rus | eng
RSSВеб-камера

Слово на Благовещение

Публикации
Дорогие братья и сестры, сегодня в суровой пустыне Великого поста процветает дивный крин девственной чистоты, благоухающий нетленным благоуханием святыни Приснодевы Марии. Сегодня Церковь Божия отлагает темные ризы печали и сетования и чудно облачается в лазоревую, голубую ризу Богородичной благодати. Сегодня возсиявает нам весенняя, жемчужная заря нового богопознания. Явление той крестной, жертвенной любви, которой живет Cама Пресвятая Троица: Сын Божий грядет в мир, зрак раба прием, как муж скорбей испить чашу человеческого горя, как пречистый Агнец Божий спасти людей от грехов их не преславною державою Своею, а глубочайшей Гефсиманской тоскою и страшной Голгофской Жертвою. Благовещение есть прямое свидетельство о любви Божией к миру. Любовь жертвенна по природе своей, сила любви есть мера жертвенности. Любовь Божия безмерна и неизъяснима в жертвенной крестности своей: "Больше сея любве никтоже…", и так Господь настолько жалел людей, что Он захотел пострадать за нас и через крестное таинство дать нам пречистое Тело Свое и Честную Кровь Свою в пищу нетленную. Но и Матерь Божия носила такую печаль, такую жалость о погибающих людях, что Она тоже захотела сраспинаться, сострадать Своему Божественному Сыну. Разделить Его голгофский путь до конца. И Ее слова, сказанные сегодня: "Се раба Господня…", – сказаны в ответ не на славу и честь стать Матерью Господа Вышняго, а на призыв сраспинаться Христу, поднять Богоматерний крест. В момент Благовещения сердечному взору юной Отроковицы открылась вся предстоящая Ей Богородичная Голгофа, жизнь, исполненная великих болезней и скорбей, Своим чистейшим сердцем Она узнала, что Ей придется принести в жертву и самые Свои материнские чувства, отдать возлюбленного Сына на служение и дальше на заклание и распятие. И на сей страшный призыв Она кротко и мужественно ответствовала: "Се раба Господня…". Пресвятая Богородица есть тайный рай, в себе носящий Распятого Христа. Но сия тайна была открыта не богословскому уму, а кроткому, сокрушенному, молящемуся сердцу плачущему. Вероискупительная жертва Христа есть Его Божественная Кровь, излиянная на Голгофе, а умилостивительная жертва Пресвятой Девы суть Ее неизреченные слезы, текущие из раненного материнского сердца. И как мы знаем, даже сейчас в небесной славе Своей Она не перестает проливать слезы о погибающем мире. Ее предстояние у креста и доселе непостижимо продолжается. Такова сокровенная весть Крестного Благовещения, которая слышится в глубине кающегося и плачущего сердца. И в этом году, чудным совпадением, сладчайшее благоухание Благовещенской Лилии сплетается с строгими, печальными, Крестопоклонными песнопениями. Крест есть единственный прямой путь к радости спасению: "Се бо прииде крестом радость всему миру", к водворению Царствия Божия в сердцах наших и во всем мире. Крест – знамение победы, и он есть вечное свидетельство любви Божией к миру, как и нашей любви к Богу и к человеку. Крест есть сила жертвенной любви – эта любовь и есть подлинная радость, победная, торжествующая радость навеки. Потому Кресто-Благовещение есть сугубо Благовещение, ибо в нем благовествуется и начало, и середина, и конец, и путь, и цель, и в нем Архангельский глас "Радуйся, Благодатная" естественно переходит и сливается с крестопреклонением: "Кресту Твоему…". Но ныне Церковь Божия взывает: "Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля", – и душа наша, повинуясь церковному гласу, понуждаемая любовию и благодарностью к Пречистой Деве, в священном восторге приносит к Пречистым ногам Ее убогий песненный дар: "Радуйся Благодатная…".

Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь 7 апреля 2005 г.
07.04.2005
×

Сообщение об ошибке

Текст с ошибкой:
Описание ошибки: