О покаянии

Как ныне в Богоявление в ирмосе (канон 6) поет о тебе Святая Церковь: "Глас словесе, светильник света, денница солнца, Предтеча, в пустыни покайтеся всем вопиет людем...".
 0
28050.p.jpgСпеши, брат, к покаянию

"Тебе убо возбраняше честных взирания скверн прежде привлеченное сквернение", "на икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы, всех покаявшися прегрешений твоих, всехвальная, прежних, со дерзновением Честному Древу поклонилася еси" (стихиры на Господи воззвах, Минея, служба 1 апреля).

Преподобная мати Мария! Благодать Божия, привлекающая грешных к покаянию, как бы испытывая тебя, возбраняет, препятствует тебе войти в Божий храм, чтоб поклониться святому, Животворящему (умершие духовно) Древу, чтоб более возбудить тебя к спасительной ревности, к сознанию твоих многих прегрешений, между тем, как прочие другие к сему свободно допускаются. Как много делала ты новых усилий, но какая-то невидимая сила тебя не допускала, отревала назад. Не так ли бывает со многими грешниками? Совесть, пробужденная благодатью, зовет душу: оставь грех, иди покайся, пока не ушло благоприятное время спасительного покаяния, пока смерть не похитила тебя, беспечную и нерадивую! Но сколько бывает различных препятствий, отвлекающих от покаяния: и мир, и диавол, и самый обольстительный грех, как бы составивши с собою союз, сему крепко сопротивляется. Но что делает преподобная Мария? Истомившаяся, отреваемая толпою назад, удаляется в притвор и в чувстве глубокого сердечного сокрушения обращает свои орошенные слезами сокрушения глаза на икону благословенной Богоотроковицы - надежде кающихся грешников, изливает пред нею теплые слезы, кается во всех согрешениях своих, и тогда уже невозбранно входит в св. храм, с любовью покланяется Животворящему Древу, веруя получить прощение, ради Пречистой Христовой Крови обагрившей сей Святой Крест. И мы, братия! Поревнуем сему примеру и, не смотря на множество своих грехов, ни на какие препятствия, поспешим в объятия спасительного покаяния, ни какими грехами не одоленного.

Продолжим для нравственного назидания мысль о препятствии святой Марии

Эта преграда сразу разорвала Гордиев узел страстей и привлекла ее к решительному, неизменному покаянию. Если бы сего не сделала спасительная благодать, то не осталась ли бы еще она на многие годы в сей пагубной мерзкой губительной страсти? Не так ли случается со многими? Обольстительный мерзкий грех, связавши своими крепкими узами человека, не дает никакой свободы, никакой надежды, чтобы, хотя мало возникнуть от его мучительства. Но вот Спасительная благодать, немощная врачующая, посылает нерадивому грешнику Крест скорбей – лишение славы, бедность, болезни, незаслуженные поношения от людей, запрещения, епитимии; и человек, переменившись, вступает в объятия Спасительного покаяния, взывая: "Отче! согреших на небо и пред Тобою", "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей". И после такого решительного покаяния святая Мария была томима желанием прежних предприятий в течение семнадцати лет, не смотря на то, что жила в дикой лишенной всяких удобств пустыни, питаясь кореньями и травами. Так и всякому грешнику обратившемуся приходится томиться от впечатления и воспоминания прежних страстей и иногда снова плакать и сокрушаться о своих невольных поползновениях, иногда так долго, даже до последнего издыхания. О злой, обольстительный грех! Ты минутно услаждаешь, но часто всю жизнь оскорбляешь и смущаешь. Через 17 лет борьбы с предприятиями и помыслами в пустыне, преподобная Мария, последние 30 лет покрываемая Божией благодатью, успокоилась, умиротворилась, получивши надежду всесовершенного прощения. Будем и мы благонадежны в милости Божией, веруя, что спасительные страдания Христовы, труды спасительного покаяния будут нам ручательством милости Божией. Ибо Господь говорит чрез Пророка: "Не хочу смерти грешника, но еже обратиться, и живу быти ему".

Благодушествуй, совершая покаяние

"Бездна последняя грехов обыде мя, и волнения не ктому терпя, но яко Иона Владыце вопию Ти: от тли мя возведи" (Великий Четверг, ирмос канона, глас 6, на утрени).

Вся жизнь моя переполнилась грехами, нет сил терпеть их бурного волнения и я, подобно Ионе, ниспустившемуся даже до ада во чрево китово, в котором он задыхался от чрезмерного жара и тесноты, так и я изнемогаю, томимый грехом, но, уповая на Твое великое милосердие, никакими грехами не преодоленное, взываю смиренно с ним: "Владыка! От тления страстей возведи мя, как и Иону возвел от кита, прообразуя свое тридневное воскресение, в нем же и в Пречистых, Животворящих Твоих Тайнах, да обрящу спасительные залоги спасительного твоего всепрощения, в них же весь мир, верующие души обретают примирение и спасение. Слава Тебе, Всемилостивый Господи Иисусе, грешников кающихся спасительное примирение и спасение. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, посетивший нас Своею милостью.

