rus | eng
RSSВеб-камера

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Публикации
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной. О дивное чудо, рождается маленькая Девочка от престарелых родителей, в глухом израильском городке, и весь мир исполняется тайной радости. Ибо в этом маленьком существе, в этом сладчайшем имени Мария, заключена тайна домостроительства – спасения мира.

Сегодня исполняются чаяния всех пророков и воздыхания многих и многих поколений, взывавших о спасении погибающего рода человеческого. Ибо сегодня загорается Купина Неопалимая, утверждается Лествица от земли на небо, открываются Врата, ведущие во Святая Святых Любви Божией, возвышается несекомая Гора, приосененная славою крестной любви, восходит прекрасная Луна, являющая Солнце Правды и Свет Жизни вечной.

Сегодня звучит сладчайшая, неслышанная доселе, прелюдия к великой божественной симфонии спасения мира, и сокровенный лейтмотив этой дивной музыки – смиренная, жертвенная, крестная любовь, которую Пресвятая Дева Божиим определением, пронаречением и предизбранием, но и собственным, личным самоопределением и подвигом сможет воплотить и явить миру во всей своей силе, чистоте, красоте и святости. Предназначение Пречистой Богородицы – именно Богоматеринство. Стать Матерью воплощенного Бога, стать и Матерью всего спасаемого человечества, рождающей всякую душу во Христе и для Христа.

В купели пречистых слез любви и сострадания – весь путь Богородичный от рождения Ее даже до успения и дальше, в Ее небесной славе, – есть путь высочайшего, благороднейшего, жертвенного, крестного служения, примирения, умилостивления, спасения. И не зря, не случайно наша Православная Церковь непрестанно оглашает дерзновенным призыванием: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Где Христос, там Она молчаливо, ходатайственно предстоит, как в Кане Галилейской, как при Голгофском Кресте и молится, молится и плачет, ибо вся Она – милость, вся Она – нежность, вся Она – неизреченное милосердие и всепрощение. И Ею и только Ею приносим мы наши молитвы к Богу, Она есть Ключ, открывающий нам Царство Христово. Она – Та тайная Чаша, из которой мы причащаемся Тела и Крови, которые Она дала Христу для спасения мира. Она – та непобедимая теплота Духа Святого, которая умягчает и согревает наши сердца к плодоношению плодов духовных: мира, радости, долготерпения, милосердия… И все сие служение любви и милосердия Богоматернего совершается, как и ныне празднуемое Ее Рождество, в тишине и кротком смирении Рабы Господней, и только Церковь и Дух Святой в наших сердцах свидетельствуют, что Она – воистину честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, и немолчно воспевают таинство любви прекрасной Богоотроковицы, "Се бо отныне ублажат Мя все роди".

Поэтому, дорогие братья и сестры, о Рождестве Ее всякая тварь радуется и обновляется, и

Церковь в свое благолепие украшается. Она есть радость и слава мира и его прямая цель. Сама Премудрость, в мире воплощенная, есть Слово Божие, Логос, но Премудрость, Его приемлющая и воплощающая наитием Духа Святого, есть Приснодева. Она – "Божие место" в Божием мире, Престол Божий в храме творения, и Она в Себе соединяет, таинственно, но жизненно, нити всего человечества. Пречистая Богоотроковица Собою являет всю силу человеческой святости в ее высшем проявлении и полноте.

Но почему же святое человечество дано нам в образе женского, послушного естества, а не в силе мужественного начала? Человек как новый Адам явлен нам во Христе, истинно Боге и истинно Человеке, со стороны же тварного человечества, Девы Марии, приличествует быть явлено послушанию, кротости, смирению и чистоте, с тем чтобы в обоих была явлена вся полнота совершенства.

Она есть "Жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна, и на голове ее венец из 12 звезд" – образ Боговоплощения. Она есть Жена, приуготовляющая себя к браку Агнца, Она есть Святый Град, Небесный Иерусалим, который нисходит с неба, от Бога, имеющий Славу Божию. И Она, приходящая в мир ныне, в Рождестве Своем, но ушедшая из него в Успении Своем, приидет в мир во славе Сына Своего и Духа Святого, на Ней почивающего. И нынешний день раскрывается для нас в своем значении как начальное приближение к миру и человечеству Духа Святого, сходящего на Нее в Благовещении как Богозачатии и в Успении как Ее прославлении.

Сегодня воссиявает таинственная Заря, и всяческая исполняются светом истинного Боговедения. Сегодня источается неистощимая Река воды живой и очищает всякие скверны греховные и страстные. Сегодня раскрывается прекрасный Цвет чистоты, изливающий в мир благоухание Свое во исцеление многим. Сегодня открывается Святое Святых любви Божией, идеже вечный Архиерей и Мать священнодействуют крестную жертву о спасении мира. Сегодня Ковчег Нового Завета вносится в мир, и Церковь одевается в багряницу царского священства, в белую ризу слез умилостивления.

О всемилостивая Дева, Богородице Марие, Радосте всех радостей, Радосте всея твари, даруй и нам, измученным грехами и скорбями, днесь радоваться крестною радостию о дивном Рождестве Твоем и о всех тайнах Твоих, даруй нам сию Богородичную Твою радость пронести во вся дни жизни нашей, ею озарять всех людей Твоих, скорбящих, страждущих и заблудших. И по кончине нашей исполни желание наше и дай нам чистым сердцем узрети Тя, кроткую радость небесных и земных, во славе Твоего смирения, и воспевати Тя во веки веков. Аминь.

Схиигумен Серафим (Барадель), 21 сентября 2005 г. Валаамский монастырь.
21.09.2005
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: