rus | eng
RSSВеб-камера

Епископ Троицкий Панкратий совершил монашеский постриг насельников Валаамского монастыря

Публикации
Епископ Троицкий Панкратий совершил монашеский постриг насельников Валаамского монастыря Вчера, 08 апреля 2014 года, на острове произошло важнейшее монастырское событие – игумен Валаамской обители, Преосвященнейший епископ Троицкий Панкратий, совершил чин монашеского пострига сразу четырех братьев. Как проходила подготовка к постригу? И в чем особенность производства подрясников, ряс, мантий и прочих предметов монашеского одеяния?

Подготовка к монашескому постригу начинается заранее, как минимум за полгода. Сначала все кандидатуры представляются на рассмотрение Духовного собора Валаамского монастыря, затем окончательный протокол Духовного собора передается в Канцелярию обители. И вот после этого начинается основная работа.

Сотрудникам монастырской Канцелярии нужно подготовить много документов (биографии, справки, характеристики и проч.), которые затем будут представлены для утверждения в Московскую Патриархию и лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу – священноигумену всех ставропигиальных монастырей России, в том числе и Валаамской обители. Без письменного благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви невозможно совершить монашеский постриг.

Причем параллельно с работой Канцелярии, монастырская швейная мастерская должна в сжатые сроки изготовить специальные облачения для каждого из новопостригаемых, да еще и по несколько комплектов. Давайте вместе посчитаем, сколько же вещей полагается монаху: специальная постригальная рубаха, мантия, клобук, подрясник и ряса, а также срачица (нижняя длинная рубаха для пребывания в келье). Итого – шесть вещей весьма непростого покроя….  

- У каждого монаха должно быть минимум два подрясника: в идеале - зимний и летний, то есть полушерстяной и из смесовой ткани. Конечно, что-то необходимо иметь и на подмену в период стирки, - рассказывает монах Евстафий (Подоровский), отвечающий за вещевое обеспечение Валаамского монастыря. - Мы бы с удовольствием, заказывали подрясники из ткани «мухояр» – известной в старину бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью. Впервые упоминание о ней на Руси встречается в описи имущества Ивана Грозного, но никто в мире ее уже и не выпускает. Так что, шьем из тех тканей, которые предлагает нам современный мир.

Кстати, в Валаамской швейной мастерской занимаются не только пошивом всего необходимого, но и – ремонтом и «подгонкой» облачений с учетом индивидуальных особенностей роста и комплекции каждого конкретного монаха. Впрочем, если у сотрудников швейной мастерской, скапливается слишком много работы (а такое бывает часто – монастырь ведь большой!), то на помощь приходит Питерское подворье Валаамской обители, послушники которого в местной швейной мастерской выполняют часть заказов, а потом отправляют готовые вещи на остров. Такая взаимовыручка очень сплачивает братию монастыря. Также среди помощников обители – и сестры Свято-Елизаветинского женского монастыря в Минске, которые помогают шить довольно большой объём подрясников и срачиц для нашей братии. Низкий им поклон за отзывчивость и искусную работу!

- На стороне мы также заказываем камилавки – особые головные уборы цилиндрической формы, которые выдаются при возведении в чин рясофорного послушника. Камилавка символизирует собой терновый венец Иисуса Христа, а также умерщвление плоти, - поясняет отец Евстафий. – Несмотря на то, что и наши валаамские мастера могут их делать, камилавки для нас изготавливает в Москве одно специализированное предприятие. Так получается и быстрее, и дешевле.

Кстати, камилавка служит основой для клобука: к ней пришивается покров черного цвета, который спускаются тремя длинными концами в виде лент по плечам и спине до самого пояса. В древности этот покров делался из плотной ткани, что позволяло ему защищать голову своего владельца от холода. В настоящее время этот покров приобрел и практическое значение: за счет длинных концов клобук легко снимается и может «повисать» на плече у монаха. Он не занимает рук, и монах может спокойно креститься и совершать поклоны.

Интересно, что в чине пострига клобук именуется шлемом спасения и непостыдного упования, согласно словам апостола Павла: «Оболкшеся в броню веры и любве и шлем упования спасения» (1 Сол. 5, 8). В другом же месте у него же говорится: «И шлем спасения восприимите во еже возмощи стати противу кознем диавольским» (Ефес. 6, 11, 17). А нижняя этого «покрывала послушания», разделяющаяся на три длинных конца, знаменует троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха.

- Чем больше монах преуспевает в своем духовном развитии, чем меньше он связан с внешним миром, – продолжает отец Евстафий, - и тем меньше он думает о своем одеянии. И тогда уже не важно, в чем ходить, что кушать. Главное для настоящего монаха - его внутреннее молитвенное состояние, душевное равновесие. Молитва становится основной одеждой - нашим покровом и постоянным внутренним деланием.

Александр Веригин, Екатерина Коротнева
09.04.2014
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: