мастерская монастыря

Два молитвенника

Непостижимо, но правда, что в Старом Валаамском монастыре двое были наказаны за пение псалмов после трапезы, когда по монастырскому уставу в кельях должна быть тишина. Возможно, мы, новоначальные, не знали этого правила, или его нарушение не считали таким уж тяжким преступлением. Нас было пятеро, или шестеро, знающих псалмы, и один из нас, Борис, предложил организовать молодежный хор. Было решено собраться в его кельи и испробовать свои силы в пении без нот. По нашему мнению, наиболее подходящим было время отдыха после трапезы, другого свободного времени не было. Как нам казалось, репетиция прошла хорошо, и настолько, что слух о нашем искусстве дошел до самого настоятеля. Сам он нас не слышал, но кто-то раскрыл это «большое» преступление. Первым номером нашей программы имел еси быть: «Ныне тайно изображаем Херувимов…», вторым: Символ веры Березовского и третьим: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…» на епископский глас, которая поется, когда епископ входит во храм и происходит его торжественная встреча. Итак, наше искусство получило гласность и стало официальным событием. На следующий день игумен Павлин пригласил нас к себе и огласил приговор. Я, нижеподписавшийся, и послушник Степан, впоследствии иеромонах Савва, оказались, по словам игумена, главными виновниками, так как раньше других участников «преступления» поселились в монастыре. Так мы, согласно монастырскому уставу, должны были вдвоем искупить вину всех. Это реализовалось в виде молитвы во время трапезы, длившейся полчаса. Нам повезло, что игумен распорядился молиться нам сообща и в стороне. Такое случалось редко.

Оказавшийся рядом со мной послушник шептал мне молитву фарисея, который якобы был менее грешен, чем другие. Меня это забавляло, и трудно было удержаться от смеха, ибо послушник этот был не лишен юмора, и такая молитва из-под палки шла не от сердца и была формальным наказанием.

В течение получаса мы изрядно согрелись, отбив свыше пятисот земных поклонов. Пот катил градом, подрясник прилипал к телу как банный лист.

Вот так, дорогие читатели... Трапеза закончилась и мы, два грешника, сопровождаемые псаломщиком, пошли просить прощения к игумену. Все должно было происходить по уставу. Игумен благословил нас, братья встали и спели благодарственные псалмы, а нам было разрешено покушать на поварне.

Трапезная монастыря
Трапезная монастыря

Моим духовником был иеромонах старец Памва, старший келейный игумена. После того, как нас отчитал игумен, он шепнул, чтобы мы зашли к нему на чаек. Для нас было большим утешением, что хоть один человек принял участие в наших душевных страданиях и на деле хотел проявить по отношению к нам милость самарянина. Через задний вход мы прошли на кухню игумена, где нас ожидал чай с вареньем и булкой. И надо же так случиться, что, как только мы приступили к чаепитию, вошел игумен и, обнаружив нас в неположенном месте, приступил к отцу Памве в упреком, что он-де нежит наказанных.

Добросердечный отец Памва отлично понимал нас, новоначальных, его подопечных. Я понял так, что у игумена было какое-то дело до отца Памвы, и, нигде не найдя его, он зашел на кухню.

Так мы вдруг прославились как послушники-молитвенники и усвоили, что в монашеской келье репетировать не следует, в особенности многоголосные вирши. Единственное, что нам оставалось, это удалиться куда-нибудь подальше от монастыря и где-нибудь на перекресте дорог или на другой стороне острова в какой-нибудь часовенке петь, сколько душе угодно и как позволит время.

Вскоре после этого послушник Степан постригся в рясофор, я же остался послушником, но меня фортуна тоже посещала. Иногда во время собраний правления меня приглашали на кухню игумена мыть посуду. В правление входили председательствующий игумен, наместник, казначей, благочинный, эконом, старший духовник, и начальник канцелярии. Перед собранием готовился шикарный ужин, естественно, в рамках монастырского устава. Однако посуды набиралось достаточно, и т.к. ужин затягивался на 2-3 часа, время уже позднее, то отец Памва просил помочь ему на кухне. Конечно, и мне перепадали крошки со стола правления.


Праздник основателей монастыря

28-го июня с большой торжественностью отмечался праздник основателей Валаама, преподобного Сергия и Германа. Убирался и чистился храм. Из складов выносились всевозможных видов и размеров ковры, вплоть до такого, который могли поднять и расстелить только 4 человека; длинные и узкие для коридоров, на которых священники стояли во время литании и полиелея, а также на следующий день во время праздничной литургии.

Во храм нужно было принести также облачения 12-ти священников, 6-ти диаконов и одеяния прочего клира. Ризничий иеромонах Фотий составил список участвующих в службе с архиепископом таким образом, чтобы не пострадал хор, т.к. в нем пели многие иеромонахи. У помощника эконома были свои заботы: подобрать людей для уборки внутреннего двора и собрать с десяток послушников, чтобы те принесли из лесу папоротника. Запрягалась лошадь, телега нагружалась двумя десятками больших плетеных корзин, и возглавляемая каким-нибудь монахом ватага отравлялась в лес за папоротником. Местами он рос густо, так что набирали его играючи. Второй группе поручалось нарвать полевых цветов, росших на Валааме в изобилии - ромашек, колокольчиков и любых других, что под руку попадалось.

До прихода парохода в 16 часов 20 минут дорога устилалась папоротником и сверху полевым цветами от собора до Знаменской часовни, около которой происходила торжественная встреча архиепископа.

Торжественная встреча правящего архиерея, 10-е гг. XX века
Торжественная встреча правящего архиерея, 10-е гг. XX века
Проходя мимо Никольского скита, пароход длинным гудком сообщал о своем прибытии и тут же начинал звонить самый большой колокол монастыря. По прибытии высокого гостя ожидал экипаж. Большая часть братии оставалась за Святыми воротами, но хоругвеносцы, свеченосцы, жезлоносец, архидиакон, иеродиакон и два иподиакона ждали в Знаменской часовне, где архиепископа облачали в епископскую мантию... Дьяконы кадили, хоругви полоскались на древках. Шествие по ковру из живых цветов подходит к Святым воротам, где игумен, правление и прочие монахи встречали архиепископа, и ему предлагают для поцелуя святой алтарный крест. Далее процессия с крестами, свечами и хоругвями, пройдя через Святые ворота, входит в собор.

Архиепископ кланяется мощам преподобного Сергия и Германа, целует раку. Затем следует короткий молебен, певчие поют владыке «Многая Лета». После недолгой проповеди архиепископ благословляет каждого в отдельности, затем уходит на отдых в царские покои, где вместе с правлением ужинает.

В 19 часов началась торжественная всенощная, длившаяся до 23.30 часов. Честно говоря, пение в течение 6 часов сойдет за полный рабочий день. В животе урчит, страшно хочется есть. Кто-то из певчих, возможно и запасся кусочком хлеба и съел его после всенощной, запивая чаем. В тех храмах, где архиепископ служил раз в год, его присутствие придавало празднику большую торжественность.


Петров день

Непосредственно после праздника Основателей монастыря 29-го июня был второй, одинаково торжественный день, праздник апостолов Петра и Павла. Монастырский большой храм был полон богомольцами с берегов Ладоги и других мест Финляндии.

Во главе Крестного хода шел архиепископ всея Финляндии, сначала вокруг храма против солнца, а потом до кладбища. Останавливались у алтаря, архиепископ кропил святой водой на все четыре стороны и молебен, начатый во храме, продолжался до второй остановки, на кладбище около большого гранитного креста. Здесь вновь повторялось кропление. Во время крестного хода братия пела: «Пресвятая Богородица, спаси нас; блаженные преподобные Сергие и Германе, молитесь за нас».

Канонарх между всеми фразами читал каноны Богородице и преподобным Сергию и Герману. Монахи несли на плечах носилки с закрепленной на них двойной иконой Тихвинской Божией Матери и преподобных отцов Сергия и Германа. Богомольцы, крестясь и кланяясь, становились под носилки и таким образом икона проносилась над ними.

