«Вера без дел мертва...» - фотолетописец монастырской жизни

Сегодня снимки монаха Валаама можно встретить в музеях России и Франции, хранятся они в Международном музее фотографии города Рочестера в США.
01.11.2016 Трудами братии монастыря  13 564
В выставочном зале города Сестрорецка (Курортный район Санкт-Петербурга) состоялось открытие выставки фоторабот иеромонаха Валаамского монастыря Савватия (Севостьянова) «Пути Святой Горы. От Афона до Валаама».

Она приурочена к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон и организована по благословению епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Выставка продлится до 21 ноября 2016 г. Время работы: с 12.00 до 19.00 ежедневно, кроме среды. Адрес: г. Сестрорецк, площадь Свободы, дом 1. Вход – свободный.

Иеромонах Савватий представляет свое видение двух обителей – Валаамского монастыря, часто называемого "Северным Афоном", и Святой горы, откуда монашество пришло на Русь. Экспозиция состоит из более чем ста пятидесяти фотографий и посвящена памяти многих поколений иноков братских обителей.
* * *
Иеромонах Савватий, в миру Сергей Севостьянов, увлекался фотографией с детства, но собирался посвятить себя другому поприщу: закончил географический факультет МГУ. С фотокамерой Сергей объездил полстраны. Фотография, как говорит сам иеромонах, и подтолкнула его к Богу. В 1995 году в одной из поездок на его пути встретился старец Симеон, и беседа со этим человеком заставила Сергея изменить свою жизнь. А фотография из увлечения стала уже его монашеским послушанием.

На Валаам Сергей не готовился – собирался в Соловецкий монастырь, где его ждали. Неожиданно старец, к которому он пришел за благословением, произнес: "Валаам". Мог ли предположить будущий инок, что сто пятьдесят лет назад Валаамский монастырь был одним из первых мест в России, где по достоинству оценили фотоискусство, а одна из первых фотомастерских в России появилась именно здесь?

Выставка фоторабот иеромонаха Валаамского монастыря Савватия (Севостьянова)

Все снимки отца Савватия сделаны форматными камерами на огромных штативах, многие аппараты он собрал из разных деталей, найденных в подвалах монастыря, а снимает на серебряных пластинах, как это делали сто-сто пятьдесят лет назад. Фотографии, в основном, монохромные. Именно такие, считает монах, создают особую атмосферу, заставляют сосредоточиться на форме и изображении. Сегодня снимки монаха Валаама можно встретить в музеях России и Франции, хранятся они в Международном музее фотографии города Рочестера в США.

«Я восстановил старую валаамскую традицию, – рассказывает отец Савватий. – Фотография и на Афоне, и на Валааме появилась практически в один год – в 1853-м, вскоре после обнародования в 1839-1840 гг. изобретения камеры-обскуры. Именно ее стал использовать русский художник Сергей Левицкий для своей работы. Его друг Петр Иванович Севастьянов, профессор естествознания Санкт-Петербургской императорской академии наук, был известным этнографом, историком и специалистом по архипелагам. Севастьянов взял камеру-обскуру и стал брать ее с собой в экспедиции. Когда он приехал на Афон, новинкой заинтересовались монахи. Профессор подарил обители свое фотографическое оборудование и научил им пользоваться. Монахи построили за пределами монастыря, над морем целый трехэтажный дом – это была фотографическая мастерская.

Профессор Севастьянов, вернувшись в Россию, поехал на Валаам – на Северный Афон, и опять же с фотоаппаратурой, – продолжает рассказ иеромонах Савватий. – Валаамские монахи тоже захотели оснастить фотомастерскую, и он специально закупил, привез и подарил им оборудование. Так на Валааме появилась фотографическая мастерская, и двадцать человек были на фотографическом послушании.

Фотография как послушание – это часть моей духовной жизни, это вот та самая лестница, по которой я двигаюсь. Это большие испытания, потому что всякое творчество – оно личностное, а послушание требует отречения от своей воли».

И потому однажды отец Савватий пришел к игумену монастыря с просьбой сменить послушание. Игумен ему сказал: «Это потому, что ты творчеством в миру занимался из тщеславия, тщеславен был. Вот этим и питался. И подогревал себя, и энергия у тебя отсюда и черпалась-то. А здесь послушание, смиряться должен».

Отвечая на вопросы, отец Савватий поделился своими воспоминаниями, наблюдениями и умозаключениями, связанными с его сегодняшним послушанием – созданием фотолетописи монастырской жизни:

– Так случилось, что первая моя выставка была посвящена Ново-Иерусалимскому монастырю и называлась «Экскурсия или обитель». Тогда же я оставил свою основную работу, решив полностью посвятить себя творчеству. Сотрудники музея, которые были в то время в монастыре и часто видевшие меня с фотоаппаратом, предложили выставить мои фото. Позже ученые-этнографы пригласили с собой в поездку на Урал, и я около 10 лет ездил в поисках уходящих примет русской духовной жизни, заново открывая для себя Россию: снимал пермские поселения старообрядцев, костромские села, Псков, Новгород, Соловки. Многие коллекции фотографий были переданы в местные краеведческие музеи, а последней моей работой в миру стала книга «Крест над Россией», вышедшая в 1998 году.

Когда принял решение уйти в монастырь, старец, благословивший меня подвизаться именно на Валааме, сказал, чтобы я не оставлял фотографию.

– Какую роль сыграл в вашей жизни Афон?

– Первый раз меня послали туда в 1995 году, я был носильщиком у монахов. Потом бывал на Афоне много раз, а в один приезд провел там полтора года: жил по две-три недели в уединенном скиту вместе со своим духовником, а после, по его благословению, около недели путешествовал с фотоаппаратом по Горе и возвращался в скит.

– Каким было первое ваше впечатление от Святой Горы?

– Ощущал свое недостоинство. На Афоне всегда становишься учеником, наверное, там единственная в своем роде школа духовной жизни. Молю Бога, чтобы это ощущение у меня никогда не ушло.

Мне кажется, люди устроены так, что им нужен добрый пример. Это касается и монашества. Чтобы устоять в искушениях, нужно увидеть в других пример горячей веры. А как ее увидеть? Вот перед тобой афонский монах – и уже все понимаешь сердцем. Даже чтение книг столько не дает. Думаешь: «Если он живет так, почему я не могу?» Поэтому для меня так дороги портреты нынешних насельников Афона – они ведь живут в наши дни, рядом с нами.

– Кто же такие современные старцы, и есть ли они на самом деле?

– Старчество – это, конечно, не должность. Есть люди высокой духовной жизни, которых благословили окормлять еще и других, давать духовные советы. Благодать, которая на них почиет, их и прославляет. И я был свидетелем этих дарований: и прозорливости, и чудотворений, и исцелений…Есть даже афонские свидетельства о том, что некоторые монахи-святогорцы одновременно, как великие святые, могли находиться в разных местах и в одно мгновение времени совершать помощь в разных точках земного шара.

Приезжая с Афона, поражаешься, насколько ценности, которыми восторгается весь современный мир, ничтожны по сравнению с той духовной реальностью, которая существует на самом деле. Любой, кто попадает на Святую Гору, даже неверующий, возвращается преображенным, – я был свидетелем тому не раз.

– Тем не менее, не все паломники верят, что на Афоне сохранился тот самый дух монашеской жизни, которым он был славен на протяжении веков.

– Каждый обретет на Афоне то, что хочет найти. Кто ищет благодать, радость – там ее найдет, кто грех – тоже там его найдет. Поэтому и задача моего «творчества» проста: попасть в нужное место и нажать кнопку, – потому что наш Главный Художник уже все сделал. Что я могу еще придумать?
*** ** ***


Подписывать своим именем работы у монахов Валаамского монастыря не принято. И эти фотографии ничего не расскажут о своем авторе. За ними – только названия монастырей. За ними – молитвы братии и их особый мир – мир, которому больше десяти веков. И, как полагает фотолетописец Валаама, оставаться художником в монашестве совсем не просто: искушений много, и выдержать их может не каждый. Вот вот ведь сказано, что «Бог и намерение целует». Потому многие одним намерением и ограничиваются. Разве не удобнее, не спокойнее, без особых затрат?.. Что называется, «в мыслях — с вами»...


Улыбается в ответ иеромонах Савватий: «Ан, не выйдет. Вспомните Апостола: «Вера без дел мертва...»

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481035

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 06:12
Ветер
0.0 м/с, З
Осадки
0.0 мм
Давление
746.4 мм рт. ст.
Влажность
90%