На Валааме восстанавливают памятники на могилах старцев монастыря

«Не забудете мене, братие, егда молитеся!», у подвижников благочестия – краткие сведения об аскетических подвигах усопшего.
04.09.2017 Трудами братии монастыря  18 131
«…Приближает всех нас каждый прожитый час ближе к гробу.
Помни этот удел, накопляй добрых дел понемногу.
И отбрось суету, не стремись ко греху так беспечно,
Но в юдоли земной обновися душой к жизни вечной».
Монах Викентий (Попов)

Ветхозаветная традиция

Для православного человека кладбище – место будущего воскресения, будущей новой жизни. Никогда православный, в отличие от язычника, не назовет это место некрополем, то есть «городом мертвых». Русское слово «кладбище» – от слова «класть», «клад», и усопшие здесь «похоронены», то есть спрятаны, сохранены в ожидании всеобщего воскресения мертвых.

Забота о могилах усопших восходит ещё к ветхозаветной традиции. Так, например, библейскому патриарху Иосифу было небезразлично, где и как будут захоронены его кости; царя Саула погребли под дубом в Иависе, а царь и пророк Давид потом эти кости перенёс и перезахоронил подобающим образом. Начало торжественного поминовения усопших в вере положено в новозаветной Церкви благочестивым обыкновением творить память святых мучеников.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о посещении кладбищ: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что сегодня Господь Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы». Но кладбища нужны и живым.

Пожертвования на восстановление кладбища обители теперь можно оформить на нашем сайте (ссылка в конце статьи) в любое удобное для Вас время – в почитание тех, кто "так славно подвизался для блага своей обители и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь православный народ"!

Имена почивших напоминали святителю Игнатию Брянчанинову о преходящем и вечном: «Какое уединение на кладбище! Какая чудная священная тишина! Сколько воспоминаний! Какая странная, многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно стало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство.

DSC00126.jpg

Могилы праотцов моих ограждены кругом вековых дерев. Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! Сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листы! Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти веточки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придет на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и в течение краткой череды своей, также увянут, исчезнут. Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе!»

Люди святой жизни

Смерть для иноков есть лишь успение от многолетних трудов и лишений в жизни человеческой. «Там же, за гробом, их ждет воздаяние – Бог за труды их ведет в ликование, в вечный покой», писал о смерти монахов валаамский инок Викентий. Необыкновенное чувство испытываешь, когда находишься на монастырском кладбище. Нет печали и скорби, когда смотришь на могилки монахов, потому что знаешь, что похоронены здесь люди святой жизни, а значит своими духовными подвигами унаследовавшие жизнь вечную.

К сожалению, неизвестно местонахождение могил подвижников благочестия, погребенных после 1897 года: иконописца иеромонаха Алипия (Константинова), строителя Московского подворья схимонаха Иоанна (Собакина), духовника монастыря иеромонаха Михаила (Попова), библиотекаря монаха Иосифа (Шорина), схимонаха Галактиона (Егорова), схимонаха Авеля (Осколкова) и многих других сокрытых от мира подвижников.

«Хоть на крест, хоть на мучения, но умереть на Родине со своим народом»

В XIX веке при захоронении на могилу возлагали надгробие из гранита или путиловской плиты с высеченной на нем надписью и ставили деревянный крест, или литой крест на саму плиту. Надгробия изготовляли в монастырской каменотесной мастерской.

IMG_2526.jpg

На некоторых надгробиях, кроме сведений об усопшем, писали краткие эпитафии, например, «Не забудете мене, братие, егда молитеся!», у подвижников благочестия – краткие сведения об аскетических подвигах усопшего. И под каждой из этих скромных могильных плит – неповторимая жизнь и судьба инока, тихо и праведно трудившегося на святой земле Валаама. Для примера вспомним жизнеописания смиренных рабов Божиих монахов Викентия, Игнатия и Милия.

«…Отец Милий в храме чувствовал себя совсем дома. Для нас храм этот чужой и пуст, а для него наполнен святыми добрыми существами. Он относится к ним благоговейно, но просто, как к знакомцам высшего мира. Апостол Андрей первый водрузил крест на скалах Валаама - значит, он для отца Милия тоже родной, свой, валаамский…»
Борис Зайцев. Валаам

Отец Викентий поражал своей огромной эрудицией: он знал наизусть все партии богослужебных песнопений всего года. В конце своей жизни монах ослеп, но и тогда не оставил клиросного послушания: пел все наизусть, да еще и других поправлял. «Боже! Любви дай мне дух и терпения, Даруй мне видеть мои прегрешения, Чтобы не знал мой язык осуждения…»
"Великий Пост на Валааме"

***

Историческая справка До середины XVIII века сведения о братских захоронениях не сохранились. Только в 1751 году появляется первое упоминание о кладбище, изображение которого приводится на плане Валаамского монастыря, составленном сержантом Кексгольмского (ныне город Приозерск) гарнизонного полка Степаном Лехавым.

62ac1483420ce35617f800a3e3ea0cee.jpg В 1823-1830 гг. при игумене Ионафане (Здобине) кладбище было обнесено каменной оградой, построенной из кирпича местного производства; на кирпичных столбах укреплены деревянные решетки. По периметру ограды было расположено пять кирпичных башен. Шпили четырех угловых башен завершены фигурами трубящих ангелов, на пятой башне установлено изображение солнца. Купола и шпили башен покрыты железной «чешуей». В восточной и южной частях кладбища расположены ворота, выполненные в виде арки с деревянными крестами.

В 1865 году по территории кладбища с севера на юг был проложен кирпичный тоннель, связавший Водопроводный дом с корпусами монастыря. При проведении земляных работ были открыты древние погребения, останки тщательно собрали и перезахоронили в общую могилу. Впервые захоронения и план кладбища были составлены и описаны при игумене Дамаскине в 1871 году.

В 1882 году, при игумене Ионафане (Дмитриеве), на кладбище был поставлен общий каменный крест высотой четыре метра с пьедесталом из черного гранита.

В 1889 году было открыто новое монастырское кладбище (ныне Игуменское) при Назарьевской пустыни. Вся братия погребалась на новом монастырском кладбище. С июня 1901 года на братском кладбище возобновили захоронения, но уже поверх старых захоронений XIX века. В начале XX века между могилами посадили деревья: дубы, клены, липы. Последнее захоронение на братском кладбище состоялось 12 января 1940 г.: погребли схимонаха Евстафия (Терентьева).

За период с 1789 по 1940 гг. на территории братского кладбища было погребено 934 человека. При этом из-за отсутствия в архиве монастыря ведомостей об умершей братии до 1789 года количество погребенных на братском кладбище учтено не было.

***

ukV8U00NBfA.jpgПри бомбежке монастыря во время русско-финской войны 1939-1940 гг. кладбище пострадало. В 1940-1941 гг. на Валааме дислоцировалась школа боцманов ВМФ СССР и рота юнг. Именно в эти годы началось поругание векового братского кладбища.

«Печальное зрелище представляет из себя братское кладбище, где все кресты на могилах уничтожены, большие кресты черного полированного гранита разбиты на мелкие куски. Братские могилы сравнены с землею, – описывал кладбище игумен Харитон (Дунаев) в октябре 1941 года. – Особая злоба излита на кресты. Кому они так ненавистны? Ясно, что злому духу, а люди являются лишь жалкими орудиями этого духа».

Воспоминания игумена Харитона (Дунаева)

Продолжилось разрушение в 1950-1980 годах. Общий поклонный крест и намогильные кресты были разбиты, могильные плиты использовались для мощения дорог и строительства грузопассажирского причала в Монастырской бухте.

Восстановление Старого братского кладбища началось в 1985 году при Валаамском государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике. Были проведены обмеры ограды и фотофиксация захоронений, подготовлен проект реставрации. В 1989 году инициативной общественной группой «Экология рядовой архитектуры» было проведено натурное обследование и составлена схема расположения могильных плит с описанием надгробий.

Активные работы по восстановлению могил валаамских подвижников благочестия, похороненных до 1897 года включительно, ведутся с 1996 года. По благословению игумена монастыря епископа Троицкого Панкратия (Жердева) на братском кладбище были проведены археологические исследования, уточнена историческая планировка, составлен современный план расположения могил.

DSC08053.jpgРассказывает эконом Валаамского монастыря отец Ефрем: «Несмотря на наведенный порядок на Старом кладбище, оно находится в удручающем состоянии. В советское время кресты были разломаны, вывезены, сданы в металлолом. Многие надгробия брали для хозяйственных нужд. Мы помним, так происходило в России после революции повсеместно, когда удивительное беспамятство овладело умами многих людей. Почти все монастырские, церковные кладбища были в той или иной мере разрушены и осквернены. Их ровняли с землей, объясняя борьбой государства против религии. Мы восстанавливаем кладбище по архивным материалам о местах захоронений валаамских отцов».

С 2015 года восстановлено 22 надгробные плиты подвижников благочестия. В ближайшее время планируется восстановить три надгробные плиты монаху Викентию (Попову), монаху Игнатию (Лангинену) и монаху Милию (Богданову).

В ценах 2016 г.: изготовление гранитной плиты – 36 500 руб.; вырубка одного знака –300 руб.; отливка креста – 28 700 руб.

На гранитный плитах будет высечена следующая надпись:

Раб Божий
Монах Викентий
Более 20 лет до самой смерти трудился на клиросном
послушании
Имел поэтический дар.
Сконч.7 мая 1931 г. 66 лет от рожд.

***

Раб Божий
Монах Игнатий
утонул, спасая товарища
18 ноября 1867 г. 34 лет от рожд.
«Нет больше той любви,
как если кто положит душу
свою за друзей своих» (Ин.15:13)

***

Раб Божий
Монах Милий,
Смиренный инок и ревностный послушник
Подвизался в скитах Всех святых, Германовском
Был смотрителем Никольского скита.
Сконч.28 сентября 1939 г. 80 лет от рожд.
Жил в монастыре безвыходно 55 лет
Упокой, Господи, его душу!

Валаамская обитель просит откликнуться неравнодушных жертвователей и благотворителей и помочь в восстановлении захоронений старого братского кладбища.

***

На сайте монастыря разработан специальный модуль по приему пожертвований, и благодаря этому, Ваша искренняя помощь через пять минут окажется на далеком северном острове России. Механизм платежа виден внизу статьи (при просмотре на телефоне) или с левой стороны (при просмотре на компьютере).

IMG_8142.jpg

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415759

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+6°
сегодня в 20:06
Ветер
2.2 м/с, ЮЮЗ
Осадки
0.8 мм
Давление
759.8 мм рт. ст.
Влажность
92%