Крестный ход возвращается во храм, где участники переодеваются в обычное монашеское одеяние.


Путина

Как известно, разные породы рыб икру мечут в разное время и лучше попадают в рыболовные сети, так как ходят стаей и поближе к берегу. Сиг в Ладоге трех видов: обычный, валаамка и черный сиг, который ловится темными летними или осенними ночами. Сига ловили сетями в запредельных водах монастыря, лосось и форель около островов Вощаный, Еланский и Мигорка, тоже в 12-15 км от монастырского острова. Прочую рыбу, как-то: щуку, налима, линя, корюшку и плотву ловили во внутренних водах. Лучший улов сига и лосося бывал около Мигорки, и тогда каждый рыбак получал по целой отварной рыбине. Лосось шел обычно поздней осенью.

Нас было четверо: монахи Гордий, за старшего, Тихон, Ксенофонт и я - на веслах за гребца и направляющего лодку во время спуска и подъема сетей. В лодке стоял небольшой камин, на нем посуда с водой; в ней оттаивались постоянно обледенелые от холодного ветра рукавицы и отогревались окоченевшие руки. Сети вытаскивались по очереди, работа эта тяжелая.

Мы остановились в рыбачьем домике в устье Никонова пролива. Ежедневно поднимали сети, вынимали рыбу и снова сети в воду. Ориентировались на какие-нибудь приметы на берегу, кривое или высокое дерево, какую-нибудь скалу особой формы и т.д. Якорем закреплялся буй, к которому длинной веревкой привязывались штук 20 сетей, закрепленных таким же образом другим буем, с другого конца, иначе сети унесло бы течением. При установке сетей необходимо знать и направление течения воды, и движения косяка рыбы, и места, где она лучше ловится.

Когда ориентиры были приметные, сети находились легко. Теперь мне хочется рассказать, как тяжело небольшой, скажем, 5-10-ти метровой лодке бороться с ветром и волнами. Тот раз мы оказались как бы в продолговатом заливе: справа был ровный берег, слева отдельные скалистые островки. Ветер усиливался, волны становились все выше, мы же подняли уже половину сетей.

Валаамские рыбаки
Валаамские рыбаки

Брат Ксенофонт сообразил, что если встать ногами на кормовую скамью, то при очередной волне, которая поднимает корму, понадобится немного усилий, чтобы поднять сеть. Но инициатива брата Ксенофонта совпала, к сожалению, с 9-ой волной, самой коварной. Она яростно набросилась, пенясь, на нашу лодку и залила бы ее, если бы мы не держали постоянно корму или нос против волны. Говорят, что яхтсмены больше всего опасаются 9-ой волны. Теперь, когда она сначала высоко подняла корму, а затем нос, корма опустилась настолько круто, что рационализатор потерял равновесие и упал в воду. Все мы были одеты в овечьи шубы, она-то и удерживала Ксенофонта на поверхности воды, хотя плавать он умел. К тому же наша лодка оказалась в так называемом водовороте перекрестного волнения, вызываемого регулярным откатом волны от твердого предмета, например, скалы, на который накладывается новая волна. Это явление вызывает наклоны лодки в разные стороны. Откатная волна выбила у меня из рук весло; одним веслом трудно направлять лодку, уносимую ветром в сторону опасных скал, на помощь дрейфующему монаху. Спустя некоторое время обнаружили запасное весло и общими усилиями добрались до брата Ксенофонта. Он, бедный, совсем выбился из сил и окоченел от холода. Улов того дня остался в сетях, нужно было скорее попасть в избушку и отогреть брата Ксенофонта. Ему повезло, что он не запутался руками в сетях, в противном случае ему бы пришлось вместе с сетями погрузиться на дно. Жизнь рыбака в постоянной опасности. Неудивительно, что рыбаки и мореходы избрали своим спасителем и покровителем святого Николая, который всегда поможет, если его достаточно благоговейно об этом попросят.


Другой случай на рыбалке

В разных местах на Валааме были размещены огневые точки министерства обороны. Одной из них была Никонова батарея.

