Записки уставщика Николая Сайки. Глава 8

Восьмая глава воспоминаний уставщика Старо-Валаамского монастыря послушника Николая Сайки, в которой он рассказывает о валаамских пустынниках и о том, как происходило погребение усопших в обители.
21.10.2022 Трудами братии монастыря  1 272
Вид на причал и на баркас, построенный для императорской семьи в 1865 году. 20-е годы XX века
Вид на причал и на баркас, построенный для императорской семьи в 1865 году. 20-е годы XX века

Записки уставщика

послушник Николай Сайки

Глава 8


Царская лодка

Однажды в воскресенье после обеда, по заведенному в монастыре порядку, я зашел к своему духовнику отцу Памве и, исполнив свой долг, решил воспользоваться чудной погодой и тремя часами свободного времени, чтобы побродить бесцельно. Я спустился по каменным ступенькам к берегу. Справа, привязанные к причалу, стояли несколько пароходов, слева, сквозь стеклянную дверь часовни, вижу икону Явления Божией Матери и мысленно повторяю тропарь: «Се бо начало нашего спасения...». Только в этой часовне дверь закрыта, видимо, по той причине, что вблизи расположилась армейская конюшня, и не хотелось из-за этого постоянно мыть пол в часовне. Прошелся дальше к коптильне, где коптились сети для лучшей сохранности, и дошел до бухты – места стоянки баркаса, именуемого царской лодкой.

Ко времени посещения Александром II и его семьей Валаама была специально построена эта большая лодка, в которой могли разместиться, кроме императорской семьи и игумена, шестнадцать гребцов и певчие. Во время рейса пели гимн «Пречудный Валаам-остров». Лодка была покрашена светло-зеленой, а дно – красной краской. Император Александр II посетил Валаам в 1865 году. В 1935 году лодке было семьдесят лет, но она выглядела совершенно новой. После этого я не бывал там. Интересно, там ли она еще?


Пустынники Старого Валаама

В XIX и начале XX века на Валааме числилось свыше двадцати келлий пустынников. В городе Куопио в музее православной церкви экспонируются живописные миниатюры, на которых изображены эти жилища подвижников.

Устав монастыря предусматривал участие пустынников в общих богослужениях и в святом Причастии, особенно во время постов и тем более во время Великого поста. Пустынники уединялись обычно на неделю, брали с собой в основном хлеб и овощи – летом другие продукты портились. Существовали разные формы подвижничества, на которые необходимо было благословение игумена. Если речь шла о полной изоляции, монахи или послушники оставляли для пустынника провизию недалеко от его жилища. При обете молчания, например, подвижник должен выдержать обещанный срок и ни с кем не разговаривать. Были пустынники, которые общались с паломниками, ищущими утешения и совета у старцев. Были подвижники, как, например, иеромонах Ефрем или в свое время игумен Дамаскин, которые спали в гробу. Это, по их мнению, напоминало им о непрерывной борьбе со злом вплоть до смертного часа. Великая книга учит: всегда помни о последнем часе, никто из смертных не грешит на смертном одре. Гроб постоянно напоминал об этом, так же, как и вечерняя молитва святого Иоанна Дамаскина: «Засну ли на этом ложе, как на смертном одре, или осветишь еще раз дневным светом мою грешную душу? Здесь моя могила, здесь ожидает меня смерть». Пустынников не страшил гроб, праведные всегда готовы предстать перед Господом. В той же молитве говорится далее: «Я страшусь Твоего суда, Господи, как и бесконечных мук, и, тем не менее, не перестаю грешить, вызывая Твой гнев. Господи, Боже мой, Господи, спаси меня независимо от моего желания. Пусть сложится моя судьба по воле Твоей».

Внутреннее убранство келии пустынника
Внутреннее убранство келии пустынника

Как и звезды на небосклоне, подвижники были разные по удаленности, размерам и яркости, хотя цель у всех была одна – спасение души. Напомню читателю имена некоторых из них.

Ясновидец иеросхимонах Антипа пришел на Валаам из Афонского монастыря. Двадцать лет он подвижничал во Всехсвятском ските, где была запрещена молочная пища и где питались там же выращенными овощами. Хлеб, растительное масло и картофель поставляла центральная усадьба. Антипа держался строгой аскезы, беспрерывно молился, питался очень скудно, в первую седмицу Великого поста и в Страстную неделю совершенно отказывался от пищи. По характеру он был кротким, все время в чем-то корил себя и ставил себя ниже всех. Валаам нравился ему больше, чем Афон, здесь он провел основную часть своей подвижнической жизни. Иеросхимонах Антипа скончался в 1882 году. Незадолго до смерти он сподобился от Господа дара ясновидения. Его похоронили за пределами скита, чтобы у женщин тоже была возможность навещать его, поскольку вход в скит был для них запрещен.

Схимонах Иоанн подвижничал в Предтеченском ските свыше тридцати лет. Четырнадцать лет он посвятил обету молчания, хотя в церкви читал и пел своим звучным голосом. Смиренный схимонах Иоанн перешел в вечность 7 августа 1894 года.

Схимонах Иоанн Молчальник, 90-е годы XIX века
Схимонах Иоанн Молчальник, 90-е годы XIX века

В полутора километрах от кельи пустынника Николая в сторону Тростяного мыса подвижничал пустынник схимонах Серафим. В молодости он работал каменщиком, затем постригся в монахи. Место, на котором стояла его избушка, красивое, но при мне она уже развалилась. Могила сохранилась с надгробной плитой, на которой он сам выбил год и день своей смерти. Как он и предсказал, он скончался в 1830 году.

В мое время было много пустынников. Выше я уже упоминал о иеросхимонахе Ефреме из Смоленского скита. Он пустынничал до календарной смуты, затем его назначили на место прежнего отца-исповедника иеромонаха Маркиана, сторонника старого календаря. Новая должность отца Ефрема обязывала его находиться в монастыре, и тем не менее он оставался в какой-то мере пустынником.

В Коневецком ските за порядком в церкви наблюдал схимонах Николай, а в Предтеченском – слепой схимонах Пион, читавший в церкви шестопсалмие наизусть.

Однажды мы с братом Виктором были у схиигумена Феодорита, одиноко обитавшего на Порфирьевом острове. Там не было церкви, была только часовня Серафима Саровского. Схиигумен Феодорит совершал богослужения в близлежащем Коневецком ските. И вот как-то разговор зашел о том, что было бы неплохо спеть на всенощной и Литургии в церкви Коневецкого скита. Сказано – сделано, после чего отец Феодорит пригласил нас на чай. Удовлетворение было обоюдное: для него это был праздник – богослужение с пением, для нас тоже – пение с богослужением. А так как пустынники схиигумен Феодорит и иеросхимонах Ефрем ежедневно совершали богослужения в одиночестве, тем более радостной была для них хоть какая-то помощь.

В первую седмицу Великого поста мы также пели и читали в Предтеченском ските.

Иеросхимонах Михаил, бывший иеромонах Тимон, подвижничал в Старом и Новом Валааме в непрестанной молитве, не выходя из помещения. Пищу ему оставляли у дверей кельи, ел он очень мало. В мое время его считали великим подвижником. Он принял нас с женой на Новом Валааме очень дружелюбно, мы с ним были знакомы еще со Старого Валаама. Хотя прошло уже двадцать восемь лет, он вспомнил уставщика довоенных лет. Благословив нас, он предсказал наше будущее, что и подтвердилось потом.

Изба игумена Дамаскина на Валааме. 10-е годы XX века
Изба игумена Дамаскина на Валааме. 10-е годы XX века

Упокой, Господи, душу раба твоего


Молитвы об усопших

Как известно, Валаамский монастырь уничтожался до основания несколько раз и, тем не менее, восстанавливался благодаря молитвам преподобных Сергия и Германа. Они внушали состоятельным людям добрые дела, умножающие их доходы, а затем – поездки на Валаам, чтобы те увидели своими глазами бедность и запустение в монастыре и помогали ему своими пожертвованиями. В ответ на это монастырь брался молиться за них и их родственников и при жизни, и после смерти.

Обилие поминальных книг сократили четырехугольными дощечками размером 30 х 30 см с приклеенными к ним листами бумаги с написанными на них именами усопших и покрытыми лаком для лучшей сохранности. Табличек этих было много, ими ведал экклезиарх и следил, чтобы они зачитывались на каждой ранней Литургии в алтаре. Монахи носили их в алтарь охапками. Кроме этого в монастыре и в скитах практиковалось непрекращающееся чтение Псалтыри. После кафизмы читалась «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь». Затем следовала молитва: «Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопших отцы и братию нашу, и сестры…» – и перечислялись имена усопших.

Звонница на Игуменском кладбище, 30-е годы XX века
Звонница на Игуменском кладбище, 30-е годы XX века

Однажды экклезиарх назначил меня сиделкой около умирающего монаха, в миру князя Мещерского. Деньги от проданного имущества он отдал в монастырь на свое содержание. Он был уже в возрасте, когда его постригли в рясофор, а позже – в монахи.

Он лежал в отдельной комнате с колокольчиком на груди на случай надобности. Мое дежурство началось в полночь. Кровообращение у него ухудшалось, и он постоянно просил помассировать ему ноги, хотя были одеты шерстяные носки. После того как он замолк, хотя губы его шевелились, я решил, что пора сходить в больничную церковь и попросить иеромонаха Викентия прочитать канон на отход души. В это время душа его отлетела, а тело нашло христианский конец.

В каноне этом священник просит Божию Матерь отделить душу от тела и стать заступницей ее в молитвах перед Сыном Своим, Иисусом Христом. Так как умирающий сам не в состоянии читать канон, это делает чаще всего отец-исповедник. Кроме того, он молит Господа о безболезненном отходе души и прощении грехов умирающего. На Старом Валааме всегда бдели у постели умирающего, чтобы душа не отходила без молитвы. Случались скоропостижные кончины, но думаю, что и в таких ситуациях читали канон и молитвы об отпущении грехов, так как душа еще пребывает около тела.


Вечный покой

Когда умирает монах, экклезиарх отвечает за обмывание тела, одежду, заказ гроба, место захоронения – за все действия, связанные с захоронением тела усопшего. В монастырях все просто и непритязательно. На Старом Валааме гробы делались из простых обструганных досок, в плечах немного шире, суженные к ногам. Подстилкой служила деревянная стружка, крышка без подъема, в середине ровная.

Мне довелось темным осенним утром приводить в порядок провалившуюся могилу при свете штормового фонаря, освещавшего чуть-чуть край, но не саму могилу. Скажу мимоходом, что на прошлой неделе рядом был похоронен кто-то из монахов; свежая могила все время обваливалась, я рисковал оказаться третьим в братской могиле. К тому же поднималось сильное зловоние из-под приподнявшегося края крышки гроба, что, в свою очередь, было вызвано провалившейся серединой крышки. Песок на свежей могиле еще не успел уплотниться и сыпался мне за шиворот, мешая работать. Я просил помощника, но мне отказали – все уже получили послушания. Вот так в монастыре темным осенним утром наедине с разлагающимся трупом учили меня послушанию.

На Старом Валааме была покойницкая, где усопший лежал в открытом гробе при свете четырех свечей. Во всю переднюю стену три иконы: в середине – Божией Матери и по бокам – преподобных Сергия и Германа.

Торжественная панихида на Игуменском кладбище, 20-е годы XX века
Торжественная панихида на Игуменском кладбище, 20-е годы XX века

Гроб с прахом покойного вносили в церковь в день похорон или накануне. Однажды второй экклезиарх назначил меня с 24 до 2 часов в соборе читать Псалтырь усопшему. Открытый гроб стоял в центре храма, горели три лампады – перед иконами Спасителя и Божией Матери и на раке преподобных Сергия и Германа. Вокруг усопшего в четырех подсвечниках теплились свечи. Аналой стоял немного в сторонке от гроба, но сердце колотилось, буквы прыгали, слабо освещенные пятнадцатикопеечной свечой. Сумеречная тишина пугала, мне было лет двадцать, а пугали меня с раннего детства, поэтому, видимо, я и выдержал это двухчасовое испытание.

Чтение Псалтыря входило в обязанности пожилых монахов, освобожденных от физического труда. Читались следующие псалмы: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 18, 21, 24, 27, 30, 32, 34, 36, 37, 40, 43, 46, 49, 51, 55, 58, 61, 64, 67, 68, 70, 72, 74, 77, 78, 81, 85, 88, 89, 91, 94, 97, 101, 103, 104, 105, 106, 107, 109, 112, 116:9, 118, 119:72, 119:176, 124, 134, 137, 140, 143, 145, 150. После каждого псалма читалась молитва «Помяни, Господи». У гроба иеромонаха равные по чину читают по очереди через два часа Евангелие. Прерывается чтение на время панихиды или другого богослужения. Если гроб стоит в церкви, чтение происходит там, если же он в покойницкой, чтение начинается после переноса его в больничную церковь.

Крышка гроба закрывалась у могилы после отпевания. Сначала окропляется крестообразно тело миром, которым покойный соборовался, затем на тело сыплется песок. Во время этой церемонии старший из священников читает определенные молитвы. Во время опускания гроба в могилу хор поет псалом, содержащий просьбу к земле принять творение Божие. Хоронили всегда на третий день после смерти, если же инок умирал в Сортавала, уходило, конечно, больше времени. Надо сказать, что отпевание монахов и иеромонахов продолжалось не менее двух часов, прибавьте к этому еще время прохода на кладбище и само захоронение. В этой части церемониала уставщик читает не менее часа с небольшими перерывами во время хорового пения.

На могилу цветов не клали, сразу шли обратно в церковь, где совершалась литания за покойного. С поминального стола в церкви брали вареный рис с изюмом и несли в трапезную. В начале трапезы пели «Вечную память» и закусывали. Зарывать могилу оставались два-три послушника. За время моего пребывания в монастыре было похоронено двести монахов. На странице 278 фотография из альбома монаха Валаамского монастыря. В какой-то из южных патриархий патриарха хоронят сидя, но никто не смог сказать, где.

Важно и обязательно на сороковой день, считая со дня смерти, совершать Литургию за покойного. Душу не оставляет ангел-хранитель, но на нее претендует также и дьявол. Совершенные за упокой душ богослужения облегчают преодоление мытарств. В каждой Литургии священник или дьякон молит Господа омыть своей бесценной кровью грехи поминаемых на богослужении душ. Святой Макарий Александрийский разъясняет, почему необходимо на третий, девятый и сороковой день и ежегодно в день смерти и именин совершать Божественную литургию за упокой души. Он долго размышлял по этому поводу и получил объяснение от ангела.

Первые два дня душа умершего может находиться, где хочет, и утешается ангелом-хранителем благодаря молитвам близких. Но в эти дня она не отходит далеко от тела, находится в своем доме или поблизости от него и в местах, которые ей при жизни нравились и где совершались ею милосердие и любовь.

На третий день душу ведут на поклон к Богу, после чего ей показывают рай и места обитания праведников. Это продолжается в течение шести дней с прославлением Господа, Создателя души. Душа забывает все скорби и полностью оставляет тело. Если душа грешна, начинаются угрызения совести.

На девятый день ангел-хранитель приводит душу снова на поклон к Богу, после чего ей показывают ад, где в течение тридцати дней знакомят с местами расплаты грешников за свои дела. В эти дни страдания души могут быть облегчены заупокойными молитвами и милосердием близких ей людей. Этот сорокадневный срок указан в Библии со ссылкой на Вознесение в сороковой день после Пасхи. Это соответствует православной вере, и православный может усомниться в этом только по невежеству.

На Старом Валааме на ранней Литургии молились за всех усопших. По большим праздникам тропари за усопших не читались, но во время проскомидии вполголоса читались поминальные таблицы в алтаре.



Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415151

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+1°
сегодня в 02:49
Ветер
1.3 м/с, ЮЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
761.5 мм рт. ст.
Влажность
95%