15 апреля. Великий Четверток. 1910 год

Божие милосердие к кающимся

"О чудесе! Иже херувимы носимый, блуднице жене беседоваше... хотя привлещи сию воистинну, уловляемую от супостата врага, и напоити ю водою живою, палимую в безместиих люте; яко един Благоутробный и Человеколюбец" (стихира на Господи воззвах, глас 4, в Неделю 5-ю по Пасхе о самаряныни).

Смотри, брат, Божие снисхождение и человеколюбие! Господь не гнушается блудницею, по выражению Церкви, падшую (разжигаемую) в безместих (в делах постыдных) люте (чрезмерно). И ты, если подвергнувшись греховным падениям, омрачил в себе Божий образ, осквернив себя грехопадениями, не отчаивайся! Хотя враг уловил тебя в свои многочисленные сети, прибеги к покаянию, в сокрушении и смирении души припади ко Господу, и как Господь самаряныню соделал святою мученицею за святую веру, и тебя Господь, как бы ни глубоко ты пал, соделает чадом Своей благодати, приняв твое сокрушенное покаяние, ибо несть греха побеждающего Божие милосердие.

Спеши в объятия спасительного покаяния

Был у отца игумена (Маврикия), просил его о содействии в описании библиотеки. Отец игумен любезно угостил чаем, обещался содействовать в этом деле, между прочим, говорил: "Святая Церковь в лице своих духоносных писателей как святого Андрея Критского, написавшего покаянный канон, оставила своим чадам на многие времена, на многие роды свои боговдохновенные песнопения для назидания верующих душ". Мысль отца игумена о духоносном поэте, воспевшем покаянную мысль на всем пространстве Святой Библии, не приглашает ли нас к спасительному прохождению святого покаяния, которым многие падшие и отверженные соделались чадами спасительного покаяния, которое Божиим милосердием, за молитвы отца игумена, да сопровождает нас до последнего нашего издыхания.

Уповай и терпи что найдет скорбное

"Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси" (Пс. 22:4).

Верующий человек, если бы даже проходил вратами смерти, если бы со всех сторон окружали его напасти, скорби, беды и искушения, никого ни убоится, ни устрашится. Он твердо, подражая псалмопевцу, взывает: "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?" и "аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю". Если же и случится что потерпеть скорбное, печальное, по совету святых Отцов, приими это, как велию Божию милость, грехи твои очищающую. Скорбями и добродетелями люди делаются прочнее, неизмененнее, но в покое и довольстве человек увлекается гордостью, надеждою на себя, забывая, что без помощи Божией ничто благое не совершается. Итак, терпи скорби, зная их пользу.


Не унывай, но спеши к покаянию

Если бы от злокозненного врага ты был ежедневно уязвлен, если бы грех неотступно преодолевал тебя, не возмалодушествуй, не унывай, не приходи в отчаяние, но, снова падши, восставай и вступай в объятия спасительного покаяния. Не унывай, представляя, что грех своим смрадом осквернил все существо твое, Божия спасительная благодать, немоществующая врачующая, милосердие Божие никакими грехами человеческими не одоленное, твое смиренное сокрушение с причащением Святых Христовых Таин, покаяние, сильны разрушить, уничтожить всякую твердыню греха, если бы она была крепка, подобна адаманту несокрушенному. Уповай на Бога, кающийся грешник!

Не оставляй покаянных трудов

Обновившись спасительным покаянием, пребывай в Его (Господа) объятиях, вкушая милости всепрощения Отца Небесного. Не льстись ничем временным, скоропреходящим, ищи горнего, укрепляй взоры души твоей к непреходящему, вечному, воздыхай к Отечеству Небесному, взывая с пророком: "Когда прииду и явлюся лицу Божию?". Все здешнее так обманчиво, ненадежно, приходит смерть и разрушает все земные надежды и заботы. Не слишком радуйся о земном благополучии и ни очень скорби о здешних скорбях и лишениях, все временное подобно цветочку, скоро увядающему, подобно листу осенью бурей оторванному. Итак, не прилепляйся ни к какой сласти и славе земной, но полагай всю надежду, всю любовь в Едином Господе Иисусе, иже есть монахов радосте.

Призыв к покаянию

Крестителю и Предтече Господень, Иоанне! Благодати тезоименитый, даруй нам многогрешным, спасительную благодать святого покаяния. Ты учил: "Сотворите плоды достойные покаяния", даруй нам оставить всякий пагубный, томящий нас грех, и укрепи хранить заповеди Христовы. Ты говорил: "Уже и секира при корени древа лежит. Всяко древо, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь", помоги нам в духе сокрушенного, смиренного покаяния возглашать со Святою Церковью: «Не посецы меня, Спасе, грешнаго, яко неплодную смоковницу, но на многая лета покаяния ми даруй, да принесу Тебе плод милостыни». Как ныне в Богоявление в ирмосе (канон 6) поет о тебе Святая Церковь: "Глас словесе, светильник света, денница солнца, Предтеча, в пустыни покайтеся всем вопиет людем...". Возгласи и в наши оглохшие душевно ушеса: "Покайтесь и обратитесь, пока серп смерти не пожал краткую жизнь вашу".

Фотоальбомы

Все фотоальбомы