Как обычно, мы следовали своим курсом на рыбалку, и вдруг в нашу сторону полетели сигнальные ракеты. Это означало, что нас вызывают на допрос в штаб батареи.

На дне лодки было несколько лососей. На берегу нас ждал дежурный младший офицер. Допрос происходил своеобразно: из нас никто не говорил по-фински, а в штабе никто не знал русского языка, но хорошо владели карандашом. Цифрами показали дозволенное пограничниками удаление от береговой линии, то ли на 500, то ли на 1500 м, кажется на 500. У них были сейсмические измерительные приборы, нам же с лодки определить расстояние на глазок было трудно. Границы рисуются на картах, а на воде их не видно.


Отец-исповедник и старец-духовник

Должен вернуться ко временам, когда я был в послушниках, к самой важной для монашествующих поре.

Большое значение в формировании монаха играет опытный учитель, на монастырском языке - старец. Одновременно он может быть и исповедником, если рукоположен в иеромонахи, в иеросхимонахи или признан как подвижник. Задача старца состояла в совершенствовании послушников и монахов в монашеском подвиге. Моим старцем стал приснопамятный иеромонах отец Памва, относящийся к своему делу с отеческой любовью. Он хорошо понимал новоначальных. Нас, послушников, было с десяток, мы бывали у него по воскресениям после обеда. Приходили все вместе, чтобы сэкономить его время: старец тоже нуждается в дневном отдыхе. Ранним утром, днем и вечером он руководил церковным хором. Затем его перевели в старшие келейные к игумену Павлину, и все же он продолжал петь, особенно на ранней литургии.

Иеромонах Памва
Иеромонах Памва
Он приглашал нас присесть, кого на стул, кого на лавку, а то и на пол, и начиналась беседа о книге отца Дорофея, кто что помнит. Затем он разъяснял и дополнял наше разумение учения отца Дорофея, благословлял каждого в отдельности и отпускал с Богом. Случались разногласия и недоразумения по какому-нибудь поводу. Их обязательно нужно было ликвидировать самому или с помощью старца. Бывало, что послушник получал какое-либо задание, а с инстанции повыше поступало иное распоряжение, первый же распорядитель где-то запропастился. Конечно, послушник выполнял второе задание и получал взбучку за невыполнение первого, я часто попадал в такое положение. Отец-исповедник Памва цитировал: «Попытайся претерпеть все и сподобишься венца вечной жизни» /Откр. Иоанна 2:10/. Вторым его любимым изречением было: "Претерпевший же до конца спасется” /Матф. 24:13/.

Поступившему в монастырь послушнику выдавали рясу, его определяли к старцу, который для ознакомления с первыми шагами монашеской жизни рекомендовал ему взять в библиотеке «12 поучений отца Дорофея», произведение, которым руководствуются во всех монастырях.

В этом сочинении есть между прочими рассказ о том, как на прогулке с послушником авва подобрал на опушке леса сухую палку, ткнул ее в землю около своей кельи и поручил послушнику поливать ее ежедневно, пока она не даст побеги. Послушник верил старцу и, поливая ежедневно сухую палку, дождался плодов своей веры: палка прижилась и дала побеги. В монастырской жизни принято подчеркивать, насколько важно отказаться от собственного «я» и подчиниться воле другого. Вера в руководителя-старца дает наилучшие результаты. В этом рассказе об этом как раз и говорится. Смиренный послушник считал старца святым и поэтому не сомневался в его словах.

Почему в наше время стало меньше подвижников? Причина в отсутствии веры. Кто нынче поверит безоговорочно монаху, что сухая палка может пустить корни? Он сочтет это бесполезным занятием, он не верит в это, а без веры трудно добиться чего-либо. Иисус говорит, что верующий в Него сможет верой передвигать горы. И еще Он говорит, что когда Он вернется на землю, вряд ли найдутся верующие в Него. В свое время Господь говорил Аврааму: «Если найдутся хоть 10 праведников, не уничтожу этот город».

Этими маленькими примерами я хотел показать самое важное в продвижении к монашескому совершенству: самоотвержение, подчинение себя чужой воле, безграничная вера во Христа - путь к высшей цели, в Царство Божие.

Не могу сказать, как монастырская власть относилась к другим, но относительно меня дела складывались так, что мне было даже определено место в церкви, которое я не мог менять. И все же я нарушил запрет и как-то поднялся на галерею над западным входом, откуда открывалась прекрасная перспектива на стройные ряды иеромонахов, шествующих от алтаря к выходу во время литии. Посреди богослужения отец-исповедник разыскал меня и отвел на отведенное мне место. По его мнению, я нарушил устав, позже мне разъяснили, что меня испытывали в смирении и послушании. В первую очередь старец обучает послушника именно этому, а также духовной красоте и пониманию этих эстетических категорий. Он обучает новоначального Иисусовой молитве, ступеням ее усвоения и преодолению опасностей, подстерегающих начинающего послушника. Молитва эта короткая, но действенная: бесы трепещут пред именем Иисуса Христа. Однако она должна исходить из сердца, не от разума.

Монах Мануил
Монах Мануил

Сначала старец учит молиться вслух, после усвоения первой ступени он разрешает переход к сердечной молитве, держа обучаемого под постоянным контролем.

Вот теперь-то и начинаются сложности: злой дух тоже контролирует начинающего подвижника, мешая ему углубиться в молитву. Возникает пауза. «Начни сначала», - советует старец, - «не унывай, это еще не настоящая молитва, это пока только привыкание к Иисусовой молитве. Когда начнешь молиться сердцем, это и будет настоящим началом. И всегда помни, что искуситель близко, и всячески старается отвлечь тебя от Иисусовой молитвы».

Я испытал на себе, насколько прав был старец, когда проходил первые ступени Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Не помню, сколько дней я уже практиковался в этой молитве, как в одно воскресное утро одетый я прилег на скамью, решив дождаться конца колокольного звона, а затем пойти на раннюю литургию. Прилег и уснул; и снится мне, что я один во храме, и навстречу мне идет какой-то схимонах, постоянно меняя свой облик: одежда его куда-то растворилась и чем ближе он подходит ко мне, тем черней и безобразней становится его лицо. Он говорит мне противным голосом: «Я не могу творить эту молитву, как же ты осмеливаешься?».

Душа моя трепещет, я пытаюсь поднять правую руку и сотворить крестное знамение, но какая-то сила удерживает ее. Наконец, мне с усилием удается вырвать руку, перекреститься - и дьявол исчезает. Я просыпаюсь с последним ударом колокола и иду в церковь.

Возможно, что у кого-то этот рассказ вызовет скептическую усмешку, а кто-то и вовсе не поверит. Но дело в том, что если подобное не случается в миру, то только потому, что здесь никто не подвизается в непрерывной Иисусовой молитве. Другое дело в - монастыре. Там, как нигде в другом месте, злой дух старается отвлечь монаха от Иисусовой молитвы. Пытаясь заполучить его в свои сети, идет даже на лесть: «Ты достиг уже таких высот, что можешь и отдохнуть».


Поучительные рассказы

Вспомнились вдруг отрывки из стихотворной поэмы Валаамского монаха Викентия. Я прошу прощения у читателей за то, что мне приходится называть злого духа его настоящим именем в целях более точного изложения сюжета: сатана посылает в мир своих помощников, чертей разного ранга, напакостить, кто где и как может; науськивать людей друг на друга, убивать, воевать, грабить, творить зло. Через определенное время каждый отчитывается перед своим начальником в содеянном зле: один хвастался устроенной где-то дракой, дошедшей до смертоубийства, другой спровоцировал войну, третий устроил пожар, но начальник недоволен. Наконец, приходит еще один, и смущаясь, опустив голову, докладывает, как он сорок лет трудился, чтобы склонить одного подвижника ко греху, и это ему удалось. «Побольше таких дел», - воскликнул сатана, посадил удачника одесную и приказал позолотить ему рога и копыта.

Я хотел здесь показать, насколько важно злому духу склонить подвижника ко греху, важней, чем гибель всего мира.

Однако позвольте мне рассказать истинный случай, о котором я читал у Дмитрия Ростовского в его Житиях Святых. Жил в пустыне подвижник Яков, Божьей милостью лечивший больных и изгонявший злых духов. В одной семье единственная дочь была одержима злым духом. Родители ее слышали о пустыннике и решили отвести дочь к нему. Подвижник изгнал злого духа, но родители из страха, что тот вновь сможет проникнуть в нее, уговорили пустынника разрешить девушке временно пожить у него. И все же пока временную победу одержал злой дух. Подвижник согрешил, да еще и со смертельным исходом. Однако и в этом случае Милость Божия оставила грешнику надежду. Он раскаялся в своих ужасных грехах и удалился в отдаленную пустынь. Он нашел там каменную пещеру, где разлагался труп убитого человека. Днем раскаявшийся грешник молился, а ночью, лежа рядом с трупом, вдыхал отвратительный запах, напоминающий ему о содеянном им злодеянии. Между тем замечу, что родители никогда больше не видели ни дочь, ни пустынника. Прошло много лет. Случилась сильная засуха, в самых глубоких колодцах кончилась вода. Напрасно жители этих мест молили небеса о спасительном дожде, везде царили смерть и запустение. После молебна епископу приснился сон, в котором незнакомец посоветовал ему вместе с жителями города отыскать пустынника, живущего в каменной пещере со скелетом. Незнакомец указал также и местность, где была эта пещера. Епископ вместе с жителями города и близлежащих окрестностей отправился на поиски пустынника и разыскал его.

Пустынник, сославшись на свою греховность, отказался понапрасну взывать к Богу, который не внемлет молитвам такого большого грешника. Епископ прочитал над ним разрешительную молитву, после чего подвижник Яков вышел из пещеры, опустившись на колени и подняв лицо и руки к небу, начал молиться. Во время молитвы небо начало затягиваться тучами, затем полил сильный дождь, колодцы и реки наполнились водой, и природа ожила. Преподобный Яков и епископ утвердились во мнении, что милостивый Бог простил грехи покаявшемуся. Мало этого, преподобному вернулся дар излечивать больных.

А вот другой рассказ. Один разбойник после очередного преступления никогда не забывал зайти в церковь, пасть на колени перед Распятием и просить прощения: «Боже, милостив буди мне грешному».

Раньше храмы никогда не закрывались. Раз пришел разбойник в церковь и попросил перед Распятием прощения, но вслед за ним вошел и черт и сказал Христу: «Он мой» - имея ввиду его душу. На это Христос ответил: «Разве ты не видишь, что он стоит на коленях передо мной? И поскольку я милостивый Бог и прощаю грехи всем раскаявшимся, он, следовательно, мой». Разбойник отдал Богу душу, а черту осталось только облизнуться.

Советы старца

Возможно, этот рассказ имеет отношение к преподобному Серафиму Саровскому. Один человек пожаловался старцу, что во храме его отвлекают постоянно посторонние мысли, что он только видимо присутствует в церкви, но не может углубиться в молитву.

Старец посоветовал искушаемому нечистой силой стать перед иконой Спасителя или Божьей Матери, не оглядываться по сторонам и помнить, что он стоит перед лицом самого Бога. Затем прийти и рассказать, насколько это удалось. Испытуемый рассказал, что все остается по-прежнему, т.к. искушение рассматривать прихожан настолько велико, что невозможно не оглядываться, что в свою очередь вызывает посторонние мысли.

Это явление старец сравнил с ветром. Никто не знает, откуда он приходит, где гуляет и куда уходит. Так и мысли приходят и уходят независимо от нашей воли. Однако, если приходят нечистые помыслы, надо знать, что они от злого духа и от них можно избавиться молитвой.

Возможно, это поучение из «Добротолюбия», а может быть и 50-ти летней давности совет моего старца, теперь в моем изложении.


В следующей главе Николай Сайки пишет о том, как он стал канонархом монастырского хора, о своей встрече с фрейлиной императрицы Анной Вырубовой, и о послушании кочегара, которое ему также довелось исполнять.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 408990

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 08:43
Ветер
4.0 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
747.6 мм рт. ст.
Влажность
88%