Слово на Успение Богородицы

Сегодня, дорогие мои, наша Богородичная Пасха, и нам, любящим Пресвятую Богородицу, надлежит приветствовать друг друга светлым пасхальным приветствием: «Пречистая воскресе» – «Воистину воскресе!». Она – чудо чистоты, Она – чудо красоты, Она – чудо благости, Она – высота любви, неудобозримая и ангельскими очима, Она – и глубина скорби, непостижимая человеческими помыслами. В Ней почивает сокровенная тайна крестной, жертвенной, материнской любви, и поэтому о Ней можно только молчать и плакать.
29.08.2005 Трудами братии монастыря  11 340
Сегодня, дорогие мои, наша Богородичная Пасха, и нам, любящим Пресвятую Богородицу, надлежит приветствовать друг друга светлым пасхальным приветствием: "Пречистая воскресе" – "Воистину воскресе!". Она – чудо чистоты, Она – чудо красоты, Она – чудо благости, Она – высота любви, неудобозримая и ангельскими очима, Она – и глубина скорби, непостижимая человеческими помыслами. В Ней почивает сокровенная тайна крестной, жертвенной, материнской любви, и поэтому о Ней можно только молчать и плакать.

И Она Сама становится в нас источником слез в лицезрении дивных Богоматерних тайн Ее. Она родилась как Дочь человеческая, жила бедно, в безвестности в Назарете. Но вот Господь призрел на смирение рабы Своей, и в благовещении Ей было открыто все великое и страшное дело спасения рода человеческого. И на призыв сраспинаться Христу Она ответила: "Се раба Господня".

Вся Ее жизнь, в таинственном неразрывном соединении с Сыном, – была постоянным Голгофским восхождением, исполненным лишений, болезней и непонимания. Но самой страшной была скорбь любви о страждущем Сыне и о погибающих людях, которая достигла своей кульминации в Ее страшном предстоянии при Кресте Господа.

Но и после воскресения и вознесения эта сокровенная печаль еще усугубилась. Как Она томилась на земле, как Ей было тяжело находиться в рамках этого темного, тесного мира. Как Она, пречистая, нескверная Голубица, скучала о возлюбленном Сыне…

Но всю сию безмерную скорбь Богородичного креста Она мужественно и кротко несла в духе послушания и преданности воле Божией. И после вознесения Она оставалась на земле в радость и утешение апостолам – как чистейшее отражение красоты Господней. И Она была светлым средоточием и нетленным вдохновением нового народа христианского.

Но вот пришел желанный час Ее – разрешиться от тела и прейти от земли на небо. И сие преставление, честное успение Ее мы благоговейно празднуем сегодня, возлюбленные братия мои. Но как же так: мы стоим у смертного одра, а Церковь призывает нас радоваться, веселиться и торжествовать? Да, ибо сегодня совершается тайно воскресение, вознесение и прославление Пречистой, а в Ее лице – и всего тварного мира, о Ней радующегося.

"Во успении мира не оставила еси, Богородице", – вся жизнь Церкви, да и всего мира, свидетельствует о сем чуде Богоматерней любви. Она всех любит о Сыне Своем, в Своем всечеловеческом существе как Мать соединяя всех и вся: в сердце Своем и в природе Своей. Нет никого и ничего, что оставалось бы чуждо этой любви, даже если кто-то не открывается в ответ на Ее любовь. Все равно любовь Богоматерняя нежно, покровно и молчаливо объемлет всех и стучит кротким призывом в двери каждого сердца. Преподобному Андрею когда то открылись небеса, в которых однако отсутствовала всегда сущая в них Богородица. Ибо Она сходила на землю, к скорбящим людям Своим.

Богоматерь ныне вкушает высшее небесное блаженство как Присноблаженная, которое, однако, растворяется непостижимо со скорбью и страданием этого мира. Ее предстояние у Креста доныне продолжается, и Она плачет о мире и с миром.

"Во успении мира не оставила еси, Богородице", – Она живет с нами, и эта Ее близость к миру, человечеству и природе и составляет дивную тайну откровения о Богоматери, сущей в мире. На ложе смертном, в болезни, на поле брани, в радостях и скорбях, из которых состоит жизнь наша, всегда с нами Она – милующая и спасающая, вдохновляющая. Она есть радостей Радость, Духоносица, ибо совершенная радость и есть сам Дух Святый, в Ней нам открывшийся.

Она – "в молитвах неусыпающая" – всегда обращается к Сыну с ходатайством, как это было на браке в Кане Галилейской: "Вина не имут" – вина жизни с подлинной радостью, бодростью, вдохновением. Все упали и погибают во грехах и страстях…

Доколе Матерь Иисусова оставалась на земле, Ее любовь была как бы ограничена земною плотию. Но уже сейчас, с Ее восшествием на небо, всякая граница снята. И это вселенское служение Богоматернего Покрова, простираемого над миром, дано ныне Ей в честном успении, в котором и Она призвана вместе с сыном на брачный пир человечества, на Пасху Христову, в успении Своем, Пасхе Богородичной.

О Царице небесе и земли, Дивная Отроковица Мария! Ты в успении мира не оставила еси. Ты зришь, в какой скорби мир совершает Твое честное погребение. К светлой радости Твоего гроба приносим мы ныне всю скорбь и мрак, нас окружающие. Будь и ныне с нами, Пречистая, буди с нами в печали нашей и во всех предстоящих нам испытаниях. Блажим Тя вси роди, милосердная Матерь наша, Богородица Дева, и славим Успение Твое, зовущее на весь мир – "Пречистая Воскресе" – и нам уже ничего не страшно. Аминь.

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь 29 августа 2005 г.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 417081

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 09:13
Ветер
1.3 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
768.3 мм рт. ст.
Влажность
79%