rus | eng
RSSВеб-камера

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

Публикации
Отверзи уста моя, Чистая, и наполнятся Духа, и слово отрыгну, Тебе, Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою, радуяся, Твоя чудеса...

Начинали мы путь Великого поста с Адамовым плачем о потерянном рае, а сегодня, в завершении великопостного поприща, Церковь ликует и торжествует, ибо является новый, тайный, словесный, одушевленный Рай, пречистая Богородица и приснодева Мария; и нынешний праздник Благовещения, и прямо к нему неслучайно в этом году примыкающая Похвала Богородицы являются как бы окончательным запечатлением всего нашего великопостного подвига.

Попытаемся, возлюбленные мои братья и сестры, любящим и умиленным сердцем приникнуть в глубокий богословский и мистический смысл сего праздника, ибо смиренная Раба Господня только смиренным, кротким и сокрушенным сердцем открывает Свои тайны, возвещает Своя чудеса.

Весь путь Великого поста многообразно говорит нам о высоте призвания Человека в Боге, о том, что Человек создан по образу и по подобию Божию, создан для богообщения и богопричастности; о том, что он – сын Божий и наследник крестной славы Святой Троицы. Бог воплотился, говорят Отцы, и стал человеком, дабы человек стал богом по благодати.

Адам и Ева через гордость, непослушание и похоть утратили сие достоинство, но мы, потомки их, помним и тоскуем, и плачем о потерянном рае... Но возможно ли нам рай вновь обрести, когда кругом одни ужасы, уродство, грехи, смерть...? Да, дорогие мои братья, да! ибо сегодня человеколюбивый Бог воплощается и вочеловечивается, чтобы Крестом и Воскресением нам дать покаяние. И покаянием в конце пути человек неизреченно становится живым и одушевленным раем. Таковыми были все Святые, но выше всех, ярче всех, чище всех, прекраснее и чуднее всех, не токмо людей, но и Херувимов и Серафимов, и всех ангельских чинов стоит Пресвятая, пречистая, преблагословенная, славная Владычица наша Богородица и приснодева Мария.

Великий Пост и, в особенности, невечерние и нетварные светы воскресных дней его является богословским, аскетическим и молитвенным созерцанием тайн Боговоплощения и Богообщения, облеченным в чудесную Богодухновенную поэзию. Это гимн, торжествующий в светлой печали своей, величию и славе Человека. И Церковь, в конце постного пути, ставя перед нашим созерцанием образ Пречистой Богородицы, благодатного сосуда Духа Святаго, давшей человечеству Богочеловека, "краснаго добротою паче сынов человеческих", свидетельствует о том, как много дано человеку Богом, к чему призван он Создателем своим, куда ведет восхождение его на путях Богочеловечества. Кающегося грешника Церковь, как нежная мать, даже в суровые дни Поста утешительно и вдохновенно снова и снова уверяет и в его богосыновстве, и в его богоподобной славе: "Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений. Ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вожделенное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя".

В такой осиянности несозданным светом богочеловечества прошли мы тягостный путь покаяния – путь веры, надежды и любви; веры в Бога, в Его милосердие кающимся, и веры в человека, которому присуще богосыновство. И сегодня, и завтра в день Похвалы Богородицы, но и во вся дни живота нашего всерадостно и вдохновенно воспеваем мы: "Благовестите день от дне спасения Бога нашего. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля...", ибо ко Благовещению от создания мира предназначена была тварь, его ждала и жаждала. О нем воздыхали и плакали Пророки и Праведники. Его восхотел и Сам всеблагий Бог, от века приявший в божественном, троическом Своем Совете сотворение человека по образу Божию и по подобию. И вот ОНО СЕГОДНЯ СОВЕРШИЛОСЬ. Пречистыми устами смиренной Приснодевы были произнесены слова, решающие судьбы человеческого рода: "Се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему". Не может быть сказано вернее, точнее и кратче, с устранением всего лишнего, ненужного, несоответственного, нежели изглаголано Пречистою. Но Ею и с Нею рекла это мироспасительное слово всякая тварь, радующаяся о Ней, ангельский собор и человеческий род, вместе со всей тварной природой, чутко приникающей и затаившейся в слышании тайны Благовещения ("птица гнезда не вьет в этот день", – гласит чуткое сердце простого русского православного народа). С Нею рекла и изрекает доселе и всякая душа человеческая, открывающаяся к приятию Святаго Духа, к обретению воплощающегося Христа, "нас ради и нашего ради спасения"; всякая душа, путем покаяния, послушания и плача, борющаяся и желающая восстановить в себе красоту и славу Образа Божия.

Но эти слова, сказанные Приснодевой Марией: "Се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему", таят еще более глубокий и, я бы сказал, более страшный смысл. Они произнесены в ответ не на славу и честь стать Матерью Бога Вышнего, а на призыв сраспинаться Христу, поднять Богоматерний Крест. В момент Благовещения юной Богоотроковице открылась вся предстоящая Ей Богородичная Голгофа, жизнь, исполненная великих болезней и скорбей. Своим чутким, девственным сердцем Она узнала, что Ей придется принести в жертву и самые свои материнские чувства, отдать возлюбленного Сына на служение и дальше на заклание и распятие. И на сей страшный призыв, до конца СТОЯТЬ ПРИ КРЕСТЕ ИИСУСОВЕ, Она, пречистая Голубица, кротко и мужественно ответствовала: "Се раба Господня, буди ми по крестному глаголу Твоему"... Любовь жертвенна по природе своей, и сила любви есть мера жертвенности, и сию меру жертвенности превышает Пречистая во всех веках и во всех мирах: "Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас" (преп. Силуан Афонский). Такова, братие мои дорогие, сокровенная весть Крестного Благовещения, и в наши дни, когда вокруг нашей истерзанной злобой сильных мира сего и окровавленной планеты сгущается апокалиптическая тьма и ужас, лучи благовещенской зари и радости все равно должны пробиваться через темные облака отчаяния и безысходной печали. Это именно соответствует великой туче и тяжелым испытаниям нашего времени, когда "дракон стал перед Женой, которой надлежало родить дитя, дабы, когда она родит, пожрать Ее младенца", как пророчествует Апокалипсис (Откр.12,4). Однако, на эту злобу его слышится кроткая всепобеждающая песнь Рабы Господней: "Расточи гордыя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи", ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Аминь.

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь 7 Апреля 2011 г.
07.04.2011
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: