В Санкт-Петербурге открылась выставка «Лето Господне. Свет Валаама». Она посвящена 25-летию возрождения монашества в Валаамской обители. Часть выставки представляют работы современного фотохудожника Уральской горно-металлургической компании Павла Козионова. На его снимках запечатлена новейшая история древнего монастыря, стороны его жизни, которые зачастую могут ускользнуть от взгляда туриста или паломника.
В Санкт-Петербурге открылась выставка «Лето Господне. Свет Валаама». Она посвящена 25-летию возрождения монашества в Валаамской обители. Часть выставки представляют работы современного фотохудожника Уральской горно-металлургической компании Павла Козионова. На его снимках запечатлена новейшая история древнего монастыря, стороны его жизни, которые зачастую могут ускользнуть от взгляда туриста или паломника.
***
Над одним из своих лучших снимков фотограф Павел Козионов трудился семь лет из одиннадцати. С 2004 года он ездит на Валаам, снимает природу и монастырь, труды насельников обители. Эти работы известны и выставлялись во многих городах России и Европы, в его архиве – тысячи фотографий.
Показать красоту Божьего мира
Неуловимым для Павла оставался Валаамский закат: он длится всего лишь несколько минут, будто вспышкой отражается в Ладоге, а затем скрывается за горизонтом. Однажды фотограф все-таки поймал его на озере. Взгляду зрителя открывается вид на Никольский скит, над ним – наступающие сумерки, но зеркало воды и яркое закатное небо вместе будто отвоевывают свое пространство. Мы знаем, что ночь наступит, что солнечное небо погаснет и вновь ускользнет за горизонт. Но мгновение, захваченное художником, останется неизменным.
– На Валааме время измеряется как-то по-другому, – делится своим опытом Павел. – Зимой, например, вроде все спокойно, меньше суеты, все размеренно, а мне его все равно не хватает.
В 2003 году в монастыре начал восстанавливаться Воскресенский скит, вскоре Павел приехал на остров, чтобы запечатлевать процесс возрождения монашеской жизни. Именно тогда началась и работа фотографа на Валааме. Только он не любит называть это исключительно работой, и на это есть особенные причины: «Моя душа тянется к этому месту».
– Помните, когда Вы впервые оказались на острове?
– Я искал возможность приехать сюда из Екатеринбурга. В турагентство обратился: «На Валаам во́зите?» – «Возим. А где это?» В итоге прилетел в Петербург, сел на теплоход, так и оказался на Валааме. С погодой жутко не повезло. Дождь, как снимать? А на второй день познакомился с отцом Мефодием. Это было 27 мая 2004 года. В те годы часто отключали свет, трудно было заряжать аккумуляторы. Я всегда ходил по острову с фонариком. Техника в тот момент не позволила запечатлеть одну ночную картину: из собора после службы выходили монахи, паломники, в темноте разбредались по своим кельям. И у каждого в руке был фонарик.
Послушание - монастырский фотограф
– Как изменился Валаам с тех пор?
– Монастырь, архитектура меняются. Я видел, как возрождаются стены. Самое главное, я вижу возрастание братии. Есть портреты монахов, образ которых поражает.
Свободное время Павел также проводит на острове: посещает двунадесятые праздники, снимает визиты гостей. Его глазами мы видим обычную жизнь монастырской братии. Акцент делается не только на лица, но и на действия: ловля рыбы зимой в форелевом хозяйстве, выпекание хлеба, молитва. Один из ярких снимков был сделан на монастырской ферме, которая сейчас также получила вторую жизнь: отец Агапий держит в руках новорожденного теленка.
Монастырь XXI века имеет свой фото-прообраз и в веке XIX. Во второй половине столетия на острове появилась фото-мастерская, в которой трудились до 20 послушников. Как и сейчас, снимали природу, деятельность братии. Подписи ставили на рамках: «Скалы Ильинскаго скита», «На рыбной ловлѣ», «Братiя на сѣнокосѣ».
Другие лица, другое качество съемки. Историческая важность их несомненна. В музеях, архивах и библиотеках сохранилось всего около 150 снимков, некоторые из них можно найти в сети. Остальные – утеряны.
Сейчас монастырь постепенно начинает собирать свой архив: от 1989 года, когда на остров вернулись монахи, и до наших дней. Туда входят не только фотографии Павла Козионова, но и снимки, сделанные братией Валаамского монастыря: иеромонаха Савватия, иеродиакона Августина, монаха Анастасия и других. Как и в XIX в., живущие в обители послушники и монахи фиксируют практически каждый день обители. Сотрудники Валаамского музея отмечают, что если сегодняшние фотографии обладают художественной ценностью, то со временем они будут рассматриваться в том числе и как красноречивое историческое свидетельство.
Текст: трудами братии Валаамского монастыря + Екатерина Рачкова.
Фотографии: Павел Козионов.
При перепубликации фотографий просим соблюдать ГК РФ ст.1255-1302 об авторском праве.