Проповедь иеромонаха Игнатия в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

Власть рассудка – это «ящик пандоры», который открыли первые люди, поверив дьяволу, что они станут богами, независимыми от своего Творца. Однако, если христианин захочет всё-таки вырваться из этого духовного застоя, то ему уже понадобится иная сила веры, которая затрагивает самые сокровенные и ценные для человека механизмы его души. Откуда начать её поиски?
29.01.2023 иеромонах Игнатий (Смирнов)  3 068

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Преподобный Макарий Великий написал в своих рукописях следующее: «Человек воспринимает состояние первозданного человека со всеми его душевными способностями, которыми служит Богу, и затем принимает в истинное и неизреченное наследие Самого Христа, живущего в нас, озаряющего нас и путеводствующего нас..» Из этих слов следует, что каждый православный христианин, прежде чем он соединится со Христом, должен воспринять в себе первозданное устроение человека. Возникает вопрос, в чём заключается это первозданное устроение человека? Как его в себе обрести? Откуда начать его поиски?

Прежде чем вылечить человека от болезни, врач изучает его физическое состояние: обследует органы, выявляет причины и характер болезни, а затем принимает решение — с чего начинать лечение. Также и в духовной жизни христианину требуется не только выявить ту или иную греховную страсть, паразитирующую на его душе, но и найти способ искоренить саму зависимость души от её воздействия.

И первое основное лекарство, которым необходимо обзавестись человеку в борьбе с дьяволом и греховными страстями, засевшими глубоко в его душе, является вера. Это не тот уровень веры, когда мы исповедуем Православие, посещаем регулярно храм, участвуем в Таинствах, читаем Святых Отцов и стараемся делать добрые дела. На начальном этапе нашего воцерковления каждый из нас это исполнял и продолжает исполнять в силу своей ревности ко спасению. Мы говорим о том действии веры, которое приходит впоследствии, после того, как первоначальное действие теряет свою силу и превращается для нас в обыденность и рутину церковной жизни. Как если бы грех, живущий в нас подобно вирусу, прошёл бы адаптацию к первому лекарству веры, мутировал, и продолжал бы дальше жить в нашем внутреннем человеке, не давая ему полноценно соединиться со Христом.

Кого-то может устраивать такое положение дел и он успокаивает себя тем, что он не совершает уже тяжких грехов, при этом, он же ходит регулярно в храм и участвует в Таинствах. Ну и что, что его исповедь состоит из одного и того же набора грехов? Наверное, так и должно быть? Человек перестаёт искать причины подобного духовного состояния, он смиряется перед властью над ним греха. На этом этапе духовная жизнь христианина переходит в рутину, становится одним из элементов его повседневной суеты и интересов наравне с работой, семьёй или творчеством.

Однако, если христианин захочет всё-таки вырваться из этого духовного застоя, то ему уже понадобится иная сила веры, которая затрагивает самые сокровенные и ценные для человека механизмы души. Один из них, лежащий на поверхности нашего внутреннего духовного видения, возможно, самое ценное и уязвимое место для человека — его рассудок или сознание. Яркий пример этому — наша регулярная духовная борьба с помыслами, которая сразу же останавливает внутреннее внимание человека на рассудке.

Рассудок даёт человеку осознание самовластия и свободы выбора, делает его индивидуумом среди остального мира. Страх потери рассудка для человека сродни потери самого себя. Именно поэтому любому христианину так трудно бороться с греховными помыслами. Этот страх объединяет всех людей, всё человечество, всего Адама как последствие грехопадения. Рассудок — та самая тростинка, за которую держится всё отпадшее от Бога человечество. Сломается эта тростинка, и всё прогрессивное общество посыплется как «карточный домик». Дьявол об этом прекрасно знает и манипулирует этим инструментом в своих коварных целях.

Власть рассудка над нами держится дьявольским страхом его потери. В свою очередь, этот страх становится стеной, о которой упоминает пророк Давид, между Богом и плотским человеком, порабощённом страстями: «Яко ты просветиши светильник мой, Господи Боже мой, просветиши тьму мою. Яко тобою избавлюся от искушения, и Богом моим пройду стену» (Пс. 17:30). Но Православие, путём веры и силы Христовой, нам открывает путь и способ преодолеть эту стену — власть рассудка в человеке, чтобы вернуться к тому внутреннему первозданному состоянию, которое потеряли первые люди.

Власть рассудка — это ящик Пандоры, который открыли первые люди, поверив дьяволу, что они станут богами, независимыми от своего Творца, и будут обладать собственной властью и пониманием всего сущего. И теперь каждый из нас может ощутить в себе последствия этой мнимой власти, доставшейся нашим праотцам. Нас угнетают различные помыслы, мы мучаемся в выборе, даже в мелочах, пребываем нередко в страхе и тревожности, подвержены зависимостям и греховным наклонностям, и при всём этом снова и снова опираемся не на молитву, а на собственное сознание и помыслы, которое обожествили в себе первые люди и передали нам по наследству. И сколько бы Господь ни совершал чудес в нашей жизни, ни укреплял бы нашу веру, мы как заговорённые продолжаем опираться во всём на наше сознание и помыслы, ища в них божественную силу и мудрость, обещанную дьяволом первым людям. Но вместо этого находим внутреннюю суету и томление души от наших страстей. Поэтому на определённом этапе духовной жизни христианину требуется обязательная переоценка своей веры, чтобы идти дальше в борьбе со своими страстями и дьяволом. В этой борьбе его опорой перестаёт быть рассудок в своей обожествлённой роли, а его место постепенно занимает вера, основанием которой служит молитва и безусловное доверие Богу. Повзрослевшая самостоятельность и самодостаточность, опиравшаяся на рассудок, уступает в человеке простоте веры и доверию ребёнка. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Что же поможет исправить ситуацию и повлиять на человека в состоянии порабощения собственному греховному сознанию? Что может дать силу нашей вере, которая вознеслась бы над властью рассудка и помыслов? Ответом на этот вопрос может стать сегодняшний евангельский эпизод, рассказывающий о начальнике мытарей и богатом человеке Закхее. Символично, что его первое общение со Христом произошло в тот момент, когда он находился на дереве. Символизм заключается в том, что дерево играет иную роль в истории человека: оно уже не служит ему соблазном закрыться от Бога в собственном сознании, где он самостоятельно вкушает плоды своих помыслов, от вкушения которых предостерегал Господь первых людей. Закхей нашёл ему другое применение: оно не поглотило его внимание, не стало стеной между ним и Христом, а послужило возвышенностью, молитвенной лествицей, по которой поднялась его душа, созданная по образу и подобию Божьему, объятая пламенным желанием увидеть Христа, и встретилась взглядом ума со своим Творцом. Эта встреча изменила внутреннее состояние Закхея, раскрыла его сердце и дала ему другую цель в жизни — поменяла его ориентиры, освободила от зависимостей, наполнила его внутренним ощущением блаженства от общения с Богом, помогла осознать горькую суетность и рабство души в привязанностях к материальному миру.

В то же самое время толпа «мнимых праведников» выстроилась стеной между Закхеем и Богом, символизируя ещё одну стену из помыслов и власти рассудочного мышления, но уже в познании Божественного Домостроительства нашего спасения. Эта стена, подобно безжалостному судье, не позволяет душе грешника встретиться в живом общении с Творцом. Доверие своим помыслам и собственному разуму вместе с гордостью и самомнением сделали этот союз по-настоящему дьявольским в людях. Мешающим не только собственную душу обратить к живому общению со Христом, делая из Живой и Рассуждающей Личности Бога «мертвую книгу» — книгу правил и законов, но и другим навязывающим собственное больное духовное устроение. Забывающим слова апостола Павла: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего… А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим.10:2-8). Словом веры, о котором говорит апостол, является прежде всего наша молитва, исповедующая Христа Богом во устах и в нашем сердце. Но, к сожалению, она не так нам притягательна, как общение с собственными страстными помыслами. В этом и состоит обольщение человека собственным рассудком, к которому мы обращаемся как к своему «оракулу». В нашем сознании, напоминающем райское дерево, среди крон мысленных потоков, как когда-то в Раю, продолжает скрываться змей, всё ещё играя с нами и предлагая нам ложную выгоду от вкушения плодов многообразных помыслов, рождающих в нас самообольщение и превозношение, и весь остальной ворох страстей и пороков.

Конечно же, речь здесь не идёт о том, что нам не нужен рассудок, — он важная часть нашей человеческой природы и необходим для выживания в этом мире. Но, к сожалению, как и остальные способности нашей души и тела, после грехопадения он стал доступным инструментом, который использует невидимый враг в борьбе против нас. Поэтому мы не должны безусловно и во всём опираться на него как на единственный элемент Богопознания и самопознания. Человек обладает ещё большей внутренней глубиной, чем нам представляет наш собственный рассудок. Но путеводителем к тем глубинам уже будет не рассудок, а мужественная вера и Сын Божий, Который и воплотился для того, чтобы открыть нам эту дорогу во внутренние завесы нашей души. Где человек соединяется со Христом во всех, невыразимых словами смыслах этого блаженного союза. Аминь.


Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 14:38
Ветер
0.9 м/с, ЮЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
756.2 мм рт. ст.
Влажность